Слайд 1ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.
Автор
Кузнецова Наталья Алексеевна
Учитель биологии
МОУ СОШ №39 г. Тверь
Слайд 2ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Слайд 3Главное отличие человека от других существ:
Сознание
Владение речью
Способность
к трудовой деятельности
Общественная жизнь
Слайд 4Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной
действительности.
Сознание человека — способность отделения себя («я») от других людей
и окружающей среды («не я»), адекватного отражения действительности. Сознание базируется на коммуникации между людьми, развивается по мере приобретения индивидуального жизненного опыта и связано с речью (языком).
Слайд 5Речь
Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения,
опосредствованная языком.
Функции речи:
Речь - это наиболее совершенное емкое, точное
и быстродействующее средство общения между людьми.
Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы.
Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта.
Слайд 6Виды речи
Внешняя
Общение между людьми при помощи разговора или технических устройств
Внутренняя
Направлена
на себя. Носит свернутый, сокращенный характер.
Письменная
Устная
Диалог
Монолог
Слайд 7Функции речи
В общении
В мышлении
Коммуникация
(общение)
Передача друг другу определенных сведений.
Экспрессия
Передача эмоционального отношения
к человеку.
Сигнализация
Через слово обозначается предмет, действие
Обобщение
Каждое слово уже обобщает и
это позволяет реализовываться мышлению
Слайд 8Труд
Труд – это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которого
созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей.
В
процессе эволюции у человека появились приспособления к труду, большой палец руки противопоставлен остальным.
Слайд 9Человек биосоциальное существо.
Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое
условие нормального развития человека, превращения в личность. Известны случаи, когда
люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно — биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем.
Слайд 11Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражении
объективной реальности в его сознании, а результатом – получении нового
знания об окружающем мире.
Слайд 12Первым шагом познания
ОЩУЩЕНИЕ
Непосредственная реакция нервной системы на факт реальности (раздражение)
Например:
мы слышим пение соловья, т.е. звуковых волны разной длины раздражают
нервные клетки уха, и сигналы от нейрона идет в мозг.
Слайд 13На второй ступени познания работает механизм
ВОСПРИЯТИЯ
Первичное целостный анализ нервных
сигналов в мозге. Если ощущение звука лишь хаотичное колебание, то
ВОСПРИЯТИЕ укладывает хаос в мелодию.
Слайд 14Третий шаг можно считать
МЫШЛЕНИЕ
Чувственный или логический анализ факта. Здесь
уже мозг использует существующий опыт, включает операции сравнения, анализа, обобщения.
Слайд 15Мыслительные операции:
Анализ
Синтез
Сравнение
Обобщение
Абстрагирование
Слайд 16Виды мышления
ПО ФОРМЕ
Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Абстрактно-логическое
ПО ХАРАКТЕРУ ЗАДАЧ
Теоретическое
Практическое
ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ И ОРГИНАЛЬНОСТИ
Репродуктивное
Творческое
Слайд 17ПАМЯТЬ
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его
опыта. Без памяти не может происходить обучение, мышление, ни навык.
Основные
процессы памяти
запоминание
сохранения
воспроизведения
Слайд 18Виды памяти
долговременная
краткосрочная
Слайд 19Виды памяти
механическая
логическая
Слайд 20Виды памяти
зрительная
слуховая
моторная
Слайд 21Как запомнить много, быстро и надёжно
Очень важно сосредоточиться на
том, что Вы хотите выучить, и не отвлекаться
Пересказать другим людям
то, что вы прочитали.
Не стоит при чтении шепотом проговаривать слова, либо мысленно произносить то, что читаете в данный момент.
Записывайте прочитанное
Самый важный для вас текст лучше прочитывать утром, когда мозг работает лучше всего, или днем, если вы тяжело просыпаетесь.
Повторять то, что было выучено. В первый раз всё обновить в памяти через 40 минут после заучивания. Повторить в этот же день, 2-3 раза. Затем, если не забудете, на следующий день одно или два повторения. А после, по одному повторению с интервалом в 7-10 дней.
Слайд 22Каждому человеку свойственно воображение. Образы воображения закрепляются с помощью речи
и могут передаваться другим людям в виде художественных образов или
научных предположений, которые потом будут проанализированы логическим мышлением и использованы в построении замыслов при создании новых вещей.
Воображение
Слайд 23Различают активное и пассивное воображение.
Активное воображение позволяет человеку до
начала его работы представить себе то, что получится в результате.
Эти образы позволяют довести изделие до необходимого уровня, будь то самоделка в руках ребенка или космический корабль в чертежах генерального конструктора.
От активного воображения следует отличать пассивное воображение, которое подменяет собой активные действия.
Слайд 24Первая и вторая сигнальные системы и их взаимодействие
Условнорефлекторную деятельность коры
больших полушарий Павлов назвал сигнальной деятельностью мозга.
1 сигнальная система -
сигналы поступающие в мозг, которые вызываются предметами и явлениями, действующими на органы чувств (в результате чего возникают ощущения, восприятия, представления). Она имеется у человека и у животных.
2 сигнальная система – Слово. Есть только у человека.
Слайд 25Первая и вторая сигнальные системы и их взаимодействие
Обе сигнальные системы
находятся в постоянном взаимодействии. Если сигналы второй сигнальной системы (слова)
не имеют опоры в первой сигнальной системе (не отражают того, что было получено через нее), то они становятся непонятными.
Так, слово на иностранном языке, которого мы не знаем, ничего нам не говорит, так как за этим словом нет для нас конкретного содержания.
Слайд 26http://jizn-com-ua.1gb.ua/category/tegi/obezyana
http://skonieczna.wordpress.com/tag/modern/
http://www.sunhome.ru/religion/14328
http://adalin.mospsy.ru/l_01a_04.shtml
http://obshestvo.egepedia.ru/doku.php/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F:%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B5:%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B9&rpt=simage&p=0&img_url=img-2007-05.photosight.ru%2F14%2F2088274.jpg&noreask=1&lr=14
http://mp3ostrov.com/?string=%20%D1%EE%EB%EE%E2%E5%E9
http://facenews.ua/12676/samie-izvestnie-deti-maugli-.html
http://www.medlinks.ru/article.php?sid=9042
http://www.sunhome.ru/journal/118924
http://images.yandex.ru/
http://www.innovationtools.com/Articles/EnterpriseDetails.asp?a=164