Слайд 1Урок-игра «Счастливый случай»
Обобщение темы: «Земноводные и пресмыкающиеся»
Дашимолонова Татьяна Андреевна
Учитель биологии
СОШ №13 г.Нерюнгри РС(Якутия)
Слайд 2Команда «Земноводные»
Прыгунья, пловчиха – в воде и на
суше.
Наряд у лягушки удобен и прост.
Зачем под водой ей
пушистая шерстка?
И прыгать мешал бы искрящийся хвост.
Слайд 3Команда «Пресмыкающиеся»
Полюбите крокодилов,
Ящериц и черепах,
Да и
змей,
Тогда и змеи
Нагонять не будут страх.
Слайд 4 Гейм 1. «Дальше,
дальше...»
За одну минуту команда должна дать как можно больше
правильных ответов.
Слайд 5Вопросы команде «Земноводные»
1. Личинка лягушки.
2. В какой части сердца
земноводных смешанная кровь?
3. Предки земноводных.
4. Органы дыхания земноводных.
5. Расширенная часть прямой кишки земноводных
6. Особые мешки у самцов лягушки, усиливающие звуки.
Слайд 67. Животные, температура тела которых зависит от температуры окружающей среды.
8. Что означает слово «амфибии»?
9. Какое позвоночное животное первым
побывало в космосе?
10. Что позволяет квакшам лазать по деревьям?
11. Хвостатое земноводное, напоминающее ящерицу.
12. У какой лягушки самый сильный яд?
Слайд 7Ответы
1. Личинка лягушки. (Головастик.)
2. В какой части сердца
земноводных смешанная кровь? (Желудочек.)
3. Предки земноводных. (Кистеперые рыбы.)
4.
Органы дыхания земноводных. (Легкие и кожа.)
5. Расширенная часть прямой кишки земноводных. (Клоака.)
6. Особые мешки лягушки, усиливающие звуки. (Резонаторы.)
7. Животные, температура тела которых зависит от температуры окружающей среды. (Холоднокровные.)
8. Что означает слово «амфибии»? (Ведущие двойной образ жизни.)
9. Какое позвоночное животное первым побывало в космосе? (Озерная лягушка.)
10. Что позволяет квакшам лазать по деревьям? (Присоски.)
11. Хвостатое земноводное, напоминающее ящерицу. (Тритон, саламандра)
12. У какой лягушки самый сильный яд? (Кокоа.)
Слайд 9Вопросы команде «Пресмыкающиеся»
1. Что означает слово «динозавры»?
2. Процесс
восстановления утраченной части тела.
3. Самая крупная змея.
4. Подвижное
сочленение конечностей.
5. Предки пресмыкающихся.
6. Сколько кругов кровообращения у пресмыкающихся?
Слайд 107. Органы дыхания пресмыкающихся.
8. Наружная часть органа слуха пресмыкающихся.
9. Каких ящериц принимают за змей?
10. Самая долгоживущая рептилия.
11. Ядовитая змея с капюшоном.
12. Что такое «крокодиловы слезы»?
Слайд 11Ответы
1. Что означает слово «динозавры»? (Ужасные ящеры.)
2. Процесс восстановления утраченной
части тела. (Регенерация.)
3. Самая крупная змея. (Анаконда.)
4. Подвижное сочленение конечностей.
(Сустав.)
5. Предки пресмыкающихся. (Стегоцефалы.)
6. Сколько кругов кровообращения у пресмыкающихся? (Два.)
7. Органы дыхания пресмыкающихся. (Легкие.)
8. Наружная часть органа слуха пресмыкающихся. (Барабанная перепонка.)
9. Каких ящериц принимают за змей? (Веретеница, желтопузик.)
10. Самая долгоживущая рептилия. (Сейшельская черепаха.)
11. Ядовитая змея с капюшоном. (Кобра.)
12. Что такое «крокодиловы слезы»? (Это выделение избытка солей.)
Слайд 14Сколько лет живут черепахи
Существует много достоверных фактов, которые собраны в
зоопарках или в других местах, где за животными велось тщательное
наблюдение. Например, в монастырях Иерусалим, велись подробные хроники, в которых было отмечено, что живущие там средиземноморские черепахи доживали до 120-летнего возраста.
В зоопарках же были отмечены следующие рекорды долгожительства: слоновая черепаха – 150 лет, гигантская – 180 лет, шпороносная – 115 лет.
Официальным рекордом, который был занесен в «Книгу рекордов Гиннеса», считается возраст 152 года. Именно столько прожила гигантская черепаха с Сейшельских островов, привезенная во французский гарнизон на остров Маврикий.
Слайд 15Гейм 2. «Заморочки из бочки»
Вопросы поочередно задаются членам команды -учитель
называет соответствующий вопрос.
Слайд 16Вопросы
1. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из
кожи?
2. Какие особенности строения тела есть у земноводных и
отсутствуют у рыб?
3. Как называются змеепитомники?
4. Каким образом гремучие змеи обнаруживают свою жертву?
5. В каком произведении известного русского писателя упоминаются опыты на лягушках
6. Где установлены памятники лягушкам?.)
Слайд 17Ответы
1. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из
кожи? (Змеи при линьке сбрасывают кожу целиком – «чулком».)
2. Какие
особенности строения тела есть у земноводных и отсутствуют у рыб? (Легкие, второй круг кровообращения, трехкамерное сердце, суставные конечности, веки, среднее ухо.)
3. Как называются змеепитомники? (Серпентарии.)
4. Каким образом гремучие змеи обнаруживают свою жертву? (С помощью расположенного на голове органа, воспринимающего тепловые лучи.)
