Слайд 1
СУИЦИД
Как предотвратить самоубийство?
Автор-составитель: педагог-психолог МБУ « Центр
ППМСП» Сидоренко О.И.
Слайд 2Самоубийство ,суицид-
целенаправленное лишение
себя жизни , как правило,
добровольное и самостоятельное.
Слайд 3Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни,
не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью
которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Слайд 4
Суицид – действие с фатальным результатом, которое было намеренно начато
и реализовано умершим в сознании и ожидании такого результата.
Парасуицид (покушение
на самоубийство, суицидальная попытка) – аналогичный акт, не имеющий фатального исхода.
ВОЗ, 1986
На каждый завершенный суицид приходится около 100 суицидальных попыток/
Grollman, 1988
Наряду с собственно суицидами и парасуицидами следует различать мысли о самоубийстве, ложные угрозы и симуляцию попыток самоубийства (демонстративные парасуициды, суицидальный шантаж).
Слайд 5Психологический смысл суицида
Призыв
Протест, месть
Избежание страдания
Самонаказание
Отказ
(Тихоненко, Сафуанов, 2004)
Суицидент
хочет, чтобы его желание умереть было принято и понято
Физическая смерть не всегда цель суицида
Слайд 6Основные причины:
Неурядицы в личной жизни:
несправедливость по отношению к себе;
тотальный
неуспех у противоположного пола;
желание начать жизнь заново (для верующих в
реинкарнацию);
несчастная любовь;
смерть кого-то из родных или друзей;
непонимание окружающими, одиночество;
проблемы на работе;
целенаправленная травля (в том числе доведение до самоубийства);
физические издевательства (изнасилования, побои);
потеря смысла жизни.
Финансовые проблемы.
Нереализованость в жизни (творческая, профессиональная).
Ощущение счастья, которое самоубийца считает недостижимым в будущем.
Потеря интереса к жизни, усталость от жизни;
Психические болезни (депрессия, нарушение пищевого поведения, биполярное аффективное расстройство, шизофрения).
Приём психотропных препаратов
Приём наркотиков.
Религиозный фанатизм (обычно распространённый в сектах), ритуальное самоубийство.
Идеологические (политические, неприятие ценностей социума в целом).
Военные (самоубийство с целью нанесения урона противнику и/или избежания плена).
Слайд 7Наиболее распространённые и известные способы самоубийства:
Повешение;
Удушение;
Утопление;
Химическое воздействие;
Отравление. В зависимости
от препарата действует от нескольких секунд (острое) до нескольких дней;
Сильная
щёлочь или кислота. При употреблении разъедает внутренние органы. Действует от нескольких минут до нескольких часов;
Чрезвычайно болезненный способ - Радиологическое воздействие - Поглощение радиоактивных материалов;
Прыжок и падение с высоких зданий, скал, мостов и других возвышений;
при помощи огнестрельного оружия (самострел)
Самоубийство путём подрыва в непосредственной близи от себя заряда взрывчатого вещества;
Самосожжение;
Cамоубийство путём доведения себя до физического истощения (голодом или жаждой);
Самоубийство при помощи холодного оружия;
Вскрытие вен или артерий (человек умирает от потери крови);
Прыжок под поезд, под машину и т. д.;
Слайд 9
Суицидальное поведение у подростков
Демонстративные
Аффективные («короткое замыкание»)
Истинные
Личко А.Е. (1983)
Слайд 10Причины суицидальных реакций у подростков
Потеря любимого человека
Переутомление
Уязвленное чувство собственного достоинства
Разрушение
защит под действием алкоголя и т.п.
Отождествление себя с человеком, совершившим
суицид
Различные формы страха , гнева, печали по различным поводам
Личко А.Е., 1974
Слайд 11Причины повышенного риска самоубийства
1. Воспитание в духе максимализма, чрезмерно высокой
требовательности к себе.
2. Отсутствие у родителей любви к детям.
3. Воспитание
у детей чувства вины, когда ребенок оценивает себя ниже других, считает себя "плохим", не имеет чувства самоуважения.
4. Алкоголизм родителей, злоупотребление алкоголем самими несовершеннолетними.
5. Отсутствие психологической помощи после перенесенной ребенком психической травмы.
6. Хронические конфликтные отношения в семье.
7. Неспособность родителей сделать жизнь детей счастливой, развить у них чувство уверенности в себе, "нужности", любовь к жизни.
Слайд 12Причиной суицидальных действий подростков
в 26% случаев явились болезненные состояния
психозы -
10%,
пограничные состояния - 15%,
соматические заболевания - 1%,
12% -
трудная семейная ситуация,
в 18% - сложная романтическая ситуация,
в 15% - нездоровые отношения со сверстниками, особенно в неформальных группах,
в 8% - нездоровые отношения со взрослыми
в том числе с учителями,
в 7% - боязнь ответственности и стыд за совершенное правонарушение,
в 5% - пьянство и употребление наркотиков и
в 9% - прочие, в том числе и невыясненные, причины.
