Слайд 2УРОК: НОРМЫ ПИТАНИЯ. СОСТАВЛЕНИЕ МЕНЮ.
ЦЕЛЬ: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АСПЕКТЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Слайд 3Задачи проекта:
— предоставить учащимся возможность проявить инициативу и самостоятельность;
— стимулировать использование разнообразных методов изучения темы (экспериментирование, анализ литературных
источников, социологический опрос, изготовление и использование наглядного материала);
— расширить представления учащихся о гигиене питания и ведении здорового образа жизни.
Слайд 4Дисциплины, включаемые в проект:
биология (базовый предмет);
химия (вспомогательный предмет);
литература (вспомогательный предмет);
экономика (вспомогательный предмет).
Слайд 5Время исполнения проекта: 3 урока.
Организация работы:
работа по группам.
Слайд 6Ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
1. Лабораторное оборудование и реактивы:
пробирки, водяная баня, универсальная индикаторная бумага, спиртовой раствор йода, желудочный
сок, куриный белок (сырой), раствор HCl, раствор NaOH.
2. Упаковки разнообразных продуктов питания с указанием калорийности и содержания белков, жиров, углеводов и витаминов.
3. Литература по диетологии.
4. Русская художественная литература с описанием трапез (например, "Мертвые души").
Слайд 7Результат:
составление школьного меню; оформление и представление отчетов о работе; представление
наглядных пособий.
Слайд 8Презентация и ее формы:
групповые сообщения о проделанной работе; дегустация продуктов.
Слайд 9НАПРАВЛЕНИЕ, МЕТОДЫ И ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ ГРУПП
Группа I .
Химический анализ продуктов
Группа II. Расчет калорийности питания
Группа III.
Изучение режима питания
Группа IV. Социологический опрос
Группа V. Создание рекламного видеоролика (при наличии возможности)
Группа VI. Изготовление наглядных пособий
Группа VII. Изучение традиций потребления пищи
Группа VIII (врачи-диетологи). Составление рационального меню школьника
Слайд 10Загадки
Отгадать легко и быстро:
мягкий, пышный и
душистый.
Он и черный, и белый, а бывает подгорелый.
Слайд 12
Он бывает с толокном, рисом, мясом и пшеном,
с вишней сладкою бывает. В печь сперва его сажают. А
как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят! - По кусочку все съедят.
Слайд 16
Ешь, да пей, да гостям налей, и коту не пожалей!
Слайд 18
Может разбиться, может и вариться, если хочешь — в
птицу может превратиться.
Слайд 20
Белый сладкий камень в чашке нашей тает, чай, компот
одобряет.
Слайд 22
Отдельно - я не так вкусна, но в пище —
каждому нужна.
В воде родится, но воды боится.
Слайд 24
Что на сковородку наливают,
да вчетверо сгибают?
Слайд 26
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на
плиту вариться.
И что тут может получиться?
Слайд 28
Черна, мала крошка,
А угодья много в ней,
В воде поварят,
Ребята
съедят.
Слайд 32
В печь несут -
Жидко, горячо;
Из печи несут -
Густо
- холодно.
Слайд 34
Дедушка смеется,
на нем шубонька трясется.
Слайд 36
Ее из фарша сотворили,
На сковородку положили,
Готовили с кипящим
жиром.
Так что мы кушаем с гарниром?
Слайд 38
Мной намажут бутерброд
и отправят прямо в рот.
Слайд 40
Пчела с цветов нектар берет
И в улье в соты
помещает.
А кто же точно назовет,
Что пчеловод потом качает?
Слайд 42 Задание: пословицы рассыпались:
Слайд 43
- Работай до поту, так и поешь в охоту.
- Не
красна изба углами, а красна пирогами.
- У Дарьи в дому
оладьи в меду.
- Дели с дружком пирожок с творожком.
Слайд 44Практическая работа:
Составьте меню семьи на один день,
определите энергетическую ценность
блюд, соответствие нормам суточной потребности человека в питательных веществах.
Слайд 45Диетические столы
Стол № 1. Показан при язвенной болезни желудка и
12-перстной кишки, на протяжении 6-12 мес. после обострения, а также
при гастритах с повышенной кислотностью.
Стол № 2. Показан при хронических гастритах с пониженной кислотностью или при ее отсутствии, хронических колитах (вне обострения).
Слайд 46Диетические столы
Стол № 3. Показан при атонических запорах.
Стол № 4.
Показан при острых заболеваниях кишечника и обострениях в период продолжающегося
поноса.
Стол № 5. Показан при заболеваниях печени, желчного пузыря, желчевыводящих путей вне стадии обострения.
Слайд 47
Стол N 6. Показан при подагре, почечнокаменной болезни с отхождением
камней, состоящих преимущественно из уратов.
Стол № 7. Показан при хронических
заболеваниях почек с отсутствием явлений хронической почечной недостаточности.
Стол N 8. Ожирение как основное заболевание или сопутствующие при других болезнях, не требующие специальных диет.
Стол № 9. Сахарный диабет средней и легкой тяжести.
Слайд 48Стол № 10. Заболевания сердечно-сосудистой системы с недостаточностью кровообращения степени
I-IIA.
Стол № 11. Туберкулез легких, костей, лимфатических узлов, суставов
при нерезком обострении или затухании, истощение после инфекционных болезней, операций, травм.
Стол № 12. Показан при функциональных заболеваниях нервной системы.
Слайд 49Стол № 13. Показан при острых инфекционных заболеваниях.
Стол №
14. Мочекаменная болезнь (фосфатурия).
Стол № 15. Различные заболевания, не
требующие специальных лечебных диет.
Слайд 50 Питание – самая большая статья в бюджете семьи. Она
составляет примерно 45% от семейного бюджета.
Питание
должно быть рациональным (регулярным, разнообразным, определенного качества и количества).
Слайд 51Требования к рациональному питанию.
Воздержанность.
Сбалансированность питания по калорийности продуктов, соотношению пищевых
веществ, микроэлементов, витаминов.
Слайд 52Рациональные нормы потребления продуктов питания
Слайд 53Пищевая ценность продуктов.
Энергетическая ценность продуктов питания измеряется калориями:
Так, 1
г жиров составляет в среднем 9,3 калории,
1 г белков или
углеводов в среднем 4,1 калории.
Слайд 54Потребности человека:
Физический труд – 4500-5000 калорий
Умственный труд – 3000 калорий
Девушки
14-17лет - 2600 калорий
Слайд 55Меню составляют на день, неделю, месяц.
Меню разрабатываю с учетом:
Завтрак –
30%
Обед – 40%
Полдник – 15%
Ужин – 15%
Всей дневной нормы калорийности.
Слайд 56Расходы на питание.
Основные правила экономии на питании
1. Питайтесь сезонными продуктами.
Слайд 572. Отдыхайте на природе с пользой.
Слайд 594. Готовьте дома все то, что можно приготовить.
Слайд 605. Изучайте и сопоставляйте цены.
Слайд 616. Экономьте на скидках и мелком опте.
Слайд 63Полезные и вредные продукты
Продукты которые можно исключить из рациона.
1. Колбасы,
сосиски, сардельки, ветчина.
Слайд 69Недорогие продукты, полезные для здоровья:
1. Каши
Слайд 702. Молочные и
кисломолочные продукты.
Слайд 75Вопросы для закрепления:
Назовите основные принципы рационального питания?
Зачем необходим
учет потребления продуктов питания?
Назовите несколько правил, следуя которым можно экономить
на питании.
Какие продукты можно исключить из рациона, а какие нельзя?
Для чего необходимо составление меню?
Слайд 76 Домашнее задание:
Составьте меню семьи на неделю, определите энергетическую
ценность и стоимость перечисленных блюд.
Слайд 77
Группа I . Химический анализ продуктов
Направление исследования — изучение
химического состава пищи:
— эксперименты по обнаружению крахмала (йодная проба)
и жира в продуктах;
— эксперименты по определению рН жидких или растворимых продуктов (с помощью универсальной индикаторной бумаги);
— определение наличия углеводов (кроме крахмала) и белков в продуктах по информации на упаковках;
— эксперименты по выяснению условий работы ферментов слюны и желудочного сока (А.Батуев. "Человек").
Методы исследования:
— эксперимент (качественный анализ продуктов): планирование, проведение эксперимента, запись и анализ результатов;
— анализ информации на упаковках продуктов;
— работа с учебником.
Слайд 78
Результаты работы:
1. Таблицы:
— белковые продукты;
— жиросодержащие продукты;
— углеводосодержащие продукты;
— кислые, щелочные и нейтральные продукты.
2.
Диаграммы:
— содержание белков, жиров и углеводов в продуктах растительного происхождения;
содержание белков, жиров и углеводов в продуктах животного происхождения.
3. Перечень продуктов, необходимых для составления сбалансированного питания.
Слайд 79
Группа II. Расчет калорийности питания
Направление исследования:
— определение энергетической
ценности продуктов по обозначению на упаковках;
— расчет энергетической ценности
продуктов по готовым таблицам;
— определение теоретической суточной потребности человека в энергии по готовым таблицам;
— расчет реального количества энергии, получаемой учениками в школе (по школьному меню).
Методы исследования:
— анализ упаковок продуктов;
— расчет по готовым таблицам;
— наблюдение за питанием учащихся школы.
Примечание: наблюдение за питанием учащихся школы имеет своей целью расчет реального количества получаемой энергии. Вторая группа наблюдает за тем, что ученики едят в школе на завтрак, обед, полдник, на переменах, вычисляет количество потребляемых школьниками калорий и сравнивает его с "идеальной величиной", рассчитанной на основании информации на упаковках и в таблицах.
Слайд 80
Результаты работы:
1. Диаграммы:
— калорийность продуктов растительного происхождения;
—
калорийность продуктов животного происхождения.
2. Перечень требований к калорийности продуктов
для проекта школьного меню.
Слайд 81
Группа III. Изучение режима питания
Направление исследования — изучение режима
питания:
— изучение физиологии пищеварения (место и характер переваривания отдельных
веществ, время переваривания, пищевые рефлексы);
— изучение заболеваний органов пищеварения, связанных с несоблюдением режима питания;
— составление диет для больных желудочно-кишечными заболеваниями.
Методы исследования:
— работа с учебником;
— работа с дополнительной литературой (медицинские справочники, книги по диетологии;
— интервью со школьным врачом.
Результаты работы:
1. Составление диеты для больных гастритом.
2. Рекомендации по оптимальному режиму питания.
Слайд 82
Группа IV. Социологический опрос
Направления исследования — изучение спроса на
продукты среди учащихся школы:
— изучение предпочтения тех или иных
продуктов учащимися разных классов школы;
— изучение режима питания учащихся в школе и дома.
Методы исследования:
— опрос учащихся школы;
— изучение спроса на продукты среди школьников с помощью социологического опроса;
— построение графиков и диаграмм для иллюстрации.
Результаты работы:
1. Диаграмма, представляющая наиболее и наименее предпочитаемые продукты различных категорий.
2. Перечень наиболее и наименее предпочитаемых продуктов различных категорий (первые блюда, вторые блюда, десерты, напитки и т.д.).
3. Организация стола вредных и полезных продуктов.
Слайд 83
Группа V. Создание рекламного видеоролика (при наличии возможности) < %0>
Направление исследования — создание антирекламы вредных продуктов или рекламы полезных
продуктов:
— определение перечня продуктов, вредящих пищеварению;
— определение перечня продуктов, содержащих витамины и минеральные вещества;
— составление сценария видеоролика и его изготовление.
Методы исследования:
— работа с литературой;
— съемка рекламного ролика.
Результат работы: озвученный видеоролик.
Примечание: трудности при проведении данного этапа:
— необходимость технического обеспечения работы (видеокамера, телевизор, звукозаписывающие устройства);
— написание сценария видеоролика;
— подбор информации, подходящей для комментария к видеоряду;
— совмещение видеоряда и комментария.
Слайд 84
Группа VI. Изготовление наглядных пособий
Направление исследования — изготовление наглядных
пособий (моделей из бумаги).
Определение формы и содержания моделей.
Методы
исследования:
— работа с учебной литературой;
— техническая работа по изготовлению моделей.
Результат работы: плоские модели из бумаги: модель пищеварительной системы человека, модели здоровых зубов и зубов, пораженных кариесом.
Слайд 85
Группа VII. Изучение традиций потребления пищи
Направление исследовани я —
изучение традиций потребления пищи:
— изучение традиций потребления пищи в
России (в регионе);
— изучение особенностей приема пищи среди учащихся школы.
Методы исследования:
— работа с литературными источниками (здесь может помочь учитель-филолог);
— беседа со школьным врачом;
— наблюдение за приемом пищи в столовой.
Примечание: группа наблюдает за скоростью и последовательностью (очередностью) потребления пищи школьниками, поведением за столом (разговоры, нарушение дисциплины), использованием столовых приборов. Цель данной группы — описать "типичный" обед в школе и предоставить слушателям возможность сравнивать его на презентации проекта с обедом, описанным, предположим, в "Мертвых душах".
Результат работы:
1. Сочинения о традициях приема пищи в разных странах.
2. Рекомендации о правильном приеме пищи.
Слайд 86
Группа VII (врачи-диетологи). Составление рационального меню школьника
Направление исследования —
составление меню:
— сравнение теоретического и практического количества потребляемой с
пищей энергии учащимися школы;
— сравнительный анализ традиций потребления пищи учащимися школы и способа потребления пищи, рекомендуемого врачами;
— сравнительный анализ режима питания учащихся школы и рекомендуемого режима питания;
— подбор продуктов для обеспечения потребностей учащихся в органических и минеральных веществах, в энергии;
— составление меню.
Метод исследования: анализ данных, представленных группами I–VII.
Примечание: группа при составлении "идеального" меню пытается совместить "идеальные требования" к химическому составу и калорийности пищи (результат работы первой и второй групп) и вкусы школьников (результат работы четвертой группы). Пропорции, в которых при составлении меню учитываются "идеальные" и "любимые" продукты, группа определяет самостоятельно.
Результат работы: рациональное меню школьника.
От внутреннего общения (в микрогруппе) обсуждение переходит к межгрупповому. Организация презентаций групповых решений может реализовываться в различных формах межгруппового общения*:
Слайд 89Примерные нормы суточной потребности человека в питательных веществах
1 ккал =
4,2 кДж
1 кДж = 1000 Дж = 238 ккал
1 Дж
= 0, 24 ккал