Слайд 1Размножение. Индивидуальное
развитие организмов.
ГБПОУ Самарский медицинский колледж им. н. Ляпиной
филиал "Борский"
Подготовила
Преподаватель биологии первой квалификационной категории
Иванова О.
В.
Слайд 2«Можно знания человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен
путем собственной деятельности…»
А.Дистервег
Слайд 6Объясните смысл цитаты: «Размножение – это процесс, с помощью которого
жизнь умудряется обвести вокруг пальца время»
Слайд 7Терминологическая перекличка
За каждый правильный ответ получаете один балл.
Назовите свойства живых
организмов
(питание, рост, развитие, движение, размножение …..)
2.Что за процесс -
размножение
воспроизведение себе подобных)
3.Какие вы знаете способы размножения организмов
Половое и бесполое.
4.Перечислите формы бесполого размножения
вегетативное размножение, почкование, спорообразование).
5.Каково преимущество бесполого размножения?
1. (Оно надежно т.к. любая особь вида способна оставить потомство.) 2. (Потомство будет многочисленным т.к. его оставляет каждая особь.)
6.Каковы недостатки бесполого размножения?
Пониженная изменчивость, и нет возможности унаследовать полезные качества других особей)
Слайд 87.Отличительная черта полового размножения от бесполого
Формирование гамет
8.Каковы преимущества
полового размножения?
Все потомки индивидуальны, у них появляются новые неповторимые
сочетания признаков
9.Явление, при котором яйцеклетки и сперматозоиды формируются в теле одного организма
гермафродитизм
10.Процесс развития половых клеток
гаметогенез
11.Процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки, сопровождающийся объединением их генетического материала
оплодотворение
12.Виды, у которых есть и мужские, и женские особи
радельнополые
Слайд 9Что лежит в основе бесполого размножения
митоз
Как называется
деление половых клеток?
мейоз
В детстве сказку про лягушку,
Что царевной
стала вдруг,
вы читали и не знали,
что подобное в природе
происходит там и тут.
И такие превращенья
В цирке только и в кино
Можно видеть,
Но в природе происходит то давно.
Вот прекрасное созданье
На цветок пархнуло вмиг.
Бабочек то очертанья
Красотой пленили лик.
И кто б мог подумать
раньше
гусеницей был их вид.
Вот таких загадок много
нам природа припасла.
Удивляет нас она.
И ещё загадок много
Разгадать придёт пора.
Слайд 10 Онтогенез - индивидуальное развитие организма («онтос»-существо, «генезис»-развитие)
Онтогенез
Эмбриональное развитие
Постэмбриональное развитие
Период
развития от
образования зиготы
до выхода зародыша из яйца
или рождения
Период развития
с момента рождения
до смерти
Слайд 11ЭМБРИОГЕНЕЗ-период зародышевого развития
К. Бэр – основатель эмбриологии в 1828
г. на основе фундаментальных наблюдений над развитием зародышей некоторых животных
положил начало научной эмбриологии
Наука, изучающая законы индивидуального развития организмов на стадии зародыша называется эмбриологией (от греч. эмбрион – зародыш).
Слайд 12Основные стадии эмбриогенеза
Стадия дробления (бластула)
Стадия гаструляции
(гаструла)
Стадия гистогенеза органогенеза
(органы)
Стадия нейрулы (нервная трубка)
Слайд 13Онтогенез . . . есть краткое и быстрое повторение филогенеза
данного вида.
Биогенетический закон (Мюллер, Геккель)
Слайд 14Постэмбриональное развитие организма состоит из трех периодов:
1) Дорепродуктивный – рост организма, развитие и
половое созревание.
2) Репродуктивный – активное функционирование взрослого организма, размножение.
3) Пострепродуктивный – старение, постепенное угасание
процессов жизнедеятельности.
Постэмбриональное развитие животных бывает двух типов – прямое и непрямое.
Слайд 15№1. Соотнести понятия:
(к термину из первого столбца подобрать определение
из второго столбца)
Слайд 162. «Четвертый лишний» Исключите лишнее понятие:
1.Анафаза 2. коньюгация
3.овогенез 4.дробление 5.лягушка
Интерфаза
кроссинговер онтогенез зигота комар
Телофоза метафаза эмбриогенез бластула собака
Профоаза хромосома гаструла мейоз бабочка
Слайд 17№3.Распределите признаки, относящиеся к разным формам размножения в две колонки
(бесполое половое )
1. Более молодой способ размножения
2. Дочерние особи идентичны родительской
3. 2
родительские особи
4. Без участия половых клеток
5. Скорость размножения невелика
6. Более древний способ размножения
7. Эффективен в постоянно меняющихся условиях
8. Дочерние особи не идентичны родительской
9. Генетический материал не обновляется
10. Эффективен в стабильных, неменяющихся условиях
Слайд 18№.4Выберите утверждения, касающиеся митоза и мейоза
Вопросы и утверждения
1) Этот процесс
имеет место при созревании гамет.
2) Перед началом деления удваивается ДНК.
3) Ядро клетки
делится один раз.
4) Образуются соматические клетки.
5) Имеет место кроссинговер.
6) В результате процесса образуются гаметы.
7) Гомологичные хроматиды конъюгируют.
8) Ядро делится два раза.
9) Образующиеся клетки имеют диплоидный набор хромосом.
10) Конъюгация гомологичных хромосом отсутствует.
11) Имеет место редукционное деление.
12) Образуются биваленты.
13) Создаётся возможность для возникновения в гаметах новых генных комбинаций.
14) Образуются две дочерние клетки.
Слайд 19№5. Определить, из какого зародышевого листка образуются органы
(эктодерма, энтодерма, мезодерма)
1.
кишечник
2. ногти
3. легкие
4. сердце
5. семенники
6.
поджелудочная железа
7. кожа
8. хорда
9. скелетные мышцы
10. желудок
11. нервы
12. головной мозг
13. почки
14. мочевой пузырь
15. печень
Слайд 20Прозвенит сейчас звонок и окончится урок.
Поработали на славу вы сегодня
все, друзья.
Может чуточку устали, но ведь знанья показали.
Это радует меня.
И
осталось мне одно — оценить вас хорошо.
Слайд 21Ответы:
№1. 1-4, 2 – 8, 3 – 7, 4
- 10, 5 – 3, 6 – 9, 7 –
5, 8 – 6, 9 – 1, 10 – 2
№2. 1. Интерфаза 2. Метафаза 3. Овогенез 4. Мейоз 5. Собака
№3 Бесполое 2, 4, 6, 9, 10 Половое 1, 3, 5, 7, 8,
№4. МИТОЗ – 2, 3, 4, 9, 10,14
МЕЙОЗ – 1, 2, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 14
Слайд 22
№5. 1Энтодерма
2. Эктодерма
3. Энтодерма
4. Мезодерма
5. Мезодерма
6. Энтодерма
7 Эктодерма
8. Мезодерма
9. Мезодерма
10. Энтодерма
11. Эктодерма
12.
Эктодерма
13. Мезодерма
14. Мезодерма
15. Энтодерма
Слайд 23ЛИСТ САМООЦЕНКИ работы на уроке
ТЕМА: Размножение и индивидуальное развитие живых
организмов.
Ученика (цы)________ класса Дата:_____________________
ФИ_______________________________________________________________________
Слайд 24
Мне показалось интересным__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вызвало затруднения__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что надо изменить_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________