Разделы презентаций


Ненаследственная изменчивость

Содержание

Цель занятия:  расширить знания о причинах, свойствах и значении изменчивости на примере ненаследственной изменчивости  сформировать умения и навыки работы     с диаграммами и графиками применительно к популяционно-статистическому методу в генетических исследованиях.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов естественного

цикла» Орехово-Зуевского муниципального района
Интегрированный урок по теме

«Ненаследственная изменчивость»
(биология и

информатика)

Фенотип = генотип + окружающая среда




Из опыта работы
заместителя директора по УВР, учителя биологии высшей квалификационной категории
Жуковой Татьяны Борисовны

2008

МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов естественного цикла» Орехово-Зуевского муниципального районаИнтегрированный урок по теме

Слайд 2Цель занятия:
  расширить знания о причинах, свойствах и значении изменчивости

на примере ненаследственной изменчивости
 сформировать умения и навыки работы    

с диаграммами и графиками применительно к популяционно-статистическому методу в генетических исследованиях.

Цель занятия:  расширить знания  о причинах, свойствах и значении изменчивости на примере ненаследственной изменчивости  сформировать умения и

Слайд 3План занятия:
1. Характеристика ненаследственной (модификационной) изменчивости.
1.1 Причины

изменений.
1.2 Свойства изменчивости.
1.3 Сравнение

наследственной и ненаследственной изменчивости.
2. Популяционно-статистический метод в изучении ненаследственной изменчивости.
3.Лабораторная работа «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

План занятия:1. Характеристика ненаследственной (модификационной) изменчивости.   1.1 Причины изменений.   1.2 Свойства изменчивости.

Слайд 4Ненаследственная изменчивость

Это изменения признаков и свойств организма, обусловленные влиянием

на проявление генов окружающей среды.

Фенотип = генотип + окружающая среда

Ненаследственная изменчивость Это изменения признаков и свойств организма, обусловленные влиянием на проявление генов окружающей среды.Фенотип = генотип

Слайд 5Причина изменений
изменение условий среды
белокочанная капуста в условиях жаркого климата

не образует кочана.

Причина измененийизменение условий среды белокочанная капуста в условиях жаркого климата не образует кочана.

Слайд 6Значение изменений
адаптация – приспособление к данным условиям среды, выживание, сохранение

потомства.
Породы лошадей и коров, завезенных в горы, становятся низкорослыми.

Значение измененийадаптация – приспособление к данным условиям среды, выживание, сохранение потомства. Породы лошадей и коров, завезенных в

Слайд 7Свойства модификационной изменчивости.

Ненаследуемость.

Групповой характер изменений.

Обусловленность пределов изменчивости генотипом

Свойства модификационной изменчивости.Ненаследуемость. Групповой характер изменений. Обусловленность пределов изменчивости генотипом

Слайд 8Ненаследуемость.
Гималайский кролик с типичной окраской шерсти.
К выщипанному участку шерсти прикладывается

холод.
На спине появляется темноокрашенная шерсть.

Ненаследуемость.Гималайский кролик с типичной окраской шерсти.К выщипанному участку шерсти прикладывается холод.На спине появляется темноокрашенная шерсть.

Слайд 9Групповой характер изменений
У всех стрелолистов в воде будут длинные тонкие

листья, а у водяного лютика – изрезанные листья.






Групповой характер измененийУ всех стрелолистов в воде будут длинные тонкие листья, а у водяного лютика – изрезанные

Слайд 10Обусловленность пределов изменчивости генотипом
Норма реакции- степень варьирования признака от

минимального до максимального значения.

Обусловленность пределов изменчивости генотипом  Норма реакции- степень варьирования признака от минимального до максимального значения.

Слайд 11Задание: Вставьте и объясните недостающие слова.
Наследственная изменчивость

Генотипическая

Индивидуальная

Неопределенная

Мутационная
Ненаследственная

изменчивость

……………

…………….

……………

……………..

Задание: Вставьте и объясните недостающие слова. Наследственная изменчивостьГенотипическаяИндивидуальнаяНеопределеннаяМутационнаяНенаследственная   изменчивость………………………….…………………………..

Слайд 12Задание: Дайте сравнительную характеристику наследственной и ненаследственной изменчивости по плану.
Объект

изменения.
Подверженность изменениям ДНК.
Возможность передачи изменений следующим поколениям.
Значение для отдельной особи,

вида.
Задание: Дайте сравнительную характеристику наследственной и ненаследственной изменчивости по плану.Объект изменения.Подверженность изменениям ДНК.Возможность передачи изменений следующим поколениям.Значение

Слайд 13Популяционно-статистический метод изучения ненаследственной изменчивости.

Популяционно-статистический метод изучения ненаследственной изменчивости.

Слайд 14Сущность метода.
определение единичного значения признака (варианты проявления признака) у каждого

организма выбранной группы;
определение частоты встречаемости каждой варианты;
построение вариационного ряда, отражающего

постепенное увеличение значения признака от минимального значения к максимальному значению;
построение вариационной кривой – графической зависимости между значением вариант и частотой их встречаемости;
определение среднего значения признака и нормы реакции генотипа на изменение окружающей среды;
выявление полученных закономерностей.

