Разделы презентаций


Презентация "Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии" (6 - 11 классы)

Содержание

Что такое творчество?Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Психологический аспект творчества: личностный и процессуальный.Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, способствующие

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Развитие
творческих способностей учащихся
на уроках биологии
«Знания - это дети

удивления и любопытства».
Луи де Бройль

Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии«Знания - это дети удивления и любопытства». Луи де Бройль

Слайд 2Что такое творчество?
Творчество – это деятельность, результатом которой является создание

новых материальных и духовных ценностей.
Психологический аспект творчества:
личностный и

процессуальный.
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, способствующие созданию продукта, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Что такое творчество?Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Психологический аспект

Слайд 3 Критерии творческой активности школьников
Психологические (наследственные) задатки.
Способность к концентрации внимания.
Интеллект.
Память, воображение.
Мотивация

своих достижений.
Привычки.
Притязания.
Талант.
Устремленность.
Цели и ценности школьника (здоровье, материальные блага, общение).

Критерии творческой активности школьников Психологические (наследственные) задатки.Способность к концентрации внимания.Интеллект.Память, воображение.Мотивация своих достижений.Привычки.Притязания.Талант.Устремленность.Цели и ценности

Слайд 4Формы работы, способствующие развитию творческой личности
классно- урочная (работа в

парах, в группах)
разноуровневые задания
творческие задания
консультирование по проблемным заданиям
НОУ
дискуссия
игры.

Формы работы, способствующие развитию творческой личности классно- урочная (работа в парах, в группах)разноуровневые заданиятворческие заданияконсультирование по проблемным

Слайд 5 Методы работы, способствующие развитию творческих способностей школьников
исследовательский;
частично – поисковый;
проблемный;
проективный.

Методы работы, способствующие развитию творческих способностей школьников исследовательский;частично – поисковый;проблемный;проективный.

Слайд 6Цель и задачи развития творческих способностей школьников
Цель:


воспитание творчески свободной личности.
Задачи:
способствовать

формированию у школьников способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания на практике;
развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность детей;
воспитывать интерес у школьников к участию в творческой деятельности;
стараться находить нестандартные решения при решении проблемных заданий.
Цель и задачи развития творческих способностей школьников   Цель:   воспитание творчески свободной личности.

Слайд 7Условия эффективного развития творческих способностей ребенка
развитие у ребенка интереса к

выполнению творческих заданий;
важными компонентами для реализации творческих заданий являются различные

формы работы: урочная и внеурочная деятельность ребенка;
школьники, решая задания, имеющие творческий характер, учатся размышлять над поставленными проблемами и воплощать эти размышления в практической деятельности.



Условия эффективного развития творческих способностей ребенкаразвитие у ребенка интереса к выполнению творческих заданий;важными компонентами для реализации творческих

Слайд 8Способы стимулирования творческих способностей ребенка
обеспечение благоприятной атмосферы;
доброжелательное отношение со стороны

учителя;
способы стимулирования развития любознательности ребенка:
а) поощрение;
б) использование личного примера творческого

подхода к решению проблемных заданий;
б) предоставление детям возможности активно, без боязни задавать вопросы.
Способы стимулирования  творческих способностей ребенкаобеспечение благоприятной атмосферы;доброжелательное отношение со стороны учителя;способы стимулирования развития любознательности ребенка:а) поощрение;б)

Слайд 9Для развития творческих способностей я использую на уроках:
Эксперименты.
Сказки, рассказы, кроссворды.
Литературные

фрагменты, пословицы.
Кластеры.
Внеклассная деятельность.
Задачи.
Презентации-проекты, флипчарты.
Нестандартные уроки.

Для развития творческих способностей я использую на уроках:Эксперименты.Сказки, рассказы, кроссворды.Литературные фрагменты, пословицы.Кластеры.Внеклассная деятельность.Задачи.Презентации-проекты, флипчарты. Нестандартные уроки.

Слайд 10В мире интересного
Ничто так не привлекает внимание и

не стимулирует работу ума, как удивительное.

Пример1. Тема: «Вода на

Земле». Естествознание. (5 класс) Учитель: Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И это был правдивый рассказ! Разве такое возможно? А вот и возможно. Посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде? ( Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.
.
В мире интересного  Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Пример1.

Слайд 11В мире интересного
Пример 2.
Биология. (7 класс)
Тема: «Тип

Членистоногие. Класс Насекомые».
Сколько цветков посещают пчёлы?
В среднем пчела

посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.
В мире интересного Пример 2. Биология. (7 класс) Тема: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые». Сколько цветков посещают пчёлы?

