Слайд 1
Исследовательская работа
Работа учителя биологии и технологии:
Григорьева
Сергея Витальевича.
г.Буинск 2016г
Маленькая батарейка- большие проблемы.
МБОУ «Верхнелащинская основная общеобразовательная
школа
Буинского муниципального района Р Т»
«Зеленый мир в твоих руках»
Слайд 3Введение
Защита окружающей среды не
должна быть для школьников чем-то абстрактным. Мы должны заботиться о
чистоте нашей планеты, чтобы будущие поколение жили в благоприятных условиях. Одной из проблем современности в области экологии является проблема утилизации батареек, которые сегодня стали таким привычным предметом нашего ежедневного пользования. Защита окружающей среды от продуктов распада батареек, когда батарейки просто выкидываются, а не утилизируются надлежащим образом очень важна на сегодняшний момент. Во многих странах Европы эта проблема уже решена, а в нашей стране ее решение находится в зачаточном состоянии. Мы в своей работе рассмотрели физическое устройство батарейки, принципы ее работы, нашли информацию о том какой вред природе приносит неправильная утилизация батареек. Мы не равнодушны к экологии нашей Родины, поэтому мы стараемся сделать все возможное чтобы природе был нанесён наименьший вред.
Слайд 4Описание ситуации:
Все мы знаем, для чего нужны батарейки,
но мало кто в курсе, что их нельзя выбрасывать после
того, как они израсходовали свой электрический запас. Об этом написано на каждом элементе питания, только там не уточняется, куда же их сдавать?
Слайд 5
Актуальность данного исследования заключается в том, что не все знают
чем опасны батарейки и какой вред они могут нанести человеку
и окружающей среде, будущее села зависит от каждого из нас. В наших силах сделать родной посёлок чище.
Объект исследования – использованные пальчиковые батарейки.
Предмет исследования: сбор использованных батареек и варианты их утилизации.
.
Слайд 6
Гипотеза:
действительно ли пальчиковая батарейка приносит вред, предположим,
что при наличии пунктов сбора батареек, жители села Верхние Лащи
не будут выбрасывать использованные элементы питания вместе с бытовыми отходами.
Проблема: из интернета нам стало известно, что во многих крупных городах экологические организации и добровольцы (волонтёры) занимаются сбором использованных батареек для последующей отправки их к местам захоронения и ли утилизации.
К сожалению, в нашем селе Верхние Лащи пункта по сбору использованных батареек нет.
Слайд 7
Цель : привлечь внимание жителей посёлка к проблеме загрязнения почвы
и воды разлагающимися элементами питания, а также попытаться найти решение
данной проблемы.
Задачи:
- собрать информацию о вреде использованных батареек;
- найти в нашем районе добровольные организации, занимающиеся проблемой сбора и утилизации батареек;
- организовать сбор батареек в школе;
- провести конкурс рисунков и плакатов на тему: «Не выбрасывай батарейки – сохрани природу» среди учащихся школ;
- провести анкетирование взрослого населения нашего села Верхние Лащи;
разработать предложения по решению экологической проблемы утилизации батареек.
-найти способы распространения информации.
Слайд 8Что такое батарейка?
Любая батарейка – это два цилиндрика, вставленные один
в другой. Между цилиндриками - специальный раствор или паста. От
одного цилиндрика к другому течёт электрический ток.
Самое сложное в создании батареек - это подобрать материал для цилиндриков и раствора между ними. Обычно это тяжелые металлы, такие как ртуть, свинец, кадмий.
Первую батарейку изобрел итальянский ученый граф Алессандро Вольта в 1800 году.
Слайд 10Что такое батарейка?
Батарейка - это элемент питания, автономный источник электричества
для разнообразных устройств (Wikipedia.ru).
Батарейки бывают нескольких видов («мизинчиковые», «пальчиковые», «крона»,
«бочка», «таблетка»):
- Неперезаряжаемые (одноразовые): угольно-цинковые (массовое производство, самый дешевый способ), щелочно-марганцевые (алкалиновые), пуговичные батарейки, литиевые. Составляют 75% от общего рынка батарей.
- Перезаряжаемые (многоразового использования): никель-кадмиевые, никель-металлгидпридные, литий-ионные, свинцово-кислотные. Представляют четвертую часть рынка портативных батареек.
Также существуют промышленные и автомобильные батарейки.
Слайд 11 Солевая батарейка
(1) — металлической колпачок,
(2) — графитовый электрод («+»),
(3)
— цинковый стакан («—»),
(4) — оксид марганца,
(5) — электролит,
(6) —
металлический контакт.
Слайд 12Щелочная батарейка
(1) - никелированный стакан («+»),
(2) -
латунный стержень,
(3) - анодная паста,
(4) - сепаратор,
(5) - графит/сажа,
(6) -
оболочка,
(7) - предохранительная мембрана,
(8) - прокладка,
(9) - стальная тарелка («-»).
История батарейки
Принято считать, что основные принципы работы батарейки, использующиеся и по сей день, были открыты в конце XVIII века итальянским физиком и естествоиспытателем Алессандро Вольтой (1745-1827). Именно тогда, работая в университете города Павия, он заинтересовался “животным электричеством”, открытым несколькими годами ранее его соотечественником Луиджи Гальвани (в его честь электрохимические элементы питания часто называют гальваническими). Вольта доказал, что именно ток, вырабатываемый при контакте двух различных металлов, вызывает наблюдавшееся сокращение мышц в лягушачьих лапках. Этим он опроверг предположение Гальвани о том, что электричество вырабатывается в мышцах. Для того, чтобы доказать свою точку зрения, он наполнил соляным раствором две чаши и соединил их металлическими дугами. Один конец этих дуг был медным, а другой цинковый. Они были установлены так, что в каждой чаше было по одному электроду каждого типа. Эта конструкция и стала первой батареей, вырабатывающей электричество за счет химического взаимодействия двух металлов в растворе. В 1800 г. он усовершенствовал ее, создав свой знаменитый “вольтов столб”, первый источник постоянного тока. Он представлял собой 20 пар кружочков, изготовленных из двух различных металлов, проложенных кусочками кожи или ткани, смоченных в соляном растворе. В знак признания заслуг итальянского ученого, его именем была названа единица электрического напряжения – вольт.
Слайд 15Почему батарейки опасны?
В США 50% всех токсичных металлов приходится на
долю отработанных и выброшенных батареек. А, они составляют 0,25% объема
всех отходов.
По статистике, на одну выброшенную батарейку приходится 20 квадратных метров земли, загрязненных тяжелыми металлами или около 400 литров воды. Металлическое покрытие отработанных и выброшенных батареек разрушается, тяжелые металлы просачиваются в грунтовые воды и почву. Как следствие, отравляются животные и растения, которые попадают к нам на стол в виде пищи, и оказываясь в нашем организме отравляет нас.
Губительный эффект может стать очевидным для человека через несколько лет, поскольку тяжелые металлы начинают свое воздействие лишь достигая определенной концентрации – вызывают отравления, раковые заболевания и мутации. Например, кадмий поражает почки, печень, поджелудочную железу, блокирует работу некоторых важных для жизнедеятельности организма ферментов. Или ртуть – она коварна, так как действует бессимптомно. Необратимые процессы в организме начинаются незаметно.
Батарейки могут быть опасными по следующим причинам: токсичность содержащихся внутри металлов, способность отдельных видов батареек к самовзрыванию, утечка опасных веществ при механическом повреждении элементов питания.
Взорваться батарейки могут при взаимодействии с огнем или при попытке человека зарядить не перезаряжаемую батарейку. Взорвавшись, элемент питания может вызвать пожар, а при попадании на тело человека – химический ожог. Взрываться могут литиевые батарейки, поскольку для них существуют особые условия перезарядки, которые важно аккуратно соблюдать..Опасность утечки токсичных металлов существует в батарейках, содержащих ртуть, никель, кадмий, свинец. В зависимости от стандартов страны производителя на батарейках может быть написан состав или нет. Чаще всего информация отсутствует.
Слайд 16На корпусе батарейки всегда присутствует
знак в виде перечеркнутого мусорного
контейнера,
сообщающий о том, что ее
нельзя выбрасывать вместе с остальными
бытовыми отходами.
Что означает этот знак?
Этим знаком помечаются
• батарейки и аккумуляторы
• электронные приборы
• люминесцентные и энергосберегающие лампы
• картриджи, тонеры
• приборы, содержащие ртуть
Слайд 17Почему нельзя выбрасывать?
Элементы эти, в основном, токсичны и опасны.
свинец
(накапливается в организме, поражая почки, нервную систему, костные ткани)
-кадмий (вредит
легким и почкам)
-ртуть (поражает мозг и нервную систему)
-никель и цинк (могут вызывать дерматит)
-щелочи (прожигают слизистые оболочки и кожу) и другие
После выбрасывания металлическое покрытие
батарейки разрушается и тяжелые металлы,
которые входят в ее состав попадают в почву и
грунтовые воды, а потом в нашу еду.
Слайд 18Давайте спасем ежика!
Подсчитано, что одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное
ведро, может загрязнить тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли,
а в лесной зоне это территория обитания:
-двух деревьев,
двух кротов,
одного ёжика и
нескольких тысяч дождевых червей!
Будь ответственным, не выбрасывай бездумно батарейку — спаси ежика!
Слайд 19Проблема батареек
в других странах
В Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Франции,
Финляндии, Швеции, Швейцарии, Латвии, Испании налажен прием батареек от населения.
Батарейки
перерабатываются как вторичные ресурсы. Главное то, что все ЗНАЮТ, КУДА их нести.
Фотография бачка по приему батареек в Швейцарии
Бачок по сбору батареек на Украине
Слайд 20
Технология утилизации батарее включает несколько процессов:
Сортировка по типу
химических соединений;
"Разбор" элемента на составляющие;
Выделение полезных химических веществ и металлов;
Нейтрализация
опасных соединений.
Слайд 21Результаты анкетирования сельчан.
Слайд 22Не выбрасывать яд в землю просто!
Мой девиз: если не можешь
сделать много, лучше начать с малого, чем не делать ничего!
Слайд 23Опрос
Что Вы делаете с использованными батарейками?
Опрос проведен
среди учащихся 7 класса (мой класс)
Приняли участие в опросе 8 учащихся
Варианты ответов:
1.У нас нет пунктов приёма использованных батареек - я просто выбрасываю их на помойку
2. Накапливаю батарейки в пластмассовой бутылке под плотно завинченной крышкой и в таком виде выбрасываю на помойку
3. Мне известно где располагаются пункты приёма использованных батареек - я честно отношу их на утилизацию туда.
4. Мне безразлична судьба использованных батареек
Слайд 24
Опрос проведен среди учащихся
7 класса
Слайд 25Вывод.
У учащихся нет экологически
верного отношения к проблеме утилизации батареек. Даже 13% ответивших, что
они относят на утилизацию батарейки, скорее всего хотели бы так поступать, но пока не могут это делать. Наша задача сделать так, чтобы ребята понимали, что выброшенная в мусорное ведро старая батарейка — источник загрязнения окружающей среды. Нужно объяснять всем людям, как правильно обращаться с вышедшими из строя батарейками. Мы надеемся, что в государстве эта проблема начнет решаться на самом высоком уровне.
Слайд 26Заключение
Проблема экологического состояния нашей природы очень важна,
не все люди подходят к решению этой проблемы достаточно ответственно.
Хорошо изучив принципы работы батареек, мы вплотную столкнулись с проблемой их утилизации. Оказалось, что в нашей стране почти никто не занимается решением этой проблемы, мы отстаём от ведущих европейских стран на много лет. В процессе нашей работы мы внесли небольшой вклад в решение этой насущной проблемы. Если бы все люди были не равнодушны к утилизации батареек, то их вред природе стал бы минимальным.
Слайд 33Используемая литература
Интернет-ресурсы:
1. http://mjjm.ru/izobreteniya/208-pervaya-batarejka.html
2. http://www.solnet.ee/sol/005/v_069.html
3. РИА Новости http://web-balancer-
main.rian.ru/spravka/20131121/971073902.http#ixzz2pyMzr7Cim