Слайд 1
Подготовила: Петренко Елена Николаевна, учитель биологии МБОУ СОШ №
3
Г. Сургут 2015
Проектная и исследовательская деятельность школьников
Слайд 2- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями
формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперимент, оценивать полученные результаты;
- овладение умением
сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- формирование умений проведения точных измерений и оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
Требования, предъявляемые ФГОС к предметной области «Естественнонаучные предметы»:
Слайд 3Что такое проект
Проект- план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий
его создание.
Проектная деятельность- совместная поэтапная деятельность учащихся, имеющая общую цель,
согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Обязательное условие- наличие заранее выработанных представлений о конечном результате.
Слайд 4Что такое исследование
Исследование- процесс выработки новых знаний.
Исследовательская деятельность- проведение определенной
работы по получению информации, её обобщению, постановке эксперимента, анализу полученных
результатов.
Слайд 5Методы научного познания
Методы, используемые в
проектной деятельности:
Эмпирические методы:
наблюдение, сравнение,
эксперимент
Математические методы:
метод визуализации данных, методы и модели теории
графов
и сетевого моделирования и др.
Теоретические: моделирование,
абстрагирование, анализ и синтез,
восхождение от абстрактного
к конкретному
Методы, используемые
в исследовательской
деятельности:
Основной метод исследовательский
Слайд 6Основные различия проекта и исследования
Слайд 7Основные различия в приобретаемых навыках
Слайд 8Классификация проектов:
1. «Проект – игра» -участие школьников в групповой деятельности.
2. «Экскурсионный проект» –выход учащихся за пределы школы.
3. «Повествовательный проект»
–рассказ детей в самой разнообразной форме.
4.«Инструктивный проект»- целенаправленная деятельность, нацеленная на создание конкретного полезного продукта.
5. «Мини – проект» – может уложиться один урок или часть урока.
6. «Краткосрочный проект» – основная работа выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома.
7. «Среднесрочный проект» - выполняется группами в течении недель и месяцев.
8. «Долгосрочный проект» - осуществляется работа во внеурочное время как группами так и индивидуально.
9. «Практико – ориентированный» - решение практических задач, имеет реальные потребительские свойства.
10. «Учебный проект» – воспроизведение каких - либо этапов исследования объектов.
11. «Информационный проект» - сбор и распространение информации.
12. «Творческий проект» - свободный, творческий подходом к трактовке проблемы, к работе над проектом и к презентации результатов.
13. «Социальный проект» - поднимается социально значимая тема.
Слайд 9По типам деятельности учащихся
Реферативные
работы
Экспериментальные Натуралистические
технические
Исследовательские
Слайд 10Этапы проведения проектной и исследовательской работы учащихся:
Целеполагание, выбор темы.
Изучение литературных
источников по выбранной теме.
Работа над проектом или исследованием.
Анализ и оформление
результатов.
Презентация работы.
Рефлексия, контроль и коррекция (осмысление результатов и подведение итогов – та часть проекта (исследования), которой реже всего уделяется внимание, но этот этап один из самых важных. От результатов работы зависит желание ребенка заниматься дальше.
Слайд 11Структура описания исследования
1. Введение.
2. Проблема.
3. Гипотеза.
4. Методика проверки гипотезы.
5.
Ожидаемые результаты.
6. План выполнения исследования.
7. Выводы
Слайд 12Во «Введении» обосновывается, почему проведение этого исследования актуально, определяется, что
является объектом и предметом исследования, представляется цель исследования и задачи,
которые будут решаться в ходе его выполнения.
В разделе «Проблема» кратко представляется содержательное определение проблемы через сопоставление того, что требуется с тем, что есть.
Из текста раздела должно быть понятно, какие знания предполагается получить в результате выполнения исследования, кому и зачем они нужны.
Слайд 13В разделе «Гипотеза» приводится формулировка гипотезы и даётся её обоснование.
В
разделе «Методика проверки гипотезы» описывается, какая информация, в каком объёме
будет собираться для проверки гипотезы, каким методом и как. Описывается также, как будет обрабатываться исходная информация и как будут анализироваться результаты обработки.
В разделе «План выполнения исследования» описывается, какие действия и в какой последовательности будут выполняться при проведении проверки гипотезы, приводится план – график.
Слайд 14Формулирование темы исследования
Определяя тему необходимо сформулировать вопрос, на который следует
ответить в результате исследования.
Слайд 15Без проблемы и гипотезы не может быть никакого исследования!
Гипотеза –
это предположение, истинность которого необходимо проверить. Иначе, гипотеза – это
предполагаемое решение познавательной проблемы.
Слайд 16Оформление проектных и исследовательских работ
Текст отчёта о работе:
- начертание шрифта
– Times New Roman, кегль -12;
- междустрочный интервал -1,5 строки
-
поля страницы сверху и снизу – 2 см, слева – 3см. справа – 1,5 см, отступ первой строки абзаца – 1 см;
- нумерация страниц обязательна, на титульном листе номер страницы не ставится;
- выравнивание текста – по ширине страницы;
в тексте необходимо установить функции переноса слов;
Слайд 17Оформление проектных и исследовательских работ
Структура отчета о работе (разделы):
- титульный
лист;
- содержание;
- введение;
- литературный обзор;
- материалы и методы;
- ход
работы;
- обсуждение результатов;
- выводы;
- список литературы;
- приложения ( если в них есть необходимость);
-отзыв научного руководителя.
Слайд 18Оформление титульного листа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №
3
Секция: естественные науки
Заболевания растений г. Сургута
Автор: Иванова Елена Сергеевна,
6 «В» класс
Научный руководитель: Петренко
Елена Николаевна, учитель биологи
г. Сургут 2015 г.
Слайд 19Содержание располагают на отдельном листе, где указывают разделы отчета и
страницы, соответствующие разделам.
Введение должно содержать обоснование выбранной темы и цель
работы. Для достижения поставленной цели необходимо обозначить ряд задач.
Раздел «Литературный обзор» отражает анализ литературных источников, который должен показать уровень понимания темы автором. Обзор литературы должен быть представлен с соблюдением правил цитирования. Дословное воспроизведение какого – либо текста в виде цитаты, заимствованное без оформления цитаты, должны сопровождаться ссылкой на источник в виде номера в списке литературы, заключённого в квадратные скобки.
Раздел «Материалы и методы» содержит сведения, которые позволят другим исследователям повторить проведённую работу.
Слайд 20Раздел «Ход работы» представлены материалы, отражающие собственную практическую работу автора
проекта (исследования).
В разделе «Обсуждение результатов» автор даёт собственную оценку полученных
результатов, объясняет их совпадение или отсутствие совпадения с литературными данными.
Выводы представляют собой список из нескольких положений, отражающих анализ результатов работы в краткой форме. В них автор подводит итоги своего исследования.
Список литературы содержит только те источники, на которые автор ссылался в работе. Он включает перечень библиографических печатных и электронных изданий, расположенных в алфавитном порядке. Нумерация сквозная.
Слайд 21Оформление списка литературы
1. Если использован учебник конкретного автора: Петров, К.
И. Экология [Текст]: учебник для вузов/ К. И. Петров. –
М.: Дрофа, 2012. – 256 с.
2. Если учебник написан несколькими авторами, то можно написать так: Петров, Ю.В. Экология [Текст]6 учебник/
Ю.В. Петров, А.В, Сидоров. – СПб.: Астрель, 2010. – 391 с.
3. Если была использована одна книга из многотомного издания, то: Петров, К. И. Экология Т.1. Экология человека [Текст]/ К. И. Петров. – М.: Дрофа, 2012. – 256 с.
4. Статьи из журналов оформляются следующим образом: Боярцева, В.К. Факторы экономического роста [Текст]/В.К. Боярцева // Экономический вестник. -2010. - № 5(12). – с. 15 – 20.
5. Словари оформляются следующим образом: Власова, О.И. Толковый словарь [Текст] /О.И. Власова. – М.: Дрофа, 2010. -1020 с.
6. Электронные ресурсы оформляются следующим образом: Словарь экономических терминов [Электронный ресурс]. – http://...........
Слайд 22Отзыв научного руководителя
Рецензия научного руководителя на исследовательскую работу ученицы
8
класса Петровой Марины Сергеевны
Тема:
Роль рыжего лесного муравья в сообществе смешанного
леса.
Далее указывают:
- соответствует ли заявленная тема работы её содержанию;
- смог ли автор обосновать выбор темы;
- соответствует ли цель и задачи решению проблемы исследования;
- какова сложность и полнота раскрытия темы;
- соответствуют ли полученные выводы поставленным цели и задачам;
- возможно ли практическое применение работы;
- соответствует ли качество оформления работы.
Научный руководитель: __________________________________
Должность, ОУ, звание ____________________________________
Подпись: _________________________________________________
Слайд 23Устный доклад
1. Выступление имеет длительность не более 5 – 10
мин.
2. Не нужно описывать полностью проделанную работу, важно включить в
доклад всё, что поможет лучше раскрыть её.
3. Необходимо обсудить с учащимся стиль доклада, так как очень многое зависит от индивидуальных особенностей докладчика, поэтому необходимо вместе с ним сформулировать все фразы так, чтобы ему было просто их произносить, а слушателям был понятен смысл.
4. Сопровождающая презентация – хороший способ сэкономить время и более наглядно донести информацию.
5. Превышение отведённого времени недопустимо, так как это проявление неуважения к аудитории и к тем, кто будет выступать после него.
6. В начале выступления докладчик приветствует аудиторию, в конце выступления благодарит за внимание и отвечает на все заданные вопросы.
Слайд 24Оформление тезисов
Для представления работы на дистанционный конкурс или на заочный
этап конференции часто требуется выслать в оргкомитет тезисы работы.
Тезисы –
это короткий текс, в котором изложены основные результаты работы, а также пути и способы их получения. Обычно объём тезисов строго ограничен, особенно если предлагается издать их в виде сборника.
1. Название тезисов должно соответствовать их содержанию.
2. Постановка проблемы исследования (что было изучено?).
3. Описание методики (как изучено?)
4. Основные выводы.