Слайд 1Органы дыхания и газообмен. 7класс.
МОУ Еринская СОШ
Учитель высшей категории
Левая
О.В.
Слайд 2Цели и задачи урока:
Цели урока:
Образовательные:
изучить особенности строения органов
дыхания в связи с их функциями;
раскрыть сущность процесса дыхания,
его значение в обмене веществ;
выяснить механизмы голосообразования;
Развивающие:
развить умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, находить закономерные связи между строением и функциями, развивать эмоции учащихся и познавательный интерес;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету, воспитывать чувство взаимовыручки .
Слайд 3Растения, грибы и примитивные животные дышат всей поверхностью тела
Слайд 4По дыханию все живое делится на две группы
Слайд 5
Первые органы дыхания появляются у многощетинковых кольчатых червей –нереиды и
пескожила- жабры на особых выростах тела-параподиях.
Слайд 6Функции дыхательной системы
Снабжение организма кислородом
Удаление углекислого газа
Обеспечение организма
энергией
Слайд 7«Пока живу, надеюсь…»
Овидий
Дыхание - это процесс, сопровождающийся поглощением кислорода и выделением углекислого газа. Дыхательная система выполняет важнейшую функцию - газообмен, без которого невозможна жизнь, ибо превращение энергии в организме происходит в результате окислительного распада питательных веществ с участием кислорода .
Слайд 8В зависимости от среды обитания
жабры
жаберные щели
легкие
Слайд 9
Основной орган дыхания в водной среде- жабры.
Они могут быть
Перистые(
у кольчатых червей)
Слайд 10
б) Пластинчатые перистые жабры.У двустворчатых моллюсков имеют вид бахромы, свисающей
по краям мантии.
Слайд 12Ракообразные.
Органами дыхания ракообразных тоже являются жабры. Они находятся под головогрудным
щитом и представляют собой тонкостенные выросты кожных покровов. Известно, что
рак может жить несколько дней без воды, эта особенность обусловлена тем, что отверстия жаберных полостей могут наглухо замыкаться. За счет остатков воды, сохраняющихся в жабрах, и поддерживается дыхание.
Слайд 13Рыбы
Наиболее сложно устроены жабры у рыб. Они состоят из жаберных
дуг с жаберными лепестками, пронизанными мельчайшими кровеносными сосудами. Вода, проглатываемая
животными, попадает в ротовую полость, проходит через жаберные лепестки, омывает их и снабжает кровь кислородом.
Слайд 14
В наземной среде обитания появляются иные органы дыхания
Легочные мешки –
имеют брюхоногие моллюски
Слайд 15Трахеи(у насекомых и паукообразных)
Насекомые
Слайд 17Дыхательная система земноводных
Земноводные дышат:
51%- всей поверхностью тела
49%- легкие
Слайд 18Пресмыкающиеся
Дышат 100%
легкими
Слайд 19Птицы
Дыхательная система состоит из воздухоносных путей, легких и воздушных мешков
,при вдохе воздух через легкие проходит в воздушные мешки, а
при выдохе- выходит из легких, а из воздушных мешков снова попадает в легкие. Двойное дыхание не только обеспечивает организм птицы кислородом, но и спасает его от перегрева
Двойное
дыхание
Слайд 20Дыхательная система млекопитающих
Ноздри
Носоглотка
Гортань
Трахеи
Бронхи
Легкие
Структурная единица – альвеула.
Вентиляцию легких обеспечивает диафрагма, отделяющая грудную полость от брюшной.
Слайд 21Эволюция дыхательной системы
Эволюция органов дыхания у позвоночных шла по пути:
1)увеличения площади легочных перегородок
2) совершенствования транспортных систем, доставка кислорода клеткам
3) развития систем, обеспечивающих вентиляцию органов дыхания.
Слайд 23Найдите ошибки в тексте
Найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера
предложений в которых они сделаны, напишите эти предложения правильно:
1.Впервые дыхательная
система появляется у всех представителей типа Кольчатые черви.
2.Органы дыхания животных разнообразны и зависят от условий среды обитания.
3.Все животные, живущие в воде, дышат при помощи жабр.
4.Органы дыхания наземных животных различны- трахеи, легкие.
5.Дыхательная система млекопитающих состоит из воздухоносных путей, воздушных мешков, легких.
Слайд 24Домашнее задание
№39, вопросы в конце параграфа
Слайд 25Литература
1. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров; Редкол.:
А.А. Баев, Г.Г. Винберг, Г.А.Заварзин и др. – М.: Сов.
Энциклопедия, 1986. – 831 с.
2. Дольник В.Р. Биология: беспозвоночные животные: пособие для учащихся/В.Р.Дольник, М.А. Козлов. – М.: Просвещение, 2005г. – 160с.
3. Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. – Ч.1. – Низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы, земноводные: Учебник для биолог. Спец. Ун-тов. – М.:Высш. Школа, 1979. – 333 с.
4.В.В.Латюшин,В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс» Издательство «Дрофа».