Слайд 1Анализ результатов выполнения заданий выпускниками ОУ
ЕГЭ по биологии
в первую
волну
Слайд 2 Единый государственный экзамен по биологии проводится с целью
определения уровня биологической подготовки выпускников и их отбора для поступления
в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования. ЕГЭ по биологии относится к числу экзаменов по выбору и ориентирован на требования Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г., базовый и профильный уровень.
В Ивановской области ЕГЭ проводится с 2005 г., ежегодно в нем принимали участие более 1000 выпускников общеобразовательных учреждений региона. Из числа экзаменов по выбору биология находилась на втором месте после обществознания, а в 2010 г. – на третьем (после обществознания и физики). Во многом выбор данного экзамена обусловлен интересом школьников к предмету и наличием в области подготовленного контингента преподавателей-энтузиастов, знающих и любящих биологию.
Слайд 3Средний балл ЕГЭ по биологии
Ивановская область
2009 год – 52,64
2010
– 55,14
Максимальный балл
2009 год
От 80 до 96 баллов набрали 27
учеников
2010 год
От 80 до 88 баллов
набрали 33 ученика
Слайд 4Динамика изменения % учащихся Ивановской области, не справившихся с работой.
Слайд 5 На ЕГЭ проверялись знания и умения по всем
разделам школьного курса биологии с VI по XI класс. Они
были объединены в 7 содержательных блоков: «Биология – наука о живой природе»; «Клетка как биологическая система»; «Организм как биологическая система»; «Многообразие организмов»; «Человек и его здоровье»; «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира»; «Экосистемы и присущие им закономерности».
В экзаменационных работах преобладали задания по разделам «Общая биология» и «Человек и его здоровье», на долю которых приходилось более 80% от числа всех заданий.
Слайд 6 Значительное место в работе отводится контролю
теоретических знаний общебиологических закономерностей, проявляющихся на разных уровнях организации живой
природы.
К их числу следует отнести теории: клеточную, хромосомную, эволюционную, законы наследственности и изменчивости, экологические закономерности развития биосферы. Из курса основной школы проверялся материал о классификации, строении, жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, об их роли в природе и жизни человека.
Наряду с проверкой теоретических знаний на ЕГЭ контролируется материал практического характера:
– рациональное природопользование;
– последствия влияния человека на окружающую среду;
– сохранение генофонда планеты;
– личная и общественная гигиена;
– соблюдение мер профилактики заболеваний и правил
здорового образа жизни, норм поведения в природе.
Слайд 7 Задания, включенные в экзаменационную работу, проверяют не только
овладение выпускниками содержанием курса биологии, но и их биологическую грамотность
и компетентность, умение применять знания курса в новых нестандартных ситуациях.
Содержание проверки не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику велось преподавание в конкретном образовательном учреждении.
Для анализа результатов ЕГЭ по биологии все участники, набравшие выше минимального балла, ФИПИ были разделены на 5 групп по уровню подготовки.
Слайд 9Анализ результатов выполнения заданий части 1 (А)
При анализе результатов выполнения заданий с выбором ответа по отдельным
группам участников учитывалось, что элементы содержания считаются освоенными, а умения сформированными, если процент выполнения задания, проверяющего данный элемент, равен или выше 65%.
Блок 1. Биология – наука о живой природе
В части 1 (А) содержание этого блока проверялось только одним заданием базового уровня А1. Средний процент выполнения заданий по блоку составил в разные годы от 71,25% до 76,1%. Данные об овладении материалом разными группами экзаменуемых представлены в таблице 1.
Анализ результатов по всем вариантам тестов показал, что большинство участников продемонстрировали достаточно высокие результаты освоения материала об уровнях организации живого, роли различных биологических наук в познании природы, признаках и свойствах живых организмов.
Слайд 10Таблица 1
Сравнительный анализ результатов выполнения заданий части А
Блок 1. Биология
– наука о живой природе
Экзаменуемые, в целом, освоили
материал об уровнях организации живого и методах его изучения, роли различных биологических наук в познании природы, о признаках и свойствах живых организмов. Это можно объяснить, прежде всего, тем, что темы данного блока изучаются в курсе основной и старшей школы.
Слайд 11Наиболее сложным оказалось следующее задание.
Пример 1.
В какой микроскоп можно
увидеть внутреннее строение хлоропластов?
1)Школьный 2)Световой 3)Бинокулярный 4)Электронный
Ответ: 4
Средний процент выполнения составил 51%. В слабой группе учащихся на это задание ответили верно только 27%, тогда как в сильной группе с этим заданием справились 74%. Учащиеся посчитали, что внутреннее строение можно увидеть в световой и школьный микроскоп, что говорит о незнании размеров клеток, органоидов и возможностей увеличительных приборов. Однако учащиеся получают эти знания при выполнении лабораторных работ, начиная с 6 класса, а во всех учебниках для 10 класса имеются электронные фотографии органоидов клетки. Отсюда следует вывод о необходимости усиления внимания к практической части программы, проведению лабораторных работ, предусмотренных стандартом.
Слайд 12Блок 2. Клетка как биологическая система
По данному блоку
в экзаменационную работу в части 1 (А) было включено 5
заданий, из которых 3 задания базового и 2 задания повышенного уровня. Основной акцент проверки на базовом уровне был сделан на проверку знаний клеточной теории, химической организации клетки, функциях органоидов клетки; умений различать особенности строения про- и эукариот, клеток разных царств организмов. Кроме того, проверялись базовые знания о фазах деления клеток, умения определять отдельные фазы на рисунках. Эти знания составляют основу базового уровня курса биологии 10-11 классов и являются обязательными для усвоения учащимися, понимания ими сущности жизни, единства органического мира.
Слайд 13 На повышенном уровне в данном блоке проверялись знания
об особенностях строения органоидов клетки в связи с выполняемыми функциями,
обмене веществ в клетке, матричных реакциях. С заданиями данного блока на базовом уровне справились 65% учащихся, на повышенном – 47%, что свидетельствует об овладении экзаменуемыми учебным материалом о клетке как биологической системе.
Наиболее высокие результаты показали выпускники с хорошей и отличной подготовкой (выше 80% правильных ответов).
Слайд 14Таблица 2
Сравнительный анализ результатов выполнения заданий части А
Блок 2. Клетка
как биологическая система
Слайд 15Среди учащихся слабой группы более низкие результаты получены на задания,
в которых необходимо было сравнить разные типы клеток, установить роль
химических соединений в клетке.
Пример 2 (задание А2).
Главное отличие клеток прокариот от эукариот состоит в
1)отсутствии ядерного вещества в цитоплазме
2)наличии рибосом на эндоплазматической сети
3)наличии органоидов движения
4)отсутствии оформленного ядра
Ответ: 4.
На данное задание в слабой группе ответили только 39%, тогда как в сильной группе – 89% участников.
Результаты выполнения заданий по данному блоку на повышенном уровне оказались на 10-20% ниже, чем на базовом уровне, как среди сильных участников, так и в слабой группе. По-прежнему слабо усвоены выпускниками знания о метаболизме в клетке. Эти задания оказались самыми сложными из всех заданий данной содержательной линии (пример 3).
Слайд 16Пример 3 (задание А28).
Внутриклеточное расщепление биополимеров до мономеров происходит в
1)
митохондриях
2) аппарате Гольджи
3) вакуолях
4) лизосомах
Ответ: 4
В
слабой группе правильно ответили на это задание только 20%, а в сильной – 57% участников. Такая значительная разница в результатах свидетельствует о сложности усвоения знаний о метаболизме. Не случайно эти вопросы из года в год остаются трудными для учащихся.
Слайд 17Блок 3. Организм как биологическая система
Результаты освоения материала
данного блока в части А проверялись с помощью 8 заданий
(5 заданий базового уровня и 3 – повышенного).
Выполнение этих заданий предусматривало проверку биологической терминологии, знаний о разнообразии организмов, их воспроизведении и онтогенезе, закономерностях наследственности и изменчивости, генетике человека, о роли разных форм изменчивости в приспособлении организмов к среде обитания и селекции. Кроме того, в блоке контролировались умения определять генотипы и фенотипы особей, решать задачи по генетике, применять биологические знания по селекции и биотехнологии в практической деятельности.
Слайд 18Таблица 3
Сравнительный анализ результатов выполнения заданий части А
Блок 3. Организм
как биологическая система
Слайд 19 На базовом уровне учащиеся овладели
знаниями об организме как биологической системе. Основная часть выпускников владеет
знаниями об индивидуальном развитии организмов, генетическими понятиями, умеет определять генотипы родителей, гаметы, решать простейшие генетические задачи. С этими заданиями на базовом и повышенном уровнях (А7, А8, А30) довольно хорошо справились учащиеся всех групп. Задания базового уровня правильно выполнили в среднем 69% учащихся, а повышенного уровня – 44%. Особенно высокие результаты показали сильные учащиеся (91-100%). Генетические задачи из года в год включаются в варианты ЕГЭ и этим вопросам стали больше уделять внимания как учителя, так и выпускники. Но есть определенные вопросы, которые слабо усвоены учащимися. Это относится, прежде всего, к понятиям об онтогенезе, хромосомном наборе клетки и организма, особенностях поведения хромосом в мейозе, классификации и причинах мутаций, их значении в эволюции. В сильной группе на такие задания отвечают, как правило, 65-75% выпускников, а в слабой – 15-20%.
Слайд 20
Пример 4 (задание А29).
Какой набор хромосом получают гаметы при созревании
половых клеток?
1)полиплоидный; 2) гаплоидный; 3)диплоидный; 4) тетраплоидный
Ответ: 2
Пример 5 (задание
А29).
Конъюгация и кроссинговер имеют большое значение для эволюции, так как способствуют
1)сохранению генофонда популяции; 2) изменению численности популяции; 3) повышению жизнеспособности потомства; 4)возникновению новых сочетаний признаков в популяции
Ответ: 4
Пример 6 (задание А30).
Новые сочетания генов, которые возникают в процессе мейоза и оплодотворения, служат причиной изменчивости
1)Хромосомной; 2)Модификационной; 3)Комбинативной; 4)Мутационной
Ответ: 3
Результаты выполнения всех трех приведенных заданий существенно расходятся в сильной и слабой группах
(67% и 18%, соответственно).
Слайд 21 Анализ результатов выполнения заданий по блоку «Организм
как биологическая система» позволяет сделать вывод о том, что материал
раздела выпускниками в целом усвоен. Более 50% учащихся показали положительные результаты. На базовом уровне у выпускников освоено содержание этого блока и сформированы умения. Однако на повышенном уровне освоено содержание и сформированы умения только у групп с хорошей и отличной подготовкой. Задания данного блока хорошо дифференцируют учащихся по уровню подготовки. Проведенный анализ заданий позволил определить наиболее слабо усвоенные элементы содержания и сформированные умения:
мейоз и поведение хромосом в мейозе;
определение хромосомного набора соматических и половых клеток растений и животных;
классификация мутаций, их значение;
определение генотипов родителей по потомству.
Слайд 22Блок 4. Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность
В части 1 (А) данный блок был представлен пятью
заданиями, из которых 4 задания проверяли знания на базовом и 1 – на повышенном уровне. С помощью этих заданий контролировались знания и умения учащихся по трём разделам курса биологии: «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Растения» и «Животные». В работу включены вопросы общебиологического характера, проверяющие знания из основной школы о систематике, особенностях строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений и животных.
Слайд 23Таблица 4
Сравнительный анализ результатов выполнения заданий части А
Блок 4. Многообразие
организмов, их строение и жизнедеятельность
Слайд 24 Материал о классификации организмов, особенностях строения и жизнедеятельности
бактерий, грибов, растений и животных усвоили в среднем 65% учащихся,
причем в группе с минимальным уровнем подготовки средний результат выполнения заданий составил 35%, тогда как в группе с отличной подготовкой – 90%. Наиболее высокие результаты получены в ответах на задания, контролирующие знания о грибах, бактериях, цветковых растениях. Низкие результаты показали выпускники при выполнении заданий, контролирующих материал о беспозвоночных животных.
Часть заданий этих линий содержала рисунки. Выпускники достаточно хорошо выполнили такие задания и продемонстрировали умения определять указанные на рисунке органы, части тела, устанавливать их значение, принадлежность организма (растение или животное) к систематической группе. В слабой группе задания этого типа выполнили правильно 33-40% учащихся, в сильной – 80-90%.
Однако отдельные задания с рисунком вызвали серьезные затруднения и выполнение их составило в среднем не более 50%. Анализ показал, что учащиеся хуже справляются с заданиями, в которых необходимо определить отделы тела, органы или системы органов у членистоногих, половое или бесполое поколение растений. К таким заданиям следует отнести следующее.
Слайд 25Пример 7 (задание А13).
Какая часть тела речного рака обозначена на
рисунке вопросительным знаком?
1)Грудь
2)Хвост
3)Брюшко
4)Плавники
Ответ: 3
Данное задание проверяло, с одной
стороны, знание существенного признака класса ракообразных ( деление тела на 2 отдела), а с другой – умение работать с рисунком, использовать его для получения необходимой информации. При ответе на это задание учащиеся чаще выбирали ответ 2, забывая о том, что такой части тела у членистоногих нет. В слабой группе выполнение составило 30%, а в сильной – 63%, что значительно ниже показателей по другим заданиям этой линии.
По блоку «Многообразие организмов» учащиеся показали хорошие результаты и продемонстрировали знания и умения, предусмотренные в стандарте. Учитывая, что учебный материал этого блока изучается только в основной школе, полученные результаты свидетельствуют о серьезной подготовке выпускников к экзамену, повторению ими материала основной школы.
Слайд 26Блок 5. Человек и его здоровье
Данный блок в
части 1 (А) представлен 5 заданиями базового и 2 заданиями
повышенного уровня, которые контролировали знания о строении и функционировании тканей, органов и систем органов человека, эндокринной системе, нейрогуморальной регуляции его жизнедеятельности, внутренней среде организма, иммунитете, обмене веществ и превращении энергии в организме человека, особенностях его высшей нервной деятельности, анализаторах, а также умения применять знания в практической деятельности человека для обоснования санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Анализ результатов ЕГЭ по этому блоку показал, что 63-66% выпускников верно выполняют задания базового уровня. По отдельным вопросам выполнение заданий примерно одинаково, за исключением линии А18 «Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция»: низкие результаты получены в слабой группе учащихся. Средняя трудность выполнения некоторых заданий этой линии оказалась ниже 35%.
Слайд 27Таблица 5
Блок 5. Человек и его здоровье
Слайд 28Пример 8 (задание А18).
Высшим отделом центральной нервной системы человека является
1)спинной
мозг; 2)мозжечок; 3)средний мозг: 4)кора переднего мозга.
Ответ: 4
Выполнение этого задания составило 34%. Анализ результатов показал, что 38% экзаменуемых в качестве высшего отдела центральной нервной системы человека назвали спинной мозг. В слабой группе правильно на это задание ответили только 13% учащихся, а в сильной – 63%. Такой результат свидетельствует об отсутствии у учащихся фундаментальных знаний, несмотря на то, что строение центральной нервной системы, функции её отделов достаточно подробно рассмотрены во всех школьных учебниках, а на изучение этой темы отводится достаточно времени. Слабые ответы свидетельствуют не только о незнании базового учебного материала, но и о неумении анализировать функции и соотносить их со строением. Этим вопросам следует уделить особое внимание в учебном процессе, сделать акцент не на механическое запоминание функций органов, а на формирование у учащихся умений анализировать и делать выводы.
Слайд 29 В части заданий этого блока предлагались рисунки. Многие
учащиеся продемонстрировали умения распознавать ткани, органы, их части на рисунках.
Выполнение таких заданий составило более 70%, причем высокие результаты показали учащиеся как в сильной, так и в слабой группе.
Следует отметить, что по отдельным заданиям блока получен большой разброс выполнения заданий. По гигиене он составил от 46% до 89%. Наибольшие затруднения вызвали задания, требующие применения знаний для объяснения физиологической сущности процессов, происходящих в организме человека. Вот почему в последние годы делается акцент на функциональный подход в изучении организменного уровня живой природы, в том числе и человека.
Слайд 30Пример 9 (задание А17).
Способностью захватывать и переваривать инородные
вещества и микроорганизмы обладают
1)эритроциты; 2)тромбоциты; 3)фагоциты; 4)антитела
Ответ: 3.
Анализ
ответов на это задание показал, что учащиеся наряду с правильным ответом (48%) выбирают ответ 4 (30%). Как показывает опыт преподавания биологии в основной школе, знания физиологического характера сложны для усвоения учащимися. В то же время они являются основой для формирования гигиенических знаний и умений, поэтому в экзаменационной работе выделено несколько содержательных линий, предусматривающих их проверку. При подготовке к ЕГЭ по биологии именно физиологическим понятиям следует уделять особое внимание.
Слайд 31 Задания повышенного уровня были направлены на проверку знаний
о нейрогуморальной регуляции жизнедеятельности организма человека, об анализаторах, ВНД. Результаты
выполнения заданий повышенного уровня несколько ниже, чем базового, во всех группах выпускников. Средний результат выполнения этих заданий составил 48%, что соответствует заложенному в плане экзаменационной работы уровню сложности. Результаты у слабой группы (минимальный и низкий уровни) значительно ниже, чем у сильной группы (в среднем на 30%). Только учащимися сильной группы (с хорошей и отличной подготовкой) освоены элементы содержания этих линий и сформированы умения. Это связано с тем, что вопросы регуляции жизнедеятельности и высшей нервной деятельности считаются наиболее сложными в разделе «Человек и его здоровье», так они требуют не только знаний учебного материала, но и умений анализировать и обобщать.
Слайд 32Блок 6. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира
По данному
блоку в экзаменационную работу были включены 4 задания базового и
1 – повышенного уровня, контролирующие важный мировоззренческий материал о движущих силах эволюции, популяции как элементарной эволюционной единице, видообразовании, результатах и доказательствах исторического развития органического мира. Результаты выполнения заданий различного уровня сложности, ориентированных на проверку усвоения элементов содержания данного блока, представлены в таблице 6.
Слайд 33Таблица 6
Сравнительный анализ результатов выполнения заданий части А
Блок 6.
«Надорганизменные системы. Эволюция органического мира»
Слайд 34 Материал об эволюции органического мира усвоен учащимися как
на базовом, так и на повышенном уровне. Заметное расхождение результатов
получено в группах учащихся с хорошей и отличной подготовкой и группой с минимальной подготовкой. Это можно объяснить сложностью материала, который носит теоретический характер и требует умения применять знания о закономерностях эволюции органического мира для объяснения видообразования, многообразия организмов, результатов и доказательств эволюции.
Наиболее сложными в данном блоке оказались отдельные задания, контролирующие знания как на базовом, так и на повышенном уровне о движущих силах эволюции и видообразовании. По всем остальным линиям этого блока низкие результаты показали учащиеся со слабой подготовкой (не более 35% выполнения). В то же время в других группах получены высокие результаты (более 60% выполнения).
Слайд 35Пример 10 (задание А20).
Минимальная по численности генетическая система,
которая может продолжить своё существование на протяжении неограниченного числа поколений,
– это
1)особь;2)семья; 3)популяция;4)вид
Ответ: 3
На это задание базового уровня правильно ответили только 33% выпускников, причем в сильной группе – 49%, а в слабой – 20%. Это объясняется тем, что учащимися слабо освоен материал о структуре вида и видообразовании и не сформировано умение анализировать информацию, представленную в задании.
Слайд 36Пример 11 (задание А22).
Приспособленность летучих мышей к ловле
насекомых с помощью издаваемых ими ультразвуков – это результат
1)действия движущих
сил эволюции;
2)проявления законов наследственности;
3)проявления модификационной изменчивости;
4)действия антропогенных факторов
Ответ: 1
Выполнение этого задания составило 47%, что ниже заявленного уровня сложности (60%), причем в сильной группе правильно ответили на задание 71%, а в слабой – 26% выпускников. Вместо правильного ответа чаще всего выбирался дистрактор 3. Это свидетельствует о том, что в слабой группе не сформированы знания не только по эволюции, но и по основам генетики. Учащиеся не различают понятия ненаследственной (модификационной) и наследственной изменчивости.
Следует отметить, что вопросы эволюции из года в год являются наиболее трудными для учащихся. При их обобщении в старшей школе учителя должны уделять внимание использованию знаний из основной школы для конкретизации теоретических понятий об эволюции органического мира.
Слайд 37Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности
Экзаменационные задания по данному блоку направлены на проверку
экологических знаний о взаимосвязи организмов и среды обитания, разнообразии экологических факторов и экосистем, биотических взаимоотношениях в экосистемах, их развитии и саморегуляции. Эти знания составляют научную основу экологического воспитания учащихся, понимания необходимости поддержания биологического разнообразия как основы устойчивости биосферы, рационального природопользования, бережного отношения к природе и ее охраны.
Число заданий в этом блоке следующее: 3 задания на базовом и 1 на повышенном уровне. Вопросы по экологии не вызывают особых затруднений у выпускников, поскольку эти знания междисциплинарные и с ними учащиеся знакомятся не только при изучении всего курса биологии, но и смежных предметов: географии, химии, физики, а также на уроках предметов гуманитарного цикла. Это подтверждают полученные результаты, представленные в таблице 7.
Слайд 38Таблица 7
Сравнительный анализ результатов выполнения заданий части А
Блок 7.
«Экосистемы и присущие им закономерности»
Слайд 39 Наиболее высокие результаты получены на задания содержательной линии
А26, проверяющие материал о структуре биосферы, круговороте веществ, охране окружающей
среды. Во всех группах, за исключением группы с минимальным уровнем подготовки, освоены элементы содержания этой линии и сформированы учебные умения.
В то же время трудными для выпускников оказались отдельные задания, контролирующие учебный материал об экологических факторах и взаимоотношениях организмов в экосистемах. Особенно низкие результаты показали учащиеся группы с минимальным уровнем подготовки, где выполнение отдельных заданий составило не более 20%.
Слайд 40Низкие результаты получены и на отдельные задания повышенного уровня сложности.
Пример 12 (задание А36).
Денитрифицирующие бактерии выделяют в атмосферу Земли молекулярный
азот, выполняя функцию
1)Концентрационную
2)Биогеохимическую
3)Трофическую
4)Газовую
Ответ: 4
Анализ ответов на это задание показал, что выпускники не всегда четко представляют функции живого вещества биосферы, с которым связан круговорот веществ. Наряду с правильным ответом чаще выбирался 2-й дистрактор, что свидетельствует о неумении устанавливать причинно-следственные связи.
Слайд 41Анализ результатов выполнения заданий части 1 (А) позволяет сделать следующие
выводы:
Учащиеся групп с удовлетворительным, хорошим и отличным уровнями подготовки
овладели базовым ядром содержания биологического образования и показали сформированность учебных умений, выполнив все задания в интервале от 65% до 98%.
На повышенном уровне сложности освоены элементы содержания и сформированы учебные умения только у экзаменуемых из групп с хорошим и отличным уровнями подготовки. Разница между результатами выполнения заданий базового и повышенного уровней сложности составила в среднем 20%.
Участники ЕГЭ из групп с низкой и минимальной подготовкой освоили основное содержание курса биологии на базовом уровне, однако они не достигли уровня выполнения заданий, предусмотренного требованиями КИМ (65%). Их результаты распределились в интервале выполнения заданий от 38% до 60%.
Слайд 42Выполнение заданий части А учащимися Ивановской области(%)
Слайд 43Анализ выполнения учащимися заданий части 2 (В)
Часть 2
(В), как и в предыдущие годы, включала задания повышенного уровня
разных типов: с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия процессов и объектов, на определение их последовательности. Все задания этой части оценивались от 0 до 2 баллов.
Результаты анализа этой части работы выявили, что средний интервал выполнения заданий составил 37-54%, что соответствует заявленному уровню трудности. Сравнительные результаты по отдельным видам заданий представлены в таблице 6.13.
Задания с выбором нескольких верных ответов из шести по всем линиям (В1, В2, В3) выполнили в среднем от 46% до 54% экзаменуемых. Наиболее высокие результаты показали выпускники из групп с хорошим и отличным уровнями подготовки (57-87%). Как видно из данных таблицы, около 50% всех участников ЕГЭ справились с заданиями данного типа и получили 1 или 2 балла.
Слайд 44 Наибольшие затруднения вызвали задания линии В1, в которых
проверялся учебный материал по блокам «Клетка как биологическая система», «Организм
как биологическая система». Освоили элементы содержания этих блоков и продемонстрировали сформированность умений только выпускники с хорошей и отличной подготовкой, тогда как по другим блокам (задания линий В2, В3) сформированность знаний и умений продемонстрировали также и учащиеся из группы с удовлетворительным уровнем подготовки. В группе с минимальным уровнем подготовки эти задания выполнили 27-31% учащихся.
Слайд 45Таблица 8
Сравнительный анализ результатов выполнения заданий части 2 (В)
Слайд 46Таблица 8
Сравнительный анализ результатов выполнения заданий части 2 (В)
(продолжение)
Слайд 47Задание, вызвавшее наибольшее затруднение.
Пример 13 (задание В1).
Какие процессы происходят
в клетках бактерий как хемосинтетиков, так и фотосинтетиков?
1)синтез органических веществ
из неорганических
2)фосфорилирование аденозиндифосфорной кислоты
3)выделение свободного кислорода
4)фотолиз молекул воды
5)образование полимеров из мономеров
6)накопление электронов на мембранах тилакоидов
Ответ: 1-2-5
Выполнение этого задания составило 29%. При этом 1 балл получили 46% экзаменуемых, а 2 балла – только 6%. Это свидетельствует о том, что материал об автотрофном питании бактерий усвоен экзаменуемыми слабо. Учащиеся не овладели знаниями о том, что к автотрофным относятся и фотосинтезирующие, и хемосинтезирующие бактерии. В школьном курсе уделяется больше внимания изучению процессов, протекающих у фототрофов, а изучение хемосинтеза дается обзорно, хотя в учебниках эти вопросы рассматриваются. В основном соотношение числа участников, набравших за задания В1-В3 1 и 2 балла, составляет приблизительно 2:1, или 50% и 26% соответственно. Полученные результаты совпадают с планируемой степенью трудности этих заданий.
Слайд 48 Выполнение заданий В2 «Многообразие организмов. Человек и его
здоровье» показало, что справились с ними более 54% учащихся. Эта
линия оказалась для экзаменуемых несколько легче, В1. Однако максимальный балл получили в среднем 40% учащихся. Наиболее высокие результаты получены в ответах на задания, контролирующие материал по разделу «Животные».
Пример 14 (задание В2).
Какие особенности развились у китообразных в связи с водным образом жизни?
1)рождение детёнышей и выкармливание их молоком; 2)дыхание атмосферным воздухом; 3)обтекаемая форма тела; 4)превращение передних конечностей в ласты; 5)разделение полости тела диафрагмой; 6)толстый слой подкожного жира
Ответ: 3-4-6
Задание, выполнение которого составило 75%, при этом 2 балла получили 65%, а 1 балл – 27% выпускников.
Знания учащихся по разделу «Человек и его здоровье» оказались значительно ниже по сравнению с другими разделами из основной школы. Особенно слабо усвоены физиологические знания о влиянии эндокринной системы на жизнедеятельность организма человека.
Слайд 49Пример 15 (задание В2).
Признаки строения и функций поджелудочной железы человека:
1)выполняет
барьерную роль
2)вырабатывает желчь
3)самая крупная железа пищеварительной системы
4)имеет внешнесекреторную и внутрисекреторную
части
5)имеет протоки, открывающиеся в двенадцатиперстную кишку 6)вырабатывает пищеварительный сок, расщепляющий белки, жиры, углеводы
Ответ: 4-5-6
Данное задание хуже всего выполнено в этой линии (около 40%), при этом 2 балла получили только 16,5% экзаменуемых.
Многие учащиеся выбирали признаки, характерные для печени, но не для поджелудочной железы, т.е. допускали ошибку, типичную для школьной практики. С заданиями на выбор нескольких верных ответов, контролирующих знания и умения по эволюции и экологии (В3), справились в среднем 53% учащихся, 2 балла набрали от 20% до 63%, а 1 балл – от 16% до 45% испытуемых.
Слайд 50 В линию В3 были включены задания, проверяющие овладение
учащимися эволюционными понятиями и экологическими закономерностями. С заданиями на выбор
нескольких верных ответов справились в среднем 53% учащихся, 2 балла набрали от 20% до 63%, а 1 балл – от 16% до 45% испытуемых.
Участники продемонстрировали традиционно хорошие результаты по экологии. В среднем на задания экологического характера получено на 15% больше правильных ответов, чем на задания по эволюции. Можно сделать вывод, что при выполнении заданий с выбором нескольких верных ответов овладение содержанием биологического образования и учебными умениями продемонстрировали экзаменуемые из групп с отличным, хорошим и удовлетворительным уровнями подготовки.
Слайд 51 Задания на установление соответствия (В4-В6) в среднем выполнили 43%
экзаменуемых, что примерно соответствует уровню прошлого года. С этими заданиями
учащиеся традиционно справляются хуже, чем с заданиями на выбор нескольких верных ответов, о чем свидетельствуют данные таблицы 8.
Лучшие результаты по данной линии отмечены при выполнении заданий по общей биологии (В6). Это можно объяснить прежде всего тем, что вопросы общей биологии изучаются в старшей школе, на них обращается большое внимание при подготовке к экзамену и, естественно, они остаются в памяти учащихся. К таким заданиям относятся: установление соответствия между процессами, происходящими в живых системах на клеточном, биоценотическом и биосферном уровнях организации, и объектами, для которых эти процессы характерны, между характеристикой организмов и их функциональным значением в экосистеме, между движущими силами эволюции и их особенностями. Приведем пример задания, выполнение которого составило 56%, из них 1 балл получили 31%, а 2 балла – 50% экзаменуемых.
Слайд 52Пример 16 (задание В6).
Установите соответствие между процессом, протекающим в клетке,
и органоидом, в котором он происходит
Ответ: 21221
Задания по
цитологии, хотя и относятся к сложным, учащиеся стали выполнять лучше по сравнению с предыдущими годами. Это можно объяснить соответствующей подготовкой в старшей школе и использованием специальных пособий для подготовки к ЕГЭ.
Слайд 53 Наиболее сложными оказались задания на сопоставление особенностей строения
и функционирования организма человека. У школьников слабо сформированы умения устанавливать
причинно-следственные связи между строением и функциями органов и систем органов человека, особенностями нервной и гуморальной регуляции. Чаще всего допускаются ошибки при сопоставлении симпатического и парасимпатического отделов нервной системы, строения и функций отделов анализатора. Как видно из данных таблицы 8, даже у учащихся сильных групп результаты выполнения заданий по линии В5 ниже, чем по другим линиям.
Слайд 54 Большие затруднения вызывают задания на установление последовательности объектов,
процессов, явлений (В7-В8). Наибольшие трудности вызвали у экзаменуемых задания линии
В7, где проверялись знания из основной школы по разделам «Растения. Животные. Человек», а также по цитологии и генетике из старшей школы. В среднем эти задания выполнили 37% экзаменуемых:1 балл получили около 30% участников, в то время как 2 балла набрали в среднем 27% учащихся. Поэтому, если учащиеся хорошо подготовлены к экзамену, то они умеют правильно установить последовательность процессов, объектов, не допускают ошибок, что дает возможность получить максимальный балл.
Существенно низкие результаты показали учащиеся с минимальным уровнем подготовки. Разница в выполнении заданий этой группы и групп с хорошим и отличным уровнями подготовки составила свыше 50%.
Слайд 55 Как и в предыдущие годы, задания по экологии
и эволюции (В8) были выполнены лучше, чем по другим разделам
курса биологии. Экзаменуемые правильно составляли пищевую цепь, показывали перемещение веществ в экосистеме, определяли расположение экосистем в порядке уменьшения их биомассы, устанавливали последовательность появления организмов разных групп в процессе эволюции. В то же время вызвали затруднения задания на определение последовательности процессов видообразования и этапов антропогенеза.
Слайд 56 Подводя итоги анализа результатов выполнения заданий с кратким
ответом части 2 (В), можно сделать следующие выводы:
Наиболее высокие
результаты получены на задания с выбором нескольких верных ответов (средний процент выполнения 62%). Лучше всего усвоен материал по разделу «Общая биология», который изучается на заключительном этапе обучения и лучше запоминается учащимися. Кроме того, на изучение этого раздела обращается наибольшее внимание и учеников, и учителей в школе.
Из трех типов заданий этой части наибольшие затруднения вызывают задания на установление последовательности биологических объектов, процессов, явлений. Они требуют от учащихся не только конкретных знаний, но и умений проводить определенные мыслительные операции (сопоставлять, анализировать, классифицировать). В школьной практике заданиям такого типа уделяется мало внимания.
Освоены элементы содержания и сформированы учебные умения только у экзаменуемых из групп с хорошим и отличным уровнями подготовки, частично достигли необходимого порога освоения учебного материала и участники группы с удовлетворительным уровнем подготовки.
Слайд 57Анализ выполнения учащимися заданий части 3 (С)
При выполнении
экзаменационной работы выпускники должны показать овладение не только теориями, понятиями,
научными фактами, но и разнообразными умениями. В часть 3 (С) включены задания, проверяющие умения выпускников применять полученные знания в измененных и новых ситуациях. Задания этой части требовали свободного развёрнутого ответа: 1 задание повышенного и 5 заданий высокого уровня сложности.
Включение в экзаменационную работу заданий со свободным ответом имеет большое значение для получения объективных результатов при проведения ЕГЭ. Задания этого типа дают возможность не только оценить знания учащихся, но и выявить логику их рассуждений, умения обобщать, обосновывать, делать выводы, четко и кратко по существу вопроса излагать ответ, применять полученные знания на практике. При выполнении этих заданий экзаменуемый имеет возможность достаточно полно, глубоко выразить свои мысли, продемонстрировать глубину знаний по биологии.
В отличие от заданий с выбором ответа, при выполнении заданий со свободным ответом подсказка или угадывание правильного ответа исключаются. Учащиеся должны самостоятельно сформулировать ответ на поставленный вопрос. Задания этого типа имеют большое значение для дифференциации учащихся по уровню их подготовки и выявления типичных ошибок.
Слайд 58Выполнение заданий части В учащимися Ивановской области(%)
Слайд 59Участники ЕГЭ по биологии показали хорошие результаты при выполнении заданий
с развернутым ответом части 3 (С). Доля участников, не приступивших
к выполнению заданий этой части, составила всего 8,4%. Получили 0 баллов за выполнение заданий с развернутым ответом 16,9% экзаменуемых. Это свидетельствует о хорошей подготовке участников к экзамену. Однако число участников, приступивших к выполнению отдельных заданий, значительно меньше. Проведем анализ результатов выполнения заданий по каждой линии.
Слайд 60 Задания линии С1 со свободным ответом повышенного уровня
сложности предусматривали проверку у экзаменуемых умений применять биологические знания в
практической ситуации по всем блокам содержания. Ответ содержал два элемента знаний. С заданиями этой линии из числа участников, приступивших к их выполнению, в среднем справились 39,5%. Не приступали к выполнению части С или пропустили это задание 22% участников.
Обобщенные результаты представлены в таблице 9.
Таблица 9
Сравнительный анализ результатов выполнения заданий части 3 (С1)
Слайд 61 Лучше всего учащиеся справились с заданиями на знание
условий выращивания растений, значение бобовых растений, кольчатых червей, микроорганизмов для
увеличения плодородия почвы. За такие задания более 25% тестируемых получили максимальный балл. Достаточно хорошие результаты получены и по заданиям по физиологии человека. Экзаменуемые правильно определили причины активности ферментов в разных частях пищеварительного тракта, выделение воды разными органами человека, причины неодинакового количества воды, поступившей в организм и выделившейся с мочой. Однако среди заданий этой линии самым трудным оказалось задание, в котором требовалось охарактеризовать защитную роль лейкоцитов, при этом 1 балл получили 50% учащихся, а 2 балла – только 7%. Как правило, назывался только один элемент – выработка антител и участие в создании иммунитета, в то время как о фагоцитарных способностях этих клеток написали единицы.
Слабо выполнено задание и по общей биологии, в котором требовалось установить связь дыхания и фотосинтеза. Ответы, как правило, сводились только к объяснению, какие газы выделяются и поглощаются при дыхании и фотосинтезе. На синтез и распад органических веществ и аккумуляции разных видов энергии указали только 10% учащихся.
Слайд 62 Задания линии С2 со свободным ответом высокого уровня
сложности контролировали умения анализировать биологический текст, находить и исправлять ошибочную
информацию, работать с рисунком или схемой по всем содержательным блокам. Результаты выполнения заданий этой линии представлены в таблице 10.
Таблица 10
Сравнительный анализ результатов выполнения заданий части 3 (С2)
Анализ результатов выполнения заданий этой линии разными группами участников показал, что в основном их выполняют учащиеся с отличным уровнем подготовки. Учащиеся из групп с минимальным и низким уровнями подготовки, как правило, или не приступают к этим заданиям, или выполняют их на 1-2 балла.
Слайд 63 Трудными для выполнения оказались задания с рисунками по
разделу «Общая биология», в частности по цитологии, где требовалось определить
органоиды клетки, их строение и функции, объяснить по рисунку процесс фагоцитоза, установить фазы гаметогенеза. Максимальный балл получили 3-6% экзаменуемых. Задания с рисунками по цитологии из года в год оказываются самими сложными для учащихся, хотя во всех учебниках имеются рисунки органоидов клетки и дано подробное описание их строения и функций. Задания с рисунками растений и животных выполнялись лучше и результаты оказались выше. Так, 60% экзаменуемых сумели определить на рисунке эвглену зеленую, органеллы ее клетки и объяснили их функции.
Низкие результаты в этой содержательной линии получены и в ответах на задания, требующие умения находить и исправлять ошибки в текстах по цитологии и эволюции. Максимальный балл за выполнение этих заданий получили около 4-6% экзаменуемых.
Слайд 64Пример 17 (задание С2).
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера
предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Популяция представляет собой
совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.
Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 5.
Анализ результатов ответов на данное задание показал, что учащиеся не могут правильно определить ошибки и исправить их. 3 балла получили 6% участников, 2 балла – 8%, 1 балл – 15%. Это свидетельствует о том, что понятие «популяция» сформировано слабо, учащиеся не смогли проанализировать биологическую информацию и извлечь из нее ошибочные утверждения. Поэтому, чтобы подготовить учащихся к ЕГЭ, в школе следует уделять больше внимания вопросам эволюции.
Слайд 65 В содержательной линии С3 предусматривалась проверка умений выпускников
обобщать и применять знания о человеке и многообразии организмов. Эти
задания направлены на проверку материала основной школы по двум содержательным блокам: «Многообразие организмов», «Человек и его здоровье».
К выполнению заданий этой линии приступили не менее 75% участников ЕГЭ. Однако из числа приступивших к части 3 (С) 20% не выполняли задания этой линии. Обобщенные результаты представлены в таблице 11.
Сравнительный анализ показал, что задания СЗ выполняют лучше, чем С2.
Таблица 11
Сравнительный анализ результатов выполнения заданий части 3 (С3)
Слайд 66 Трудности вызвали отдельные задания, требующие умений сравнивать организмы
разных царств или отдельные группы организмов и находить их отличительные
признаки (особенности бактерий, отличие грибов от растений, преимущества общественных насекомых по сравнению с одиночными и т.д.). Наиболее сложным в этой линии оказалось следующее задание.
Пример 18 (задание С3).
Почему клубень считают видоизменённым подземным побегом? Приведите не менее 3-х доказательств.
При ответе на это задание необходимо было отметить наличие в клубне почек (глазков), узлов и междоузлий, лейкопластов, которые на свету превращаются в хлоропласты, указать на сходство внутреннего строения клубня со стеблем. Однако максимальное число баллов получили только 1,6% выпускников, а 2 и 1 балл – 27% и 26% тестирующихся. Эти результаты свидетельствуют о том, что чаще даются неполные ответы. Это связано не только с отсутствием у учащихся конкретных знаний, но еще и с неумением сравнить объекты и найти общие признаки.
В то же время учащиеся хорошо справились с заданиями, где требовалось сравнить объекты царства растений и животных.
Слайд 67Сложным оказалось задание по физиологии человека, требующее проанализировать процессы, протекающие
в организме, и объяснить их причины и последствия. В качестве
примера рассмотрим следующее задание.
Пример 19 (задание С3).
Каким образом происходит газообмен в лёгких и тканях у млекопитающих и человека? Чем обусловлен этот процесс?
Полно и правильно на это задание ответили и получили максимальный балл только 6,7% участников, в основном преобладали ответы с одним элементом (29%). Это объясняется тем, что учащиеся плохо представляют себе, за счет каких сил обеспечивается газообмен. Это не только недостаточные знания по биологии, но и по физике и химии, так как здесь имеют место физико-химические процессы.
Слайд 68 Задания линии С4 направлены на контроль умений обобщать
и применять знания о биологических системах. В этой линии проверялись
знания по следующим содержательным блокам: «Эволюция органического мира»; «Экосистемы и присущие им закономерности». Обобщенные результаты представлены в таблице 12.
Таблица 12
Сравнительный анализ результатов выполнения заданий части 3 (С4)
Анализ результатов выполнения заданий линии С4 показал, что по-прежнему имеются различия в овладении выпускниками экологическими и эволюционными знаниями. Более низкие результаты получены в ответах на задания по блоку «Эволюция органического мира». Отдельные задания выполнили на 3 балла от 1 до 5% участников.
Слайд 69 Особые затруднения вызвали у выпускников вопросы, связанные с выявлением
причин приспособленности организмов к окружающей среде, обоснованием общности происхождения органического
мира, родства объектов живой природы. У основной части экзаменуемых слабо сформированы умения устанавливать причинно-следственные связи между причинами и результатами эволюции. В качестве примера приведем конкретное задание.
Пример 20 (задание С4).
Объясните, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах.
При ответе на это задание необходимо было указать географическую изоляцию материка, отсутствие хищников и дивергентную эволюцию сумчатых. Однако не более 1% выпускников сумели грамотно сформулировать ответ и объяснить причины эволюции. В основном отвечающие получили только 1 балл (38%).
С заданиями по блоку «Экосистемы и присущие им закономерности» выпускники справились значительно лучше. Тем не менее, во всех группах выпускников показатели выполнения заданий этой линии значительно ниже, чем по другим линиям.
Слайд 70 Задания линии С5 предусматривали решение биологических задач по
цитологии и молекулярной биологии двух типов: расчетные задачи, задачи с
применением знаний о генетическом коде и задачи, требующие рассуждений, обоснования и доказательств. Такие задания стали использоваться в ЕГЭ с 2004 года. В первые годы применения таких задач к их выполнению не приступали 60% учащихся. С каждым годом растет число выпускников, которые выполняют их. В 2009 г. расчетные задачи по цитологии и молекулярной биологии правильно выполнили около 30% экзаменуемых.
При решении этих задач проверялись не только знания учащихся, но и умения выполнять определенные действия, анализировать и обосновывать полученные результаты. Установлено, что около трети приступивших к выполнению задания выпускников полностью его выполнили и получили максимальные баллы. Они правильно определяли число нуклеотидов в гене, кодонов на иРНК и молекул тРНК по количеству аминокислот во фрагменте полипептида. Достаточно высокие результаты получены в ответах на задание по определению количества всех типов нуклеотидов по процентному содержанию одного нуклеотида в молекуле ДНК.
Слайд 71Таблица 12
Сравнительный анализ результатов выполнения заданий части 3 (С5)
Наиболее
высокие результаты получены в группах с отличной и хорошей подготовкой.
У учащихся с минимальным и низким уровнями подготовки недостаточно знаний и слабо сформированы учебные умения, необходимые для решения таких задач. Они, как правило, если и приступают к выполнению заданий этой линии, то получают не более 1-2 баллов.
В то же время выявлены существенные затруднения при решении задач, в которых необходимо было обосновать и доказать эффективность обменных процессов в клетке, определить выход АТФ в реакциях обмена.
Слайд 72
Пример 21 (задание С5).
В процессе гликолиза образовалось 42 молекулы ПВК.
Какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ
образовалось при полном окислении ПВК? Объясните полученные результаты.
При решении этой задачи необходимо было вспомнить общее уравнение гликолиза и полного окисления глюкозы. Однако именно в этом и состояла ошибка участников, которые не смогли проанализировать, из скольких молекул глюкозы образовалось данное число ПВК. Незнание важного фактологического материала привело к неправильным расчетам и выводам.
Также не совсем удачно выполнялись и задания, требующие определения молекулярных масс белка и иРНК по заданному числу молекул тРНК, участвующих в биосинтезе белка. При выполнении такой задачи необходимо было учесть свойство генетического кода – триплетность, о чем учащиеся часто забывали и расчеты оказывались неверными.
Слайд 73В заданиях линии С6 экзаменуемым предлагалось решить генетические задачи на
применение знаний в новой ситуации: на дигибридное скрещивание, наследование признаков,
сцепленных с полом, сцепленное наследование признаков, на анализ родословной. Результаты выполнения заданий этой линии представлены в таблице 12.
Таблица 12
Сравнительный анализ результатов выполнения заданий части 3 (С6)
Слайд 74 Из данных таблицы видны существенные различия в
выполнении заданий этой линии учащимися с различным уровнем подготовки. Наиболее
высокие результаты продемонстрировали учащиеся с хорошей и отличной подготовкой. В среднем их результаты отличаются на 30-40% от других групп. При этом следует отметить, что именно эта группа экзаменуемых получает максимальные баллы при решении генетических задач. Учащиеся из остальных групп либо вообще не приступают к решению, либо решают их неверно, либо получают только 1 балл. Это объясняется тем, что для получения максимального балла необходимо правильно составить схему решения задачи и получить результат скрещивания. Умение считается сформированным, если правильно определены генотип родителей, гаметы, генотипы потомства и их соотношение. У учащихся со слабой подготовкой чаще всего вызывает затруднение определение генотипа родителей и гамет, что не дает возможности получить даже 1 балл, так как далее задача уже не будет иметь верного решения. Этим объясняется тот факт, что в отличие от заданий других линий число тестируемых, получивших 3 балла за эти задачи, больше числа тестируемых, получивших 1 и 2 балла (3 балла – 35%, 2 балла – 19%, 1 балл – 13%). Если учащийся умеет решать задачу, то, как правило, он получает максимальный балл.
Слайд 75 Из всех типов задач, используемых на ЕГЭ
2009 г., наибольшие трудности у экзаменуемых вызвала задача на сцепленное
наследование генов, где, кроме составления схемы решения, необходимо было объяснить полученные результаты скрещивания. По этой задаче получены следующие результаты: 1 балл получили 29%, 2 балла – 15%, 3 балла – 11,6%. Небольшой процент максимального балла связан с отсутствием умения обосновывать полученные результаты. Кроме того, задачи на сцепленное наследование несколько сложнее, чем задачи на дигибридное скрещивание.
В последние годы, можно наблюдать динамику повышения уровня сформированности умений решать генетические задачи. Положительную роль в улучшении показателей, несомненно, сыграл целенаправленный подбор для этой линии генетических задач, постоянный выпуск пособий для подготовки к ЕГЭ, проведение семинаров с методистами и учителями различных регионов РФ. Кроме того, решение задач по генетике становится традиционным в процессе обучения старших школьников, что отражается и на показателях их ответов.
Слайд 76Анализ результатов выполнения заданий части С позволяет сделать следующие выводы:
Участники ЕГЭ по биологии показали положительные результаты при выполнении заданий
с развернутым ответом части 3 (С). Доля участников, не приступивших к выполнению заданий этой части, составила всего 8,4%. Получили 0 баллов за выполнение заданий с развернутым ответом 16,9% экзаменуемых.
Основная масса выпускников, кроме учащихся с отличным уровнем подготовки, не достигла 50% уровня выполнения. Средний показатель выполнения заданий этой части составил 30%. Это можно объяснить тем, что для выполнения заданий с развернутым ответом требуется специальная подготовка, они рассчитаны на учащихся профильных классов, поступающих в биологические вузы.
Задания практико-ориентированного характера (С1) выполняются лучше, чем остальные задания части 3 (С) учащимися групп с минимальным, низким, удовлетворительным и хорошим уровнями подготовки. Это свидетельствует о сформированности определенных умений применять биологические знания на практике у учащихся независимо от их подготовки.
Слайд 774. Задания С2, предусматривающие работу с биологическим текстом или рисунком,
оказались наиболее сложными для всех групп учащихся. Учащиеся затрудняются в
установлении биологических объектов по рисунку, не умеют описать их строение и объяснить функции. У них слабо сформировано умение анализировать биологическую информацию, определять ошибочные суждения и исправлять их.
5. Наметилась тенденция повышения уровня биологической подготовки выпускников по материалу основной школы, что подтверждается относительно высокими результатами выполнения заданий линии С3 по сравнению с заданиями, обобщающими биологические знания по старшей школе (С4).
6. При выполнении заданий С5 и С6, предусматривающих решение цитологических и генетических задач, наиболее высокие результаты по сравнению с другими линиями этой части показали экзаменуемые с отличной и хорошей подготовкой. Наиболее низкие результаты отмечены в группах с низким и минимальным уровнями подготовки, основная масса которых не приступала к их выполнению.
Задания части 3 (С) хорошо дифференцируют учащихся по их подготовке, позволяют выявить освоение ими материала профильного уровня.
Слайд 78Выполнение заданий части С учащимися Ивановской области(%)
Слайд 79Заключение
Большинство выпускников овладели базовым ядром содержания биологического образования, предусмотренным стандартом.
Экзаменуемые, набравшие не ниже минимального балла на ЕГЭ по биологии,
показали: знание основных биологических понятий, правил; понимание признаков биологических объектов, особенностей организма человека, сущности биологических процессов и явлений; владение биологической терминологией и символикой; знание методов изучения живой природы, гигиенических норм и правил здорового образа жизни, экологических основ охраны окружающей среды; умение использовать биологические знания в практической деятельности, распознавать биологические объекты по их описанию и рисункам, решать простейшие биологические задачи.
Результаты выполнения заданий экзаменационной работы в значительной степени определяются типом заданий. Больше всего верных ответов дали выпускники на задания с выбором ответа части 1 (А). Задания этого типа выполнили учащиеся групп с удовлетворительным, хорошим и отличным уровнем подготовки в интервале от 65% до 98%.
Слайд 803. Средний результат выполнения заданий повышенного уровня части 2 (В)
составил около 50%. Это обусловлено постоянным использованием заданий данного типа
в вариантах ЕГЭ, усилением внимания учителей к таким заданиям в учебном процессе и при подготовке к экзамену. Однако освоены элементы содержания и сформированы учебные умения только у экзаменуемых из групп с хорошим и отличным уровнями подготовки. Частично достигли необходимого порога освоения учебного материала и участники группы с удовлетворительным уровнем подготовки. Наиболее высокие результаты получены на задания с выбором нескольких верных ответов (средний процент выполнения 62%). Из трех типов заданий этой части наибольшие затруднения, как и в предыдущие годы, вызвали задания на установление последовательности и соответствия биологических объектов, процессов, явлений. Выполнение заданий части 2 (В) позволяет проверить не только конкретные знания, но и умения проводить определенные мыслительные операции (сопоставлять, анализировать, классифицировать).
Слайд 814. В последние два года практически все участники, преодолевшие минимальную
границу тестового балла, приступили к выполнению заданий с развернутым ответом
части 3 (С). Получили 0 баллов за выполнение заданий с развернутым ответом только 16,9%. В то же время основная масса выпускников, кроме учащихся с отличной подготовкой, не достигла 50% уровня выполнения. Всеми группами учащихся задания практико-ориентированного характера выполнены лучше, чем остальные задания этой части. Достаточно высокие результаты получены на задания, предусматривающие решение цитологических и генетических задач. Это обусловлено тем, что решение задач по цитологии и генетике становится традиционным в процессе обучения в средней полной школе. В то же время наибольшие затруднения вызвали у экзаменуемых задания на установление биологических объектов и процессов по рисунку и анализ текста, содержащего ошибочную информацию. Задания со свободным развернутым ответом хорошо дифференцируют учащихся по уровню их биологической подготовки, что важно для отбора и продолжения обучения в вузах биологического профиля.
Слайд 825. Анализ результатов выполнения заданий по различным разделам курса биологии
показал, что лучше всего усвоены знания по разделу «Общая биология»,
который изучается на заключительном этапе обучения и хорошо запоминается учащимися. В то же время выявлена тенденция повышения уровня биологической подготовки учащихся по основной школе. Это свидетельствует о том, что ЕГЭ становится не только формой контроля знаний и умений учащихся, но и оказывает влияние на учебно-воспитательный процесс в целом.
Слайд 83 Уровень усвоения знаний о классификации и
систематике по-прежнему остается невысоким. Это можно объяснить тем, что данный
материал изучается в основной школе (VI-VII класс) и у учителей практически нет времени на его обобщение и повторение в старших классах. Можно порекомендовать педагогам проводить закрепление знаний о многообразии и эволюции растений и животных, их классификации в органической связи с изучением теории эволюции и вопросов экологии на заключительном этапе биологического образования.
Подтверждены данные предыдущих лет и школьной практики о низких
результатах усвоения знаний об обмене веществ как главном признаке живого, составляющем основу формирования научных взглядов о сущности жизни, физиологических процессах, протекающих в живых организмах. Выпускники затруднялись раскрыть сущность обмена веществ в клетке, его этапы, процессы биосинтеза белка и фотосинтеза. Это прослеживается при выполнении заданий повышенного и высокого уровня сложности и объясняется отчасти отсутствием у школьников должной подготовки по органической химии и необеспеченностью школ оборудованием, необходимым для проведения опытов и наблюдений за процессами метаболизма.
Слайд 84 С целью повышения уровня биологической подготовки учащихся в
учебном процессе рекомендуется повторение и обобщение материала из основной школы,
наиболее значимого для конкретизации теоретических положений, изучаемых на заключительном этапе биологического образования. Кроме того, при изучении соответствующих разделов курса биологии следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.
Обратить особое внимание на повторение и закрепление материала, который из года в год вызывает затруднение у многих выпускников: о метаболизме и редукционном делении клеток; движущих силах, путях и направлениях эволюции, способах экологического и географического видообразования; об эмбриональном и постэмбриональном развитии организмов; иммунитете и нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека; характеристиках основных типов животных и отделов растений; признаках стабильности экосистем, роли живого вещества в биосфере.
Слайд 85Для подготовки учащихся к выполнению заданий со свободным развернутым ответом
необходимо научить их кратко, обоснованно и по существу поставленного вопроса
письменно излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике, в новых ситуациях, связанных с повседневной жизнью, а также при решении биологических задач.
Методическую помощь учителю и учащимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):
- документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2011 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМ);
- открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий;
- учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;
- аналитические отчеты о результатах экзамена и методические письма прошлых лет;
- перечень учебных изданий, разработанных специалистами ФИПИ или рекомендуемых ФИПИ для подготовки к ЕГЭ.