Сущность метода.определение единичного значения признака (варианты проявления признака) у каждого организма выбранной группы;определение частоты встречаемости каждой варианты;построение

Слайд 15Лабораторная работа
Построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Проводится с использованием

компьютерной технологии
Запускаем EXCEL

Лабораторная работа Построение вариационного ряда и вариационной кривой.Проводится с использованием компьютерной технологииЗапускаем EXCEL

Слайд 16Для удобства обработки результаты стоит немного округлить.
Для этого выделяем

нужный нам диапазон ячеек, в котором мы будем записывать результаты

измерений, и в меню «Формат» выбираем пункт «Ячейки». На вкладке «Число» выбираем числовой формат данных и количество десятичных знаков не более 1 (лучше сделать 0).
Для удобства обработки результаты стоит немного округлить. Для этого выделяем нужный нам диапазон ячеек, в котором мы

Слайд 17Делаем измерение.
Записываем результаты всех измерений в таблицу последовательно в ячейки

«Исходные данные».
Каждый НОВЫЙ результат записываем в столбец «Значение ряда».
Выделяем диапазон

столбца «Частота», совпадающий по размеру с заполненным диапазоном столбца «Значение ряда».

Делаем измерение.Записываем результаты всех измерений в таблицу последовательно в ячейки «Исходные данные».Каждый НОВЫЙ результат записываем в столбец

Слайд 18Используя функцию ЧАСТОТА определим частотное распределение сделанных измерений:
=ЧАСТОТА(данные;интервалы)
Чтобы ввести параметр

«Данные», выделяем диапазон ячеек «Исходные данные»;
Ставим точку с запятой;
Чтобы ввести

параметр «Интервалы», выделяем соответствующий диапазон ячеек столбца «Значение ряда» и закрываем скобку.
Нажимаем CTRL + SHIFT + ENTER , чтобы вставить функцию в выделенные ячейки.
Используя функцию ЧАСТОТА определим частотное распределение сделанных измерений:=ЧАСТОТА(данные;интервалы)Чтобы ввести параметр «Данные», выделяем диапазон ячеек «Исходные данные»;Ставим точку

Слайд 19Построение графика частотного распределения.
Выделяем заполненный диапазон ячеек (с заголовками) столбцов

«Значение ряда» и «Частота».
В меню «Вставка» выбираем пункт «Диаграмма».
Выбираем тип

диаграммы – гистограмму или график.
Следуем указаниям мастера вставки диаграмм.
Выбираем лист, на котором будет помещена диаграмма (отдельный или имеющийся).

Построение графика частотного распределения.Выделяем заполненный диапазон ячеек (с заголовками) столбцов «Значение ряда» и «Частота».В меню «Вставка» выбираем

Слайд 20Заполняем ячейки результатами измерений


В этих ячейках – результаты
измерений
Уникальные результаты

измерений (по возрастанию)

Заполняем ячейки результатами измеренийВ этих ячейках – результаты измеренийУникальные результаты измерений (по возрастанию)

Слайд 21Вставляем функцию
Выделяем диапазон в столбце «Частота», по размерам совпадающий с

заполненным диапазоном в столбце «Значение измерения» и вставляем функцию:
=ЧАСТОТА(выделяем диапазон

исходных данных; выделяем диапазон значений измерений)
( Например, =ЧАСТОТА(A2:J4;K2:K4) )
нажимаем CTRL + SHIFT + ENTER
Вставляем функциюВыделяем диапазон в столбце «Частота», по размерам совпадающий с заполненным диапазоном в столбце «Значение измерения» и

Слайд 22Распространяем функцию на все ячейки столбца
Выделенный диапазон заполняется числами

Распространяем функцию на все ячейки столбца Выделенный диапазон заполняется числами

Слайд 23Выделяем диапазон с полученными частотами

Выделяем диапазон с полученными частотами

Слайд 24Начинаем строить диаграмму

Начинаем строить диаграмму

Слайд 25Выбираем тип диаграммы

Выбираем тип диаграммы

Слайд 26Следуем указаниям Мастера вставки диаграмм

Следуем указаниям Мастера вставки диаграмм

Слайд 27Должно получиться что-то подобное ☺
Ваша диаграмма будет более правильной, в

этом примере случайные числа

Должно получиться что-то подобное ☺Ваша диаграмма будет более правильной, в этом примере случайные числа

Слайд 28Результаты работы сохраняем в файл «Лабораторная работа_Ваша Фамилия_» на рабочем

столе. после этого помещаем файл в папку «Общие документы». Спасибо ☺

Результаты работы сохраняем в файл «Лабораторная работа_Ваша Фамилия_» на рабочем столе.  после этого помещаем файл

Слайд 29Общий результат исследования

Общий результат исследования

Слайд 30Инструкции для учителя
Данные из всех файлов, созданных учащимися, собираем в

один файл.
Уникальные результаты измерений тоже собираем из всех файлов в

один, сортируем по возрастанию и удаляем ячейки с повторяющимися значениями со сдвигом вверх.
Далее строим диаграмму аналогично тем, что построена учащимися, но уже на основе ВСЕХ собранных данных.
Инструкции для учителяДанные из всех файлов, созданных учащимися, собираем в один файл.Уникальные результаты измерений тоже собираем из

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика