Слайд 1Среды обитания
1)Водная
2)Наземно-воздушная
3)Почвенная
4)Организменная
Слайд 2Задачи на урок:
1. Значение солнечного света
2. Отношение растений к свету
3.
Животные по отношению к солнечному излучению
4. Приспособленность растений и животных
к солнечному режиму.
Слайд 3Светолюбивые
Растут на хорошо освещенных местах
(растения пустынь, степей, лугов, водные
растения с
плавающими листьями (кубышка
желтая, кувшинки);
лиственницы,
березы,
осина,
сосна обыкновенная.
Слайд 4Светолюбивые
Усиками цепляется за соседние растения. Листья оказываются наверху. Они как
бы подставлены солнцу и хорошо освещены в течение дня.
Листочки
опушены белыми волосками, которые рассеивают свет и не дают листу перегреться.
Слайд 5Светолюбивые
В березовом лесу всегда светло. Белые стволы отражают солнечный свет.
Отраженный свет падает на листья, и они получают как бы
дополнительное освещение. Береза, выросшая в тенистом еловом лесу, быстро погибнет, т.к. ей не хватит света.
Слайд 6Теневыносливые растения
Хорошо растут на освещенных местах, но могут переносить и
затенение.
Это - земляника лесная, ландыш, ель обыкновенная, липа мелколистная,
орешник, черника, брусника.
Слайд 7Листовая мозаика
В тенистых лесах листья располагаются горизонтально, почти не налегая
друг на друга, а более мелкие листья как бы вставлены
между крупными. Образуется широкая плоская поверхность, поглощающая больше света в тенистом лесу.
Вяз
Слайд 8Тенелюбивые или теневые растения
Не выносят длительного воздействия прямого солнечного света.
Они приспособились к постоянной тени. Яркий солнечный свет угнетает эти
растения, они хуже растут и в конце концов погибают.
Слайд 9Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде
1)Животные должны иметь либо
крылья, либо конечности, приспособленные для передвижения по твердой поверхности.
2)Наружные покровы
приспосабливаются к изменениям температуры.
3)Наличие яркой окраски, приспособления для хранения влаги
Слайд 10Свет
У животных во второй половине лета и осенью происходит накопление
жировых запасов, осенняя линька, кочующие и перелетные начинают свои сезонные
миграции.
Осенью у насекомых формируются зимующие стадии, например, бабочка-капустница зимует на стадии куколки, малярийный комар и бабочка-крапивница – в стадии взрослого насекомого, непарный шелкопряд – в стадии яйца. Если гусениц капустницы весной содержать при длине дня короче 14 часов, то к середине лета сформируется зимующая куколка, которая будет находиться в состоянии покоя несколько теплых месяцев.
Слайд 11Животные, обитающие в условиях повышенной влажности
Не могут накапливать и долго
удерживать в тканях
запасы воды – многие членистоногие: мокрицы,
ногохвостки, комары, белоножки,
наземные
моллюски и амфибии. Нуждаются в постоянно
высокой влажности воздуха.
Слайд 12Животные, обитающие в условиях умеренной влажности.
Их большинство, как среди
насекомых, так и
среди млекопитающих. Обитатели лесов.