5. В каком произведении известного русского писателя упоминаются опыты на лягушках (И.С. Тургенев. «Отцы и дети».)
6. Где установлены памятники лягушкам? (В Сорбонне, в Токийском университете, в Бостоне.)
Слайд 18Памятники лягушке
Бостон
Токио
Киев
Слайд 19Гейм 3. «Темная лошадка»
вспомнить название рассказа, связанное с пресмыкающимся, и
назвать автора рассказа, ответив на вопросы
Слайд 201. Глаза какого животного могут смотреть в разные стороны, независимо
друг от друга?
2. У какой ящерицы необычно длинный язык,
длиннее ее тела?
3. Каким образом хамелеон меняет окраску?
4. Для чего в Испании хамелеонов держат дома?
Слайд 21Ответы
1. Глаза какого животного могут смотреть в разные стороны, независимо
друг от друга? (Хамелеона.)
2. У какой ящерицы необычно длинный язык,
длиннее ее тела? (У хамелеона.)
3. Каким образом хамелеон меняет окраску? (Клетки с пигментом в его коже могут изменять свою форму и размеры.)
4. Для чего в Испании хамелеонов держат дома? (Сажают на жердочку около приманки для мух, чтобы они их ловили.)
Слайд 23Гейм 4. «Гонка за лидером»
Для какого класса
характерен этот признак?
1. Живут только там, где есть
вода.
2. Могут жить в совершенно сухих местах.
3. Сердце трехкамерное, в желудочке перегородки нет.
4. В желудочке сердца есть неполная внутренняя перегородка.
5. Имеют сухую кожу, покрытую роговыми чешуйками.
6. Кожа тонкая и влажная, с большим количеством желез.
7. Дыхание исключительно легочное.
Слайд 24 8. В дыхании важную роль играет кожа.
9.
Размножаются икрометанием или живорождением.
10. Размножаются откладыванием яиц или живорождением.
11. Есть
грудная клетка.
12. Грудной клетки нет, воздух проталкивается в легкие дном ротовой полости.
13. Есть третье веко – полупрозрачная мигательная перепонка.
14. Глаза могут втягиваться внутрь, помогая проталкиванию пищи.
Слайд 25Гейм 6. «Любознательный»
Четвертый лишний
1. Уж – желтопузик – кобра – удав.
2. Хамелеон – крокодил – тритон – черепаха
3. Гадюка – желтопузик – агама – веретеница.
4. Лягушка – саламандра – тритон – варан.
Слайд 27Прочитайте названия пресмыкающихся
1. Канада + он =?
2. Тон
+ пи = ?
3. Змей + слепок + а =?
4.
Цинк + с =?
5. Дуб + Зоя =?
6. Е + хан + о + мел =?
7. Лига + рота + л=?
Слайд 28Ответы
1. Канада + он (Анаконда.)
2. Тон + пи (Питон.)
3.
Змей + слепок + а (Слепозмейка.)
4. Цинк + с
(Сцинк.)
5. Дуб + Зоя (Ядозуб.)
6. Е + хан + о + мел (Хамелеон.)
7. Лига + рота + л (Аллигатор.).
Слайд 32Гейм 7. «Художественный»
Басня И.А. Крылова «Лягушка и
Юпитер».
Живущая в болоте под горой,
Лягушка
на гору весной
Переселилась;
Нашла там тенистый
в лощинке уголок
И завела домок
Под кустиком, в тени,
меж травки, как раёк;
Однако ж им она
недолго веселилась.
Настало лето, с ним жары,
И дачи Квакушки
так сделалися сухи,
Что, ног не замоча,
по ним бродили мухи.
«О боги! –
молится Лягушка из норы, –
Меня вы, бедную, не погубите
И землю вровень хоть с горою
затопите,
Чтобы в моих поместьях
никогда
Не высыхала бы вода!»...
Лягушка вопит без умолку
И наконец Юпитера бранит,
Что нету в нем ни жалости, ни
толку.
«Безумная! – Юпитер говорит
(Знать не был он тогда сердит), –
Как квакать попусту тебе охота!
И чем мне для твоих затей
Перетопить людей,
Не лучше ль вниз тебе
стащиться до болота?»
_________________
На свете много мы таких
людей найдем,
Которым все,
кроме себя, постыло
И кои думают, лишь мне бы
ладно было,
А там весь свет горит огнем.
Слайд 33Вопрос команде Земноводные
Вопрос. Почему лягушка не может жить без воды?
Слайд 34Гейм 7. «Художественный»
Басня И.А. Крылова «Змея и овца».
Змея лежала под колодой
И злилася на целый свет;
У ней
другого чувства нет,
Как злиться: создана
уж так она природой.
Ягненок в близости резвился и скакал;
Он о змее совсем
не помышлял.
Вот, выползши, она в него
вонзает жало:
В глазах у бедняка
туманно небо стало;
Вся кровь от яду в нем горит.
«Что сделал я тебе?» –
змее он говорит.
«Кто знает? Может быть,
ты с тем сюда забрался,
Чтоб раздавить меня, –
шипит ему змея. –
Из осторожности тебя
караю я». –
«Ах, нет!» – он отвечал
и с жизнью тут расстался.
____________________
В ком сердце так сотворено,
Что дружбы, ни любви
не чувствует оно
И ненависть одну ко всем питает.
Тот всякого своим
злодеем почитает.
Слайд 35Вопрос команде Пресмыкающиеся
Для чего змея впрыскивает в жертву яд?
Слайд 36Ответ
Змеи не могут рвать добычу зубами, они заглатывают ее целиком.
Укусив жертву, змея ждет ее смерти, чтобы потом спокойно заглотить.