Слайд 1Организация исследовательской деятельности в учебно- воспитательном процессе
Слайд 2Актуальность
В школьной жизни ребенка учебная деятельность является ведущей
и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот
период развиваются формы мышления, обеспечивающие усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении и повседневной жизни.
Слайд 3Цель исследования:
развитие творческих способностей учащихся через использование методов и
приемов исследовательской деятельности в УВП.
Слайд 4Изучение психолого-педагогической и методической литературы по применению и организации исследовательской
деятельности учащихся в УВП.
Освоение методов и приемов организации исследовательской деятельности.
Разработка
и внедрение системы по организации исследовательской деятельности в УВП на разных ступенях обучения по разным направлениям.
Задачи исследования:
Слайд 5
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования: УВП в условиях организации исследовательской
деятельности.
Слайд 6Гипотеза исследования: организация исследовательской деятельности в учебно- воспитательном процессе способствует
развитию творческих способностей учащихся.
Слайд 7
Методы исследования:
1. Эмпирические – наблюдения, анкетирование, опрос.
2. Теоретические
– анализ методической литературы, учебной и дополнительной программы.
Слайд 8
Ожидаемые результаты:
Повышение качества знаний учащихся гимназии.
Вовлечение большего числа учащихся гимназии
в исследовательскую деятельность
Слайд 9Схема соотношения понятий исследовательской деятельности
Слайд 101. Исследовательская деятельность- деятельность, связанная с поиском ответа на творческую,
исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных
этапов, характерных для исследования в научной сфере.
2. Учебно-исследовательская деятельность- процесс решения учащимися научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания.
вывод
Слайд 11Условия реализации эксперимента
дополнительный материал об объектах природы, учитывающий интересы
учащихся 5-11 классов с использованием Интернет- ресурсов, компьютерных образовательных программ,
творческие
уроки, основанные на работе с натуральными объектами через элементы исследовательской деятельности,
формирование нестандартного, творческого мышления, способности применять полученные знания в новой ситуации,
занятия кружков с организацией научно- практических экспедиций в природу, миниконференций, презентаций,
элективные курсы на старшей ступени образования,
привлечение к участию в научно- практических конференциях всех учащихся гимназии (1-11 класс).
Слайд 12Этапы реализации исследовательского метода:
Выбор темы исследования (тема должна быть актуальной).
Литературные
изыскания(подборка фактов, анализ проблем по литературным источникам)
Проведение эксперимента (эксперимент, как
и любое другое научное наблюдение, должен планироваться таким образом, чтобы на каждую градацию изучаемого фактора (варианта) приходилось несколько повторностей (наблюдение не должно быть единичным)).
Обработка результатов исследования.
Представление результатов исследования.
Презентация исследования (публичная защита).
Слайд 13Анализ организации исследовательской деятельности в УВП проводился по нескольким направлениям:
посещение
уроков и занятий кружков, выявление элементов, методов и приемов исследовательской
деятельности, использующихся учащимися в практической деятельности.
опрос и анкетирование учащихся (выборка учащихся 5 – 11 кл. случайная)
Слайд 14В ходе ОЭР при организации исследовательской деятельности в УВП учитывались:
Уровень
развития творческих способностей учащихся;
Учебные навыки и умения;
Способность мыслить нестандартно, применять
теоретические знания на практике;
Обученность, состоящая из программных и внепрограммных ЗУНов.
Слайд 15Результаты анкетирования 2005 года
Слайд 16
Результаты контроля освоения учащимися учебных элементов при выполнении исследовательских работ.
Каждая группа
столбцов отражает коэффициенты выполнения одного из семи
учебных
элементов в пяти видах эксперимента
Слайд 17
Уровни сформированности учебной исследовательской деятельности в
9-11 классах
(по результатам
эксперимента).
Слайд 18Результаты анкетирования 2008 года
Слайд 19Результаты эксперимента:
Результаты (внешние): Количество учащихся- победителей районных олимпиад по экологии
и биологии 2006 год- 5 человек, 2007 год- 14 человек;
количество учащихся – участников областной конференции школьников 2006 год-3 человека, призёров- 3, 2007 год-4, призёров-3 человека. В 2007 году 2 человека - лауреаты II Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива». Начиная с 2003 года, ежегодно учащиеся автора принимают участие в межрайонной экологической олимпиаде школьников «Поветлужье», областных экологических олимпиадах, областных конференциях школьников. Количество участников значительно увеличивается.
Результаты (внутренние): Развитие умений учащихся осуществлять анализ определённой экологической проблемы и находить пути её решения с 60%- в начале обучения проектным и исследовательским методам экологии до 90%- в конце. Развитие умений проводить мониторинг, прогнозировать результат и доводить его до воплощения в практику с 33% до 80%.
Слайд 20
Этапы прохождения учащегося через исследовательскую деятельность в структуре учебно- воспитательного
процесса:
1- ый уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в
поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров.
2-ой уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования и т.д.
3-ий уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения учащегося через систему спецкурсов, спецсеминаров.
4-ый уровень – творческий, продуктивно-деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов.
Слайд 21
вывод
Гипотеза исследования подтвердилась, действительно организация исследовательской
деятельности в учебно- воспитательном процессе способствует развитию творческих способностей учащихся,
если:
реализуются возможности исследовательского подхода, способствующего формированию у учащихся познавательного интереса, самостоятельности, творческой активности, стремления овладеть исследовательскими умениями и навыками, составляющими основу научно-исследовательской деятельности;
обеспечивается формирование мотивации научно-исследовательской деятельности учащихся посредством структурирования и целенаправленного отбора учебного материала для создания проблемных ситуаций, организации субъект-субъектных отношений учителя и ребёнка, основанных на принципах взаимного доверия, соучастия, равноправного партнерства, диалога;
осуществляется активизация научно-исследовательской деятельности школьников на основе создания и разрешения проблемных ситуаций, способствующих «включенности» в активную мыслительную деятельность, направленную на расширение диапазона знаний о научном исследовании, на развитие логических форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.), приобретение первоначального опыта научно-исследовательской деятельности;
предусматривается включение учащихся в деятельность по овладению исследовательскими умениями и навыками на основе оптимального сочетания традиционного и проблемного обучения.