Слайд 13
Индивидуально-типологические черты, способствующие риску суицидального поведения
застреваемость на негативных переживаниях и
повышенная тревожность;
эмоциональная неустойчивость, ранимость и уязвимость к эмоциональному стрессу,
склонность к острым ощущениям, импульсивность;
зависимость от отношения к другим, чувство личной неполноценности, эмоциональная незрелость, пассивность, бегство в ситуации фрустрации;
неразвитость коммуникативных навыков, неадекватно заниженная самооценка, слабость психологической защиты;
эгоцентризм, проявляющийся, с одной стороны, как фиксация на себе, с другой - как стремление использования других для удовлетворения собственных потребностей;
наличие демонстративности в личности ребенка.
Слайд 14Очевидные признаки серьёзной депрессии:
Постоянное отсутствие хорошего настроения, пессимизм;
Безнадежность;
Отчаяние;
Тревожность, душевные страдания
и внутренняя напряженность;
Невнимательность;
Проблемы со сном
Увеличение злоупотребления алкоголем или
наркотиками;
Появившаяся импульсивность и желание идти на неоправданный риск;
Угроза совершить самоубийство или сильное желание умереть.
Слайд 15Предотвращение суицидов
Выявление суицидальных намерений, наличие средств или планов самоубийства в
ходе целенаправленного расспроса. Опасения, что беседа на эту тему может
зародить суицидальные мысли – беспочвенны.
Отказ от ложных представлений о том, что люди, рассуждающие о самоубийстве, его не совершают, что суицид – исключительно импульсивный акт, осуществляемый без колебаний.
Выбор тактики специализированной помощи
(форма наблюдения, стратегия терапии).
При правильной оценке суицидального риска и назначении адекватной терапии большинство суицидентов можно заставить отказаться от своих намерений.
Слайд 17Профилактика
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии,
психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
Слайд 18Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном
процессе лицея так и в период трудной жизненной ситуации.
Привлечение
различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Слайд 19Предупредительные меры для снижения риска суицидального поведения несовершеннолетних
Необходимы предупредительные меры
на всех уровнях личностной системы:
1. Телесный уровень (приятие собственного тела,
умение заботиться о своем теле, навыки релаксации, занятия спортом)
2. Эмоциональный уровень
-укрепление любви к себе, самоуважения и сочувствия другому
-развитие навыков осознавания, вербализации и социально приемлемого способа отреагирования отрицательных эмоций.
3. Познавательный уровень
- смягчение юношеского максимализма,
- развитие и укрепление позитивного мышления.
4. Ценностный уровень
- осознание гуманистических ценностей, включая взаимопомощь, умение сопереживать другому,
- развитие ценностной сферы, ценностей и возможных смыслов жизни
5. Поведенческий уровень
- развитие способов преодоления трудных ситуаций: поиск помощи, поддержки у взрослых и сверстников, учителей, врачей, психологов.
- развитие коммуникативных навыков
Слайд 20Мифы и Факты о суициде
Миф: Все приводящие к самоубийству
действия являются импульсивными.
Факт: Большинство людей обдумывают свои планы, сообщая
о них окружающим.
Миф: Самоубийство невозможно предотвратить.
Факт: Знания о том, куда следует обратиться за помощью, могут предотвратить много самоубийств.
Слайд 21
Миф: Самоубийцы редко обращаются за помощью.
Факт: В течение последнего
полугода жизни 50% совершивших самоубийства людей обращались к врачам.
Миф: Самоубийства
и суицидальные попытки – явления одного порядка.
Факт: Суицидальная попытка представляет собой крик о помощи в невыносимой ситуации, а не по каким-то причинам неудавшееся самоубийство.
Слайд 22Миф: Помочь самоубийцам могут только профессионалы.
Факт: Профилактика самоубийства является
делом каждого человека.
Миф: Злоупотребление алкоголем и наркотиками не имеет
отношение к самоубийству.
Факт: Зависимость от алкоголя и наркотиков является фактором риска суицидального поведения.
Слайд 23Миф: Суицид характерен для людей, относящихся к группе риска.
Факт: Принадлежность
к группе риска не означает фатальной неизбежности самоубийства.
Миф: Если
не оставлена предсмертная записка, то случившееся нельзя считать самоубийством.
Факт: Только четвертая часть из всех лиц, совершивших самоубийство, оставляют предсмертные записки.
Моховиков, 2001
Слайд 25Используемая литература
1. Погодин И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учеб. пособие.
М.: Флинта: МПСИ, 2008.
2. Профилактика суицидального поведения среди детей,
подростков и юношества (для родителей, педагогов). Методические рекомендации/ Сост. Тарасова Н.Н. – Петрозаводск: ГОУ РК «Центр диагностики и консультирования», 2010. - 18 с
3. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Профилактика суицидального поведения: Методич. рекоменд. М., 1980
4.http://microbik.ru/dostb/6О+генезисе+детского+и+подросткового+суицида+в+россииb/img6.jpg
5. https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0259/0000b220-70eb1236/img12.jpg
6. http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/9/8153/img3.jpg
7.https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0ee8/0000f947-e78b7a34/img1.jpg