Слайд 1Расы человека. Расогенез.
Учитель биологии и химии МОУ
«СОШ
с.Толстовка Краснопартизанского района
Саратовской области»
Коршунович Татьяна Михайловна
Глядя в прошлое, обнажите головы,
Глядя в будущее, засучите рукава
Бернард Шоу
Слайд 8Цель урока: расширить и обобщить знания учащихся о человеческих расах
и их биологическом единстве.
Задачи:
Образовательные: Дать понятия расы, расоведение, расизм. Рассмотреть
механизмы, которые лежат в основе формирования человеческих рас.
Развивающие: Продолжить формирование умения работать с дополнительной литературой, энциклопедической литературой, интернетом.
Воспитательные: показать несостоятельность расизма. Воспитывать в учащихся расовую толерантность.
Слайд 9Часть А ( с выбором одного правильного ответа)
1.Развитие у отдельных
людей большого числа сосков – пример:
а) ароморфоза;
б) рудимента;
в) атавизма;
г) идиоадаптации;
2.У человека в связи с прямохождением
а) когти превратились в ногти;
б) сформировался свод стопы;
в) срослись фаланги пальцев;
г) большой палец противопоставляется всем остальным;
3.В отличие от человекообразных обезьян у человека
а) имеется резус – фактор;
б) появилась рассудочная деятельность;
в) имеется четырёхкамерное сердце;
г) развито абстрактное мышление;
Слайд 104.Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует
о
а) возникших мутациях;
б) о проявлении атавизма;
в) нарушении развития плода
в организме;
г) происхождении человека от животных;
5. О происхождении человека от млекопитающих свидетельствует:
а) развитое мышление у млекопитающих;
б) сходное строение всех систем органов, развитие зародышей;
в) питание растительной и животной пищей;
г) общественный образ жизни млекопитающих
Часть В (с выбором нескольких верных ответов)
Результатом эволюции является:
а) дрейф генов
б) многообразие видов
в) мутационная изменчивость
г) приспособленность организмов к условиям внешней среды
д) повышение организации живых существ
е) борьба за существование
Слайд 11Ответы
Часть А 1в 2б 3г 4г 5б
Часть
В 1бгд
Слайд 13Постановка проблемы
Почему верно утверждение, что все люди на Земле относятся
к одному виду – Человек разумный
Homo sapiens?
План
1. Является ли каждая из рас отдельным видом?
2. Когда и как могли появиться расы?
3. Отличительные характеристики рас. С чем они связаны?
4. Расизм.
5.Каким будет человек будущего?
Слайд 15Расы – это исторически сложившиеся в определенных географических условиях группы людей,
обладающих некоторыми общими наследственно обусловленными морфологическими и физиологическими признаками
Слайд 16Причины расогенеза
[FAQS] Факты. Расы человека. происхождение (SD).mp4
*Естественный отбор
*Мутации
*Изоляция
* Смешение популяций
Слайд 17Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе
не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю…
(А. де Сент-Экзюпери)
Слайд 18 Расы
Монголоидная
Европеоидная
Австрало-негроидная
Слайд 20Европеоидная раса
Коренное население Европы, Передней Азии, Северной Африки и Северной
Индии
Слайд 21
Монголоидная раса
К этой расе принадлежат монголы, китайцы, японцы, корейцы и
другие народы Азии, а также индейцы - коренные обитатели Америки.
Слайд 22Австрало-негроидная раса
В австрало-негроидной расе выделяют две ветви–
африканскую и австралийскую. Сформировалась в Африке, Центральной и Южной Америке
и Австралии
Слайд 23Расизм –
теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над
другой
Слайд 24Все люди едины по происхождению, а значит по интеллекту, физическим,
духовным способностям. Таким образом, принадлежат к одному виду-Homo sahiens.
Вывод:
Слайд 26«Для всех угнетенных, трудом обожженных,
Разница в цвете кожи – не
в счет
В людях – черных, белых, желтых –
Красная кровь течет!»
Р.Рождественский
Слайд 27Литература:
Сайт музея им.Ч.Дарвина http://www.darwin.museum.ru/
http://www.gbmt.ru/ru/index.php/
Статья газеты «Первое сентября»
http://bio.1september.ru/
Учебник "Биология. 10-11
класс / Каменский А. А., Криксунов Е. АВ., Пасечник Б.
Б."
Изображения:
Австралопитековые http://www.darwin.museum.ru/img/halls/floor3/antropogenez/v26-1.jpg
Архантропы http://www.darwin.museum.ru/img/halls/floor3/antropogenez/v27.jpg
Палеоантропы http://www.darwin.museum.ru/img/halls/floor3/antropogenez/v28-1.jpg
Неоантропы http://www.darwin.museum.ru/img/halls/floor3/antropogenez/v30-4.jpg
Австроалопитековые http://www.darwin.museum.ru/img/halls/floor3/antropogenez/v26-1.jpg
Слайд 28Река времени http://www.darwin.museum.ru/img/halls/floor3/multimedia/1.jpg
Расы
http://www.darwin.museum.ru/img/halls/floor3/antropogenez/v32-2.jpg
Расы
http://antropogenez.ru/uploads/tx_antropedia/rasy1.jpg
Европеоидная раса http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/81/Europaeid_types.jpg/300px-Europaeid_types.jpg
Негроид
http://900igr.net/datai/geografija/Rasy-i-narody-Zemli/0007-005-Negroidnaja-rasa.png
Монголоид
http://900igr.net/datai/geografija/Rasy-i-narody-Zemli/0008-006-Mongoloidnaja-rasa.png
Очки
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/af/Briller2.JPG/200px-Briller2.JPG
Зубной
протез
http://32news.ru/news/assets_c/2012/09/3000128_1-thumb-600x450-1407.jpg
Слайд 29Весы
http://www.fitness-class.ru/img/gh[12072](300x238).jpeg
Рост
http://vsocorp.com/wp-content/uploads/2011/02/growth-300x225.jpg
Расизм
http://www.stopracism.yhrm.org/files/stydno.gif