Слайд 1Тема урока:
Дифференциация пола.
Цель урока:
выяснить этапы дифференциации пола
и причины ее нарушения.
Слайд 2Терминологический диктант
I вариант
1.Участок ДНК, содержащий информацию о первичной структуре белка
–
3.Групп сцепления в клетках человека –
5.Половые клетки называются
–
-
7.Мужские половые клетки называются –
9. Процесс развития половых клеток –
11. Процесс развития сперматозоидов –
13.Процесс слияния половых клеток –
15. хромосомы по которым отличаются муж. и жен. организмы -
II вариант
2.Гены, находящиеся в одной хромосоме и совместно наследующиеся называют –
4.Совокупность всех хромосом клетки -
6.Женские половые кл. называют –
8.Органы, в которых происходит
гаметогенез у животных называют –
10. Процесс развития яйцеклеток –
14.Хромосомы, различные у муж. и жен. организмов –
16. Биологически активные веществ а желез внутренней секреции
Слайд 3Проверка терминологического диктаната
1. Участок ДНК, содержащий информацию о первичной структуре белка
– ген.
2. Гены, находящиеся в одной хромосоме и совместно наследующиеся называют
– группой сцепления
3. Групп сцепления в клетках человека – 23 ( равно гаплоидному набору)
4. Совокупность всех хромосом клетки – кариотип.
5. Половые клетки – гаметы
6. Женские гаметы называют – яйцеклетки, мужские гаметы называют – сперматозоиды.
7. Органы, в которых происходит гаметогенез у животных называют – половые железы, или гонады.
8. Женские гонады- яичники, мужские гонады - семенники
9. Процесс развития половых клеток – гаметогенез
10. Процесс развития яйцеклеток - овогенез
11 Процесс развития сперматозоидов -
11. Процесс слияния половых клеток, с целью восстановления видового набора хромосом – оплодотворение.
12. Хромосомы, одинаковые у мужского и женского организмов – аутосомы, 22 пары.
13. Хромосомы по которым различаются мужской и женский организмы – половые, 1 пара.
14 Биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции.- гормоны
Слайд 4
Пол – совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, которые обеспечивают
половое размножение.
В более широком, социально-психологическом смысле, пол – комплекс
физиологических, поведенческих и социальных измерений, определяющих индивида мужчину (мальчика) или женщину (девочку).
Слайд 5Этапы формирования пола
1. Генетический - по хромосомному набору (23-я пара
содержит ХХ или ХУ хромосомы);
2. На уровне гонад (наличие яичников
или семенников);
3. Морфофизиологический - по фенотипу (внешние женские или мужские половые признаки и соответствующие гормоны)
4.Социально-психологический
Слайд 6Хромосомный этап дифференциации пола
Кариотип женщины
Кариотип мужчины
Слайд 8Соотношение полов
Р
ХУ
ХХ
G Х У Х Х
F1 2 ХХ : 2ХУ
Слайд 9Соотношение полов
A) У человека, большинства позвоночных, дрозофил, многих
насекомых
и двудомных растений гомогаметным является женский пол (XX), а гетерогаметным
- мужской пол (ХУ)
Б) У птиц гомогаметным является мужской пол (XX), а
гетерогаметным - женский пол (XY)
В) У прямокрылых (кузнечиков) гомогаметным является женский пол (XX), а моногаметным - мужской пол (ХО)
Г) Гаплоидия широко распространена у пчел и муравьев. У этих организмов нет половых хромосом; самки - это диплоидные особи, а самцы - гаплоидные
Д) У морского червя бонеллии, особи, которые в личиночной стадии остаются свободно плавающими, становятся самками, а личинки, прикрепившиеся к телу взрослой самки, превращаются в самцов в результате мускулинизирующего гормона, выделяемого самкой
Слайд 11Синдром Тёрнера-Шерешевского
моносомия ХО
триада симптомов: половой инфантилизм, кожные крыловидные складки на боковых
поверхностях шеи и деформацию локтевых суставов
Слайд 12Синдром Клайнфельтера
трисомия ХХУ
Присутствие У-хромосомы определяет формирование мужского пола. До
периода полового созревания мальчики развиваются почти нормально, лишь с небольшим
отставанием в психическом развитии . Генетический дисбаланс в связи с добавочной Х-хромосомой клинически проявляется в период полового созревания в виде недоразвития яичек и вторичных мужских половых признаков.
Слайд 14Генетический контроль за развитием
Слайд 15Синдром Морриса (тестикулярная феминизация)
Передаётся здоровой женщиной, носительницей рецессивного гена, половине
своих сыновей.
Термин «тестикулярная феминизация» был предложен Моррисом в 1953г.
Синдром Морриса – наследственная нечувствительность периферических тканей организма к действию гормонов семенников. Такое состояние определяется отсутствием в У- хромосоме гена тканевого рецептора мужского гормона. В результате этой нечувствительности, т.е. андрогены не связаны тканями- мишенями, организм обладает мужским набором хромосом (46, ХУ) и семенниками, но развивается по женскому направлению.
Слайд 16Синдром Морриса
Для женщин с синдромом тестикулярной феминизации характерно:
1) большая физическая
сила;
2) высокий рост, длиннорукость, длинноногость;
3) поразительная смелость;
4) склонность к
ношению мужской одежды или элементов мужского костюма;
5) предприимчивость;
6) сильная воля и высокий интеллект;
7) аменорея (отсутствие месячных).
Слайд 17Елизавета I Тюдор, Христиана Шведская, Аврора Дюдеван – знаменитая писательница
Жорж Санд, немецкая поэтесса Аннета Дросте-Гюльсгоф, выдающийся теософ и медиум
Елена Блаватская.
Слайд 18Этап социально-психологического формирования пола
Два периода:
I. Пренатальный -
от возникновения хромосомного пола (при оплодотворении яйцеклетки) до формирования пола
гонадного, действуют генетически жестко запрограммированные механизмы, приводящие к последовательной, строго фиксированной во времени и необратимой смене одних этапов дифференцировки пола другими. "жизнь начинается не с рождения, а с зачатия".
II. Постнатальный охватывает события от момента рождения ребенка до формирования необратимой половой аутоидентификации, т. е. осознанного отнесения индивидом себя к мужскому или женскому полу ( формируется к 3 годам)
Слайд 19Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол,
определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение
воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.
Слайд 20Основные факторы полоролевого развития:
1. Влияние родителей и семейных отношений (структура
семьи; мать, отец; братья, сестры).
2. Методы социализации в обществе:
влияние общественных стереотипов, влияние мнения и установок сверстников.
Слайд 21Закрепление
1. Пол будущего ребенка за висит от –………
2. Соотношение полов поддерживается в
пропорции –…….
3. Если генотип особи ХО, то пол человека -……... Данное
отклонение получило название синдрома…………
4. Если генотип особи ХХУ, то фенотипический пол будет ……….Данное отклонение получило название …….
5. Из первичной почки у зародыша формируются протоки ……………
6. В женском организме атрофируются ………. протоки и развиваются ………
7. В мужском организме атрофируются ………протоки и развиваются……….
8. Женскими гормонами являются …………..
9. Мужскими гормонами являются ……………
10. Если у особи с хромосомным полом ХУ не вырабатывается ………..гормон, то фенотип особи развивается по ……….. типу. Это отклонение получило название…….