Слайд 1Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста
Воспитатель МДОУ д/с КВ №19
«Улыбка»
II квалификационной категории
Сухенко
Ольга Андреевна
Слайд 2Самостоятельная художественная деятельность
это реализация отношения ребёнка к различным видам
искусства и то «среднее звено», которое связывает искусство и ребёнка
Слайд 3Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей
она возникает по инициативе детей;
ребёнок
сам определяет цель;
сам находит средства для её воплощения;
планирует деятельность, добиваясь
желаемого результата
Слайд 4Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребёнка
развиваются инициатива, самостоятельность, активность;
процесс самостоятельной изобразительной деятельности закрепляет приобретённые на
занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания, умения, навыки, способы деятельности, стимулирует их перенос в новые жизненные условия;
в самостоятельной изобразительной деятельности находят естественный выход разные яркие впечатления, повлиявшие на воображение и эмоции ребёнка, снимая напряжение, делая его внутренний мир комфортнее;
Слайд 5
совершенствуя и закрепляя свои навыки и умения в процессе самостоятельной
деятельности, ребёнок всё более чувствует уверенность в себе, в своих
возможностях;
в процессе самостоятельной изобразительной деятельности детей проходит саморазвитие, самообучение через подражание другим, умение которых поразило их воображение и вызвало желание действовать подобным образом;
в процессе этой формы деятельности закрепляются и совершенствуются навыки коллективной деятельности: дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают.
Слайд 6Основные побудительные мотивы самостоятельной изобразительной деятельности
разнообразные яркие жизненные впечатления
от восприятия окружающего мира и искусства (посещение цирка, театра; яркие
театральные действия …);
потребность закрепить тот художественный опыт, который ребёнок приобрёл на занятиях, в процессе общения с взрослыми и другими детьми;
бескорыстное удовольствие от процесса и результата;
потребность получить нужный, удовлетворяющий ребёнка результат и отношение к нему: подарить, привлечь внимание других к содержанию
Слайд 7Формы самостоятельной изобразительной деятельности
подготовка к предстоящему занятию по изобразительности
(дети получили задание подумать, о чём они будут рисовать на
следующий день на тему: «Кругом весна»);
упражнение в приобретённых умениях, навыках (обычно после интересных занятий изобразительной деятельностью, наблюдений за аналогичной деятельностью взрослых, детей);
игра или подготовка к ней (дети выступают в роли художников, помогают другим детям подготовить театрально-творческие игры) ;
воплощение собственных замыслов ребёнка
Слайд 8Педагогические условия самостоятельной изобразительной деятельности
обучение детей на занятиях изобразительной
деятельности самостоятельным поисковым действиям;
предоставление им в свободное пользование различных художественных
материалов, произведений изобразительного искусства (скульптура анималистического жанра, книжные иллюстрации, альбомы с живописными репродукциями…);
обогащение детей впечатлениями через организацию ярких досуговых мероприятий, праздников, развлечений; формирование эмоционально-интеллектуального опыта;
тесный контакт воспитателя с семьями воспитанников в организации условий для их художественно-творческого развития в ДОУ и семье.
Слайд 9В руководстве самостоятельной изобразительной деятельностью
допустимы только приёмы косвенного характера
(внесение атрибутов, изменение среды, совет, поручения, просьба.)
Слайд 10 Организация художественно-эстетической развивающей среды
Младшая группа:
предметы быта: Вышитая, расписная
одежда, расписная посуда, глиняные игрушки
(дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская), игрушки из дерева (семёновская, полхов-майданские, загорские матрёшки, грибки, кони-каталки, ермиловские кони) , игрушки из соломы.
книжная иллюстрация. Художники: Ю. Васнецов, В. Лебедев, В. Сутеев, Е. Чарушин.
художественные картины. Натюрморты, изображающие цветы, фрукты и овощи: П. Кончаловский. Сирень в корзине; И. Левитан. Васильки; И. Репин. Яблоки.
скульптура малых форм, изображающая животных
Слайд 11Средняя группа
натюрморт. П. Кончаловский. Персики; И. Левитан. Белая сирень;
Одуванчики; И. Машков. Синие сливы; И. Репин. Яблоки.
пейзаж. И. Айвазовский.
Волна; А. Куинджи. Берёзовая роща; И. Шишкин. Сосновый бор.
портрет. И. Репин. Стрекоза; В. Суриков. Смеющийся солдат; А. Архипов. Девушка с кувшином. ( живопись).
книжная графика. Иллюстрации художников: В. Лебедева, Л.Токмакова , Л. Владимирского.
скульптура. Малые формы: анималистическая, несложная жанровая (по знакомым детям сюжетам бытового и сказочного характера)
Слайд 12Старшая, подготовительная к школе группы
Живопись
натюрморт. Ю. Васнецов. Цветущий луг;
М. Кончаловский. Поднос и овощи; К. Коровин. Цветы и фрукты.
пейзаж.
В. Васнецов. Затишье; И. Левитан. Вечерний звон; В. Мешков. Сказ об Урале; А. Саврасов. Рожь; И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу.
портрет. И. Айвазовский. Пушкин у моря; З. Серебрякова. Портрет сына; В. Серов. Девочка с персиками.
жанровая живопись. К. Васильев. Русалка; В. Васнецов. Сказка о спящей царевне; О. Ефимова. Кот-Баюн.
Слайд 13
Графика
книжная графика:
иллюстрации художников-сказочников;
художников «весёлой книги»;
художники, иллюстрирующие стихи и рассказы
о детях;
рассказы о животных;
рассказы с нравственной тематикой;
фольклор.
прикладная графика: этикетки, марки,
оформление продуктов питания.
плакаты: о цирке, охране природы и животных, праздниках.
Слайд 14
Скульптура
скульптура малых форм: Е. Гуревич. Щенок; В. Ватагин. Печальная
обезьяна, Аист, Северный олень.
монументальная скульптура: М. Аникушин. Памятник
А.С. Пушкину; П. Клодт. Укротители коней.
декоративная скульптура: Фонтаны, лепные украшения, барельефы дворцов, зданий в городах России.
станковая скульптура: бюсты, портреты, жанровая скульптура.
Архитектура
Общественно-гражданская, промышленная, культовая, жилищная и декоративная архитектура.
Слайд 15Оборудование для самостоятельной художественной деятельности детей
Рисование:
репродукции картин, иллюстрации
из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее
будущее, и той теме, которую дети уже освоили.
фоны разного цвета, размера и формы.
краски и другой изобразительный материал: гуашь, акварель, восковые мелки, сангина, пастель, тушь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши. (в соответствии с возрастом детей).
Слайд 16
кисти разных размеров, «тычки».
подставки для кисточек.
стаканчики для воды.
салфетки для кисточек.
палитры
для смешивания красок.
вата, газеты.
инвентарь для уборки рабочего места: ведро для
мусора, тазик, тряпочки.
Слайд 17Лепка
глина, пластилин.
скульптуры малых форм, иллюстрации.
холст, скалка для раскатывания глины.
стеки.
стаканчики
для воды.
салфетки для рук.
инвентарь для уборки: тазик, тряпочки.
материал для оформления
работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки).
Слайд 18 Аппликация
иллюстративный материал по ближайшей теме.
фоны разных размеров (картинки
из цветных журналов, обои).
бумага, картон разного качества и размера.
лоскутки
ткани, нитки, пуговицы, бусины, наклейки, фантики.
подставки для кистей и кисти.
клеёночки.
салфетки для разглаживания деталей и для рук.
ножницы на подставке.
ведро и тазик для обрезков.
клей.
инвентарь для уборки