Слайд 12Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся:
1. Задачи на

выбор информации.
Выберите признаки характерные для земноводных.
2. Задачи на исправление ошибок.
Например:

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем
Лишь два крыла.
…Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот дышу…
А. Фет
.
Биологические задачи, способные  развивать познавательный интерес учащихся: 1. Задачи на выбор информации.Выберите признаки характерные для земноводных.2.

Слайд 13Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся:
3. Задачи на сравнение

и сопоставление выводов
Сравните строение, функции, образ жизни лягушки и ящерицы


4. Задачи на установление взаимосвязей.
Установите взаимосвязи между процессами: питанием и фотосинтезом; строением и образом жизни и т.д.
5. Задачи на выявление приспособлений.
Какие приспособления имеются у растений, животных, конкретного вида к условиям окружающей среды и т.д.
6. Задачи на определение значения приспособлений.
Какое значение имеет выделение фитонцидов у растений, например, у чеснока.
7. Задачи на выявление противоречий.
Из биологической литературы выбирается информация о живой системе, несущая противоположные требования к ней.
Например, активность двух видов муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток.
Задача: Объясните активность муравьев в разное время суток.

Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся:3. Задачи на сравнение и сопоставление выводовСравните строение, функции, образ жизни

Слайд 14Пример творческой работы учащихся

«Что думает обо мне мое сердце?»
Сердце – это удивительный орган, который не знает ни сна, ни отдыха.
И на вопрос, что думает обо мне мое сердце трудно однозначно ответить.
- Наверное, иногда мое сердце меня презирает, за то что несмотря на мой молодой возраст, я приношу ему страшную боль. А оно каждый раз страдает. От каждой выкуренной мной сигареты.
- Несколько раз я пыталась бросить курить, постоянно ссорилась с мамой, и каждый раз мое сердце учащенно билось. Билось, рвалось наружу, словно хотело сказать, что же ты делаешь, ведь ты же враг самой себе!
- Я часто огорчаю своих родителей. Мое поведение оставляет желать лучшего. И каждый раз, когда я ругаюсь с ними, буйствует мое сердце. Оно хочет мне сказать, остановись ты не права, ведь родители хотят тебе только добра, но я не слышу его.
- А оно стучит и стучит. Оно меня слышит и понимает. И в минуту отчаяния, положив ладонь на грудь, я чувствую, что оно мой самый настоящий друг.

Пример творческой работы учащихся

Слайд 15Сердце
Мне так плохо, так устало,
И нет больше сил стучать.
Наверное осталось

мало...
Могли бы только вы понять –
Мне не хватает кислорода,
Меня так

душит никотин,
А этот яд непобедим,
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днем
И если вы нас не спасете.
Мы только от куренья пропадем!

СердцеМне так плохо, так устало,И нет больше сил стучать.Наверное осталось мало...Могли бы только вы понять –Мне не

Слайд 16Открытые творческие задачи по биологии.
Например:

а). Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать?
(Лошадь имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, она очищает свой нос и по запаху может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает).
б). С незапамятных времён люди заметили, что если опустить лягушку в сосуд с молоком, то оно дольше не киснет. Хозяйки так и делали: в летнюю жару в кринки с молоком опускали лягушек. Объяснение было простое: холодная лягушка охлаждает молоко. Но когда провели эксперимент и измерили температуру молока с лягушкой и без неё, то никаких различий не обнаружили. Почему же тогда молоко с лягушкой остаётся долго свежим и не киснет?
(Оказалось, что выделения лягушачьей кожи обладают
уникальными бактерицидными свойствами)
Открытые творческие задачи по биологии.    Например:

Слайд 17Прием 1: «Отсроченная загадка».

Например:
Тема: « Тип Хордовые. Кл. Млекопитающие» (7

класс).
Загадку (удивительный факт) даю в конце урока, чтобы начать

с нее следующий урок.
На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном. Это животное не хищник, но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей.
Как вы думаете: «С каким животным мы будем знакомиться на следующем уроке?».
- Это животное - …. Впрочем, не будем торопиться - продолжение следует…
На следующем уроке откроет секрет : это животное - кролик. Да – да, вы не ослышались - кролик!
Прием 1: «Отсроченная загадка».Например:Тема: « Тип Хордовые. Кл. Млекопитающие» (7 класс). Загадку (удивительный факт) даю в конце

Слайд 18 Прием 2: « Практичность теории».

При использовании данного

приема создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с

его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.
Например:
Тема: «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды» (9 класс).
Леса называют «зелеными лёгкими» планеты. Ученые подсчитали, что при: нынешних темпах вырубки к 2001 году леса будут уничтожены на 40%, а через 100 лет будут вырублены полностью. Вырубка лесов влечет за собой исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата и многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?

Прием 2: « Практичность теории».    При использовании данного приема создаётся установка на необходимость

Слайд 19Прием 3 «Занимательность»
Например:

Биология 10 класс. Обобщающий урок по теме «Размножение организмов».


Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель, ты, обладающий знаниями во многом раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему?»
Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил…
Что ответил философ?
Прием 3 «Занимательность»   Например:   Биология 10 класс. Обобщающий урок по теме «Размножение организмов».

Слайд 20Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить,
А не

ставим перед ними проблемы, которые надо решить».
Р. Левин.

Проблемное обучение -

это путь от заинтересованности и любознательности у школьников к познавательной самостоятельности и творческой активности.
Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить,А не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».Р.

Слайд 21 Создание проблемной ситуации.
Например:
Тема: «Форменные элементы крови» (8 класс).

Всем клеткам живого организма нужны питательные вещества и
кислород. Кислород поступает

через органы дыхания в кровь, а
потом к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не
всегда одинакова. Когда человек сидит, он потребляет за 1 час
10-12 л кислорода, а во время усиленной работы-60-100 л. Известно,
что в 5 л воды может раствориться 0,1 л кислорода. В нашем
организме 5 крови. В состав кровяной плазмы входит 90% воды.
Стало быть, в таком объеме крови может раствориться примерно 0,
1 л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное
потребление кислорода в 100 раз больше того, которое содержится
в крови. Каким образом организм обеспечивается столь большим
количеством кислорода?»

Создание проблемной ситуации. Например: Тема: «Форменные элементы крови» (8 класс).  Всем клеткам живого организма нужны

Слайд 22
К наиболее эффективным формам представления материала

по биологии, я отношу мультимедийные
презентации, флипчарты.
Данные формы позволяют

представить учебный материал, как систему ярких опорных образов. Я считаю презентация и флипчарты с включением дополняющих технологий – самые удобные и не сложные формы для учителя при проведении урока.
Главное в них это тезисность для учителя и наглядность для ученика.
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, я отношу мультимедийные презентации, флипчарты.

Слайд 23Синдром клешни
Странное племя людей- страусов

(сапади) в Центр. Африке отличает от прочих обитателей Земли удивительное

свойство: на ногах у них только два пальца, и оба большие! Это именуется синдромом клешни . Оказалось, что на ступне сильно развит первый и пятый пальцы, второй, третий и четвертый напрочь отсутствовали (как будто бы их и вовсе не должно было быть!). Эта особенность закрепилась в генах племени и передается по наследству. Сапади - великолепные бегуны, они лазают по деревьям как обезьяны, перепрыгивая с одного дерева на другое.

Кстати, ген, порождающий этот синдром, является доминантным, его достаточно иметь одному из родителей, и ребенок родится с уродством.

Синдром клешни      Странное племя людей- страусов (сапади) в Центр. Африке отличает от

Слайд 24
Я начал стареть, жизнь и так коротка.
У многих людей она,

как река –
Несется куда-то в манящую даль,
Даруя то радость, то

скорбь, то печаль.

Моя же подобна скале с водопадом,
Что падает с неба серебряным градом;
Той капле, которой секунда дана,
Лишь чтобы разбиться о камни у дна.
  
Но зависти нет к могучей реке,
Что ровно течет по тропе на песке.
Удел их один, – закончив скитанья,
Покой обрести в морях состраданья.
Пусть век мой не долог, судьбы не
боюсь,
Ведь, в пар превратясь, вновь к небу
вернусь.
                29сентября2000 года
Бычков Александр

Ашанти 7 лет с мамой

Я начал стареть, жизнь и так коротка.У многих людей она, как река –Несется куда-то в манящую даль,Даруя

Слайд 25Выводы:
Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности используемых учителем

методов и приемов и от творческого подхода к данной проблеме.
Систематическая

работа по развитию творческих способностей дает положительные результаты: школьники вырастают любознательными, активными, способными хорошо учиться, фантазерами, способными видеть необычное в обыденной жизни.
Выводы: Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности используемых учителем методов и приемов и от творческого подхода

Слайд 26Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 27 Литература
1. Бондарук М.М.Занимательные материалы и факты по общей биологии в

вопросах и ответах 5-11 классы -Изд. Учитель: Волгоград, 2007
2. Башмаков

А.И., Владимиров А.И., Грачев В.А. и др. Новые цели, задачи и технологии образования XXI века // Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития / Под общ. ред. А.Н. Кулика. - М.: Логос, 2003.
3. Высоцская М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах -Изд. Учитель: Волгоград, 2004
4. Кирилова Г.И., Волик О.Н. Проектирование и реализация конкурса компьютерного творчества. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=165
5. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989.
6. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе иформационно- коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Литература 1. Бондарук М.М.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика