Слайд 1Презентация к уроку по биологии
8 класс
Тема урока:
Становление наук
о человеке
Автор: Игнатьева Е.С.
Учитель биологии МОУ СОШ №29 г.Георгиевска
Программа В.В.
Пасечник
Учебник Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев
Слайд 2Тема
СТАНОВЛЕНИЕ
НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
Задачи: познакомить с историей становления наук
о человеке; усвоить понятия основных этапах развития анатомии, физиологии и
гигиены человека
В работе используется много гиперссылок, без использования которых, нарушается логика изложения материала
Слайд 3Проверка знаний
-Что служит объектом изучения анатомии?
-Каковы предмет, методы и задачи анатомии, физиологии, психологии и гигиены человека?
- Используя знания анатомии, докажите, что человек относится к классу млекопитающих?(сходство и отличие)
- Каково положение человека в системе органического мира?
Слайд 4Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья
Анатомия
Цитология
Экология
человека
Генетика
Гигиена
Эмбриология
Антропология
Психология
Физиология
Слайд 5Человек – биосоциальное существо
Слайд 6 Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи.
Слайд 7Методы анатомии
1. Рентгеноскопия
2. Просвечивания УЗИ
3. Метод рассечения, препарирования
4. Метод фиксации
(бальзамирования трупов)
5. Метод окрашенных инъекций
6. Электроэнцефолографы (записывают биотоки головного мозга)
7. Электрокардиографы (биотоки сердца)
Слайд 9УЗИ
Ультразвуковое излучение
Слайд 12Вклад деятелей греко-римской культуры в развитие биологии, знаний о человеке
Слайд 13Аристотель
384-322 до н.э.
-Сравнение органов животных и человека.
-Ввел
термин «организм»
-Утверждал, что душеная деятельность человека существует пока живет тело.
Слайд 14Гиппократ 460-377 до н.э.
-Описание костей тела
-Описание органов по аналогии
с животными
-сочинение по травматологии (о перевязках, лечении ран, переломах)
- Трактаты
по гигиене (о здоровом образе жизни, о влиянии воды, воздуха и местности на здоровье)
-Отвергал божественное происхождение человека)
Слайд 15Клавдий Гален
130-200 н.э.
-Проводил опыты на животных
-Испытывал действие лек. веществ
-Доказал, что
при жизни у животных течет по артериям кровь (до этого
считали, что воздух)
- Подробно изучил строение органов обезьяны и делал ошибочные выводы, что человек устроен сходным образом
-В течение 14 столетий его работы были основой мед. знаний в Европе и Ср. Востоке.
Слайд 16Средневековый застой
Церковь жестоко подавляла попытки изучения развития науки
-Сожжены на
костре Джордано Бруно, Сервет
-Гонениям подвергался Галилей
Слайд 17Изучение человека в эпоху Возрождения.
Леонардо да Винчи
Рафаэль Санти
Уильям Гарвей
Андреас
Везалий
Рене Декарт
Слайд 18Абу-Али Ибн-Син
(Авиценна)
980-1037 н.э.
Слайд 19Леонардо да Винчи
1452-1519
-Впервые изображал на своих рисунках различные органы
-Описал
строение скелета человека
-Классифицировал мышцы
Слайд 20Санти
1483-1520
Изучал, описывал и зарисовывал строение тела человека
Слайд 21Андреас Везалий (1515-1564)
Основатель современной анатомии
- На лекциях производил рассечение трупов
-Выявил
ошибки Галена
-Точно описал и и изобразил внутренние органы человеческого тела
и скелет
-Описал клапаны сердца
-Впервые привел все знания в систему
Слайд 22Анатомические студии основоположника анатомии Андреаса Везалия 16 век
Слайд 23Рисунки из анатомического атласа
Везалия 1543 г
Слайд 24Уильям Гарвей
1587-1657
Основатель рождения и развития современной физиологии
- Открытие 2
кругов кровообращения
-Исследование физиологических функций при помощи экспериментальных методов
Слайд 25Рене Декарт
1596-1650
- Открытие рефлекса
- Рефлекторный принцип взаимодействия организма
и окружающей среды
Слайд 26Развитие анатомии, физиологии, психологии и гигиены с начала XIX в.
до наших дней.
Слайд 27М.В. Ломоносов
Основоположник русских наук
-Закон сохранения материи и энергии
-Теория цветового
зрения
-Классификация вкусовых ощущений
Слайд 28Ч. Дарвин
1809-1882
Теория эволюции
Слайд 29Н.И.Пирогов
Русский анатом, хирург
Слайд 30Н.И.Пирогов 1810-1881
-Распиливание размороженных трупов (для точного определения расположения внутренних органов
и тканей)
-Впервые применил эфирный наркоз, гипсовые повязки.
Основы военно-полевой хирургии
Слайд 31И.М.Сеченов
1829-1905
«Отец русской физиологии»
Рефлексы головного мозга
Объяснения психической деятельности человека
Слайд 32И.П.Павлов
1849-1936
Подтверждение теории Сеченова экспериментально
Слайд 33Основоположники иммунологии
Э.Дженнер (1749-1823) Луи Пастер (1822-1895
Слайд 34Основоположники иммунологии
Открытие фагоцитоза
И.И. Мечников
1845-1916
Слайд 35Проверь себя!
1. Назовите кто из ученых (зарубежных и отечественных), внесли
большой вклад в становление наук анатомии, физиологии и гигиены?
Слайд 361.Впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем, открыл два
круга кровообращения: малый и большой.
2. Основоположник пластической анатомии, классифицировал
мышцы по величине, форме, изображал в объеме.
3. Высказал мысль, что организмы развиваются по законам природы и, познав их, можно использовать эти законы на благо людей.
Слайд 374. Написал первое руководство по анатомии человека, основанное на непосредственном
изучении тела человека, и по праву считается основателем современной анатомии.
5.
О строении человеческого тела судил на основании данных полученных на животных.
6. Ввел представление о рефлексе.
7. Отечественный ученый, внесший большой вклад в развитие науки об иммунитете.
8. Одним из первых стал изучать влияние на здоровье людей природных факторов.
Слайд 389. Ввел термин организм.
10. Основоположник русской физиологии, автор книги
«Рефлексы головного мозга».
11. Предложил фистульный метод изучения функций пищеварительных
желез, открыл условные рефлексы.
12. Разработал метод предупредительных прививок, которые явились эффективным средством борьбы с различными заразными заболеваниями.
Слайд 39Домашнее задание
§ 2, ответить на вопросы в конце параграфа, таблица
Слайд 40Эмбриология человека (гр. эмбрион – зародыш + гр. логос -
учение) – наука, изучающая внутриутробное развитие человеческого организма.
Слайд 41Антропология (гр. антропос – человек + гр. логос - учение)
– наука, исследующая происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического
вида.
Слайд 42Экология человека (гр. ойкос – дом, жилище + гр. логос
- наука) – комплексная наука, изучающая взаимоотношения человека и человечества
в целом с окружающей природной и социальной средой.
Слайд 43Цитология (гр. китос - сосуд) – наука, изучающая строение, химический
состав, функции, индивидуальное развитие и эволюцию клеток живого.
Слайд 44Генетика (гр. генезис - происхождение) – наука, изучающая механизмы закономерности
наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами.
Слайд 45Гигиена человека – наука о создании условий, благоприятных для сохранения
здоровья человека, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении
болезней.
Слайд 46Анатомия человека (гр.анатоме - рассечение) - наука о строении, форме
человеческого организма, его органов.
Слайд 47Физиология человека ( гр. физис – природа + гр. логос
- учение) – наука о процессах жизнедеятельности и механизмах их
регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме.
Слайд 48Психология (гр. психо – душа + гр. логос - учение
) - наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.
Слайд 49Положение человека в классификации животного мира
Слайд 50Сходство между человеком и животными
Развитие зародыша внутри материнского организма (в
матке) и вскармливание детёнышей молоком
Постоянная температура тела
Черты сходства
Дифференциация зубного аппарата
Наличие
ушной раковины
Наличие рудиментов (копчиковая кость, волосяной покров…)
Общий план строения организма
Слайд 51Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым
Нижняя челюсть с выступающим подбородком,
что связано с развитием мускулатуры языка
Человеку свойственна речь как
средство общения
Черты различия
Увеличение объёма мозга и развитие мыслительной деятельности
Развитие кисти руки в связи с трудовой деятельностью
прямохождение
S-образный позвоночник
Изменения в расположении
внутренних органов
Отличия между человеком и животными