Слайд 1Развитие
творческих способностей учащихся
на уроках биологии
«Знания - это дети
удивления и любопытства».
Луи де Бройль
Слайд 2Что такое творчество?
Творчество – это деятельность, результатом которой является создание
новых материальных и духовных ценностей.
Психологический аспект творчества:
личностный и
процессуальный.
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, способствующие созданию продукта, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Слайд 3
Критерии творческой активности школьников
Психологические (наследственные) задатки.
Способность к концентрации внимания.
Интеллект.
Память, воображение.
Мотивация
своих достижений.
Привычки.
Притязания.
Талант.
Устремленность.
Цели и ценности школьника (здоровье, материальные блага, общение).
Слайд 4Формы работы, способствующие развитию творческой личности
классно- урочная (работа в
парах, в группах)
разноуровневые задания
творческие задания
консультирование по проблемным заданиям
НОУ
дискуссия
игры.
Слайд 5
Методы работы, способствующие развитию творческих способностей школьников
исследовательский;
частично – поисковый;
проблемный;
проективный.
Слайд 6Цель и задачи развития творческих способностей школьников
Цель:
воспитание творчески свободной личности.
Задачи:
способствовать
формированию у школьников способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания на практике;
развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность детей;
воспитывать интерес у школьников к участию в творческой деятельности;
стараться находить нестандартные решения при решении проблемных заданий.
Слайд 7Условия эффективного развития творческих способностей ребенка
развитие у ребенка интереса к
выполнению творческих заданий;
важными компонентами для реализации творческих заданий являются различные
формы работы: урочная и внеурочная деятельность ребенка;
школьники, решая задания, имеющие творческий характер, учатся размышлять над поставленными проблемами и воплощать эти размышления в практической деятельности.
Слайд 8Способы стимулирования
творческих способностей ребенка
обеспечение благоприятной атмосферы;
доброжелательное отношение со стороны
учителя;
способы стимулирования развития любознательности ребенка:
а) поощрение;
б) использование личного примера творческого
подхода к решению проблемных заданий;
б) предоставление детям возможности активно, без боязни задавать вопросы.
Слайд 9Для развития творческих способностей я использую на уроках:
Эксперименты.
Сказки, рассказы, кроссворды.
Литературные
фрагменты, пословицы.
Кластеры.
Внеклассная деятельность.
Задачи.
Презентации-проекты, флипчарты.
Нестандартные уроки.
Слайд 10В мире интересного
Ничто так не привлекает внимание и
не стимулирует работу ума, как удивительное.
Пример1. Тема: «Вода на
Земле». Естествознание. (5 класс) Учитель: Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И это был правдивый рассказ! Разве такое возможно? А вот и возможно. Посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде? ( Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.
.
Слайд 11В мире интересного
Пример 2.
Биология. (7 класс)
Тема: «Тип
Членистоногие. Класс Насекомые».
Сколько цветков посещают пчёлы?
В среднем пчела
посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.
Слайд 12Биологические задачи, способные
развивать познавательный интерес учащихся:
1. Задачи на
выбор информации.
Выберите признаки характерные для земноводных.
2. Задачи на исправление ошибок.
Например:
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем
Лишь два крыла.
…Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот дышу…
А. Фет
.
Слайд 13Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся:
3. Задачи на сравнение
и сопоставление выводов
Сравните строение, функции, образ жизни лягушки и ящерицы
4. Задачи на установление взаимосвязей.
Установите взаимосвязи между процессами: питанием и фотосинтезом; строением и образом жизни и т.д.
5. Задачи на выявление приспособлений.
Какие приспособления имеются у растений, животных, конкретного вида к условиям окружающей среды и т.д.
6. Задачи на определение значения приспособлений.
Какое значение имеет выделение фитонцидов у растений, например, у чеснока.
7. Задачи на выявление противоречий.
Из биологической литературы выбирается информация о живой системе, несущая противоположные требования к ней.
Например, активность двух видов муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток.
Задача: Объясните активность муравьев в разное время суток.
Слайд 14Пример творческой работы учащихся
«Что думает обо мне мое сердце?»
Сердце – это удивительный орган, который не знает ни сна, ни отдыха.
И на вопрос, что думает обо мне мое сердце трудно однозначно ответить.
- Наверное, иногда мое сердце меня презирает, за то что несмотря на мой молодой возраст, я приношу ему страшную боль. А оно каждый раз страдает. От каждой выкуренной мной сигареты.
- Несколько раз я пыталась бросить курить, постоянно ссорилась с мамой, и каждый раз мое сердце учащенно билось. Билось, рвалось наружу, словно хотело сказать, что же ты делаешь, ведь ты же враг самой себе!
- Я часто огорчаю своих родителей. Мое поведение оставляет желать лучшего. И каждый раз, когда я ругаюсь с ними, буйствует мое сердце. Оно хочет мне сказать, остановись ты не права, ведь родители хотят тебе только добра, но я не слышу его.
- А оно стучит и стучит. Оно меня слышит и понимает. И в минуту отчаяния, положив ладонь на грудь, я чувствую, что оно мой самый настоящий друг.
Слайд 15Сердце
Мне так плохо, так устало,
И нет больше сил стучать.
Наверное осталось
мало...
Могли бы только вы понять –
Мне не хватает кислорода,
Меня так
душит никотин,
А этот яд непобедим,
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днем
И если вы нас не спасете.
Мы только от куренья пропадем!
Слайд 16Открытые творческие задачи по биологии.
Например:
а). Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать?
(Лошадь имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, она очищает свой нос и по запаху может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает).
б). С незапамятных времён люди заметили, что если опустить лягушку в сосуд с молоком, то оно дольше не киснет. Хозяйки так и делали: в летнюю жару в кринки с молоком опускали лягушек. Объяснение было простое: холодная лягушка охлаждает молоко. Но когда провели эксперимент и измерили температуру молока с лягушкой и без неё, то никаких различий не обнаружили. Почему же тогда молоко с лягушкой остаётся долго свежим и не киснет?
(Оказалось, что выделения лягушачьей кожи обладают
уникальными бактерицидными свойствами)
Слайд 17Прием 1: «Отсроченная загадка».
Например:
Тема: « Тип Хордовые. Кл. Млекопитающие» (7
класс).
Загадку (удивительный факт) даю в конце урока, чтобы начать
с нее следующий урок.
На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном. Это животное не хищник, но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей.
Как вы думаете: «С каким животным мы будем знакомиться на следующем уроке?».
- Это животное - …. Впрочем, не будем торопиться - продолжение следует…
На следующем уроке откроет секрет : это животное - кролик. Да – да, вы не ослышались - кролик!
Слайд 18
Прием 2: « Практичность теории».
При использовании данного
приема создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с
его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.
Например:
Тема: «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды» (9 класс).
Леса называют «зелеными лёгкими» планеты. Ученые подсчитали, что при: нынешних темпах вырубки к 2001 году леса будут уничтожены на 40%, а через 100 лет будут вырублены полностью. Вырубка лесов влечет за собой исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата и многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?
Слайд 19Прием 3 «Занимательность»
Например:
Биология 10 класс. Обобщающий урок по теме «Размножение организмов».
Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель, ты, обладающий знаниями во многом раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему?»
Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил…
Что ответил философ?
Слайд 20Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить,
А не
ставим перед ними проблемы, которые надо решить».
Р. Левин.
Проблемное обучение -
это путь от заинтересованности и любознательности у школьников к познавательной самостоятельности и творческой активности.
Слайд 21
Создание проблемной ситуации.
Например:
Тема: «Форменные элементы крови» (8 класс).
Всем клеткам живого организма нужны питательные вещества и
кислород. Кислород поступает
через органы дыхания в кровь, а
потом к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не
всегда одинакова. Когда человек сидит, он потребляет за 1 час
10-12 л кислорода, а во время усиленной работы-60-100 л. Известно,
что в 5 л воды может раствориться 0,1 л кислорода. В нашем
организме 5 крови. В состав кровяной плазмы входит 90% воды.
Стало быть, в таком объеме крови может раствориться примерно 0,
1 л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное
потребление кислорода в 100 раз больше того, которое содержится
в крови. Каким образом организм обеспечивается столь большим
количеством кислорода?»
Слайд 22
К наиболее эффективным формам представления материала
по биологии, я отношу мультимедийные
презентации, флипчарты.
Данные формы позволяют
представить учебный материал, как систему ярких опорных образов. Я считаю презентация и флипчарты с включением дополняющих технологий – самые удобные и не сложные формы для учителя при проведении урока.
Главное в них это тезисность для учителя и наглядность для ученика.
Слайд 23Синдром клешни
Странное племя людей- страусов
(сапади) в Центр. Африке отличает от прочих обитателей Земли удивительное
свойство: на ногах у них только два пальца, и оба большие! Это именуется синдромом клешни . Оказалось, что на ступне сильно развит первый и пятый пальцы, второй, третий и четвертый напрочь отсутствовали (как будто бы их и вовсе не должно было быть!). Эта особенность закрепилась в генах племени и передается по наследству. Сапади - великолепные бегуны, они лазают по деревьям как обезьяны, перепрыгивая с одного дерева на другое.
Кстати, ген, порождающий этот синдром, является доминантным, его достаточно иметь одному из родителей, и ребенок родится с уродством.
Слайд 24
Я начал стареть, жизнь и так коротка.
У многих людей она,
как река –
Несется куда-то в манящую даль,
Даруя то радость, то
скорбь, то печаль.
Моя же подобна скале с водопадом,
Что падает с неба серебряным градом;
Той капле, которой секунда дана,
Лишь чтобы разбиться о камни у дна.
Но зависти нет к могучей реке,
Что ровно течет по тропе на песке.
Удел их один, – закончив скитанья,
Покой обрести в морях состраданья.
Пусть век мой не долог, судьбы не
боюсь,
Ведь, в пар превратясь, вновь к небу
вернусь.
29сентября2000 года
Бычков Александр
Ашанти 7 лет с мамой
Слайд 25Выводы:
Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности используемых учителем
методов и приемов и от творческого подхода к данной проблеме.
Систематическая
работа по развитию творческих способностей дает положительные результаты: школьники вырастают любознательными, активными, способными хорошо учиться, фантазерами, способными видеть необычное в обыденной жизни.
Слайд 27
Литература
1. Бондарук М.М.Занимательные материалы и факты по общей биологии в
вопросах и ответах 5-11 классы -Изд. Учитель: Волгоград, 2007
2. Башмаков
А.И., Владимиров А.И., Грачев В.А. и др. Новые цели, задачи и технологии образования XXI века // Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития / Под общ. ред. А.Н. Кулика. - М.: Логос, 2003.
3. Высоцская М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах -Изд. Учитель: Волгоград, 2004
4. Кирилова Г.И., Волик О.Н. Проектирование и реализация конкурса компьютерного творчества. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=165
5. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989.
6. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе иформационно- коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.