Слайд 1ЛФК ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПНЕВМОНИЕЙ
Витько Никиты
5 класс м
Слайд 2Цель ЛФК
восстановление и приспособительная перестройка
нейрогуморальной регуляции дыхания
Слайд 3Методика ЛФК
Средства:
дыхательные упражнения
специальные гимнастические упражнения
дренажные положения
Слайд 4Методика ЛФК
Дыхательные упражнения
восстанавливают согласованную работу дыхательных мышц
улучшают альвеолярную вентиляцию,
диффузию газов в легких, лимфо- и кровоснабжение легочной ткани, бронхиальную
проходимость, дренажную функцию бронхов и эвакуацию (удаление) мокроты
повышают коэффициент использования кислорода
уменьшают застойные явления в легких
Слайд 5Методика ЛФК
На эффективность оказывают влияние исходные положения – И.П.
для
активизации дыхания в пораженных отделах легких – на здоровом боку.
для уменьшения вентиляции пораженной стороны – на больном боку
для усиления экскурсии верхних отделов легких - переключение тяжести пояса верхних конечностей на тазовый (руки в упоре на бедрах) или на опору (руки в упоре на стуле или кровати).
при распространенных очаговых процессах и для усиления дренажной функции бронхиального дерева - частая смена и.п.
Слайд 7
Лечебная гимнастика
назначается с первых дней заболевания,
методика строится в соответствии
с лечебными задачами на основе назначенного лечебно-охранительного режима.
В разгаре
клинических проявлений, на постельном режиме, ведущими задачами лечебной физкультуры являются
компенсировать дыхательную недостаточность,
уменьшить застойные явления в легких,
нормализовать эмоциональный тонус ребенка и активизировать его защитных сил.
Слайд 8простые гимнастические упражнения для средних мышечных групп, выполняемые в медленном
темпе и из облегчающих исходных положений.
Эти упражнения приводят к
преобразованию ритма дыхательных движений, углублению и урежению дыхания.
Слайд 9
Возникающая при пневмонии защитная реакция детского организма — одышка —
обеспечивает гипервентиляцию преимущественно за счет учащения дыхания и приводит к
маятникообразным движениям воздуха в дыхательных путях, не сопровождаясь адекватным увеличением альвеолярной вентиляции. Кроме того, при одышке вовлекается в работу дыхания большое количество вспомогательных мышц, резко увеличивая потребление кислорода. Перестройка дыхательных движений под влиянием физических упражнений не только увеличивает эффективность дыхания, но и уменьшает излишний расход энергии на дыхательный акт.
Наряду с этим включение упражнений обеспечивает улучшение и восстановление нарушенных патологическим процессом взаимоотношений между легочной вентиляцией и легочным кровотоком
При значительных нарушениях дыхания могут использоваться пассивные гимнастические упражнения в медленном темпе, выполняемые инструктором.
При дыхательной недостаточности I и II степени, если ребенок может согласовывать движения с дыханием, эффективно раннее включение в методику занятий дыхательных упражнений.
Слайд 10дыхательные упражнения в медленном темпе, без сопротивления дыханию и его
форсирования, статического и динамического (с включением малых и средних групп
мышц) из исходных положений на спине, на боку с их частой сменой.
Улучшение кровоснабжения легких и уменьшение застойных явлений достигаются как за счет всех видов применяемых на постельном режиме упражнений, так и за счет преимущественно связанных с лимфо- и кровоснабжением легких упражнений для мышц верхних конечностей и грудной клетки.
Исходные положения для большинства упражнений — лежа и сидя.
Длительность занятий не превышает 12—15 мин, физическая нагрузка — слабая и ниже средней.
Слайд 11При удовлетворительном состоянии, нормальной температуре и компенсированной дыхательной недостаточности или
ее отсутствии ребенок переводится на палатный режим.
В этом периоде
заболевания ведущими задачами лечебной физкультуры являются
закрепить достигнутый компенсаторный эффект
улучшить показатели внешнего дыхания и расширить его резервных возможности,
ускорить рассасывание воспалительных инфильтратов в легочной ткани,
нормализовать функции сердечно-сосудистой системы,
восстановить и улучшить двигательные навыки ребенка,
приспособить организм к физическим нагрузкам в пределах палатного режима.
Слайд 12Применяются общеразвивающие гимнастические упражнения, упражнения прикладного типа, выполняемые из всех
исходных положений, игры средней подвижности.
Слайд 13
В качестве специальных используются дыхательные упражнения (все варианты), в том
числе и дыхание с сопротивлением, упражнения для мышц верхних конечностей
и грудной клетки, дренажные упражнения.
Важную роль играют исходные положения, способствующие активизации дыхания в пораженном сегменте и доле легкого.
Физическая нагрузка— средняя.
Кроме занятий лечебной гимнасткой, можно использовать утреннюю гигиеническую гимнастику, элементы лечебной гимнастики во время прогулок (дозированная ходьба, подвижные игры), для детей школьного возраста — самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения.
Слайд 14При переводе детей на общий режим, в периоде остаточных явлений
и выздоровления задачами лечебной физкультуры являются
восстановить и нормализовать внешнее
дыхание,
увеличить резерв дыхания, достаточный для обеспечения любых нагрузок,
восстановить двигательную сферу и физическую работоспособность в соответствии с возрастными особенностями,
повысить неспецифическую сопротивляемость детского организма.
Слайд 15Ведущую роль в методике лечебной физкультуры играют общеразвивающие упражнения для
всех мышечных групп из всех исходных положений, упражнения прикладного и
спортивного характера, игры средней и большой подвижности.
Специальные виды гимнастических упражнений — дыхательные, в расслаблении, дренажные
Физическая нагрузка— средняя и выше средней за счет увеличения длительности выполнения упражнений, включения отягощения, сопротивления.
Допускается выполнение упражнений из исходных положений, затрудняющих дыхание: лежа на животе, в упоре на руки и т. п.
Длительность специальных занятий для детей школьного возраста достигает 35—40 мин, для дошкольников 25 — 30 мин.
Слайд 16Контроль за эффективностью применяемой ЛФК проводится
по динамике клинической картины,
изменениям функциональных показателей внешнего дыхания в покое,
по результатам наблюдений
во время занятий - оцениваются индивидуальная переносимость физической нагрузки, изменение отдельных показателей дыхания до и после занятий, скорость восстановления и т. п.
Данные наблюдений позволяют своевременно вносить коррективы в содержание занятий.
Слайд 17Выздоравливающие дети проходят восстановительное лечение в поликлинике.
Занятия лечебной гимнастикой
проводятся 3 раза в неделю и сочетаются с домашним выполнением
заданий по индивидуальной методике
Задачи:
обеспечить восстановление всех показателей дыхания до возрастной нормы,
полностью адаптировать к обычным условиям жизни, учебы и занятий физкультурой и спортом,
восстановить двигательные навыки и умения,
нормализовать другие функциональные системы,
Слайд 18Методика занятий постепенно приближается к методике физического воспитания здорового ребенка,
основное содержание занятий составляют общеразвивающие упражнения, упражнения прикладного характера, упражнения
с предметами и на снарядах.
Решение поставленных задач возможно лишь при постоянном тренирующем воздействии физической нагрузки, поэтому она поддерживается на уровне средней и выше средней с учетом возрастающей адаптации организма ребенка.
Слайд 19Комплекс упражнений
И.п. – О.с. Ходьба на месте, с высоким подниманием
бедра и активной работой рук.
И.п.- стойка, ноги врозь, руки в
стороны
1 – поворот вправо
2 – и.п.
3-4 то же влево
И.п. - стойка, ноги врозь, руки на пояс
1 – наклон вправо, правая вниз
2 – и.п.
3-4 – то же влево
И.п. - стойка, ноги врозь, руки в стороны
1 – наклон вперед, согнув руки
2 – и.п.
И.п. - сидя, руки на пояс
1 – правая вперед, руки вперед
2 – и.п.
3-4 – то же левой
И.п. – сидя
1- руки в стороны
2 – наклон вперед, согнув руки
3 – руки в стороны
4 – и.п.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс
1 – наклон вправо, левая рука вверх
2 – и.п.
3-4 – то же влево
И.п.- стойка ноги врозь, согнув руки
1-4 – круговое движение руками вперед
5-8 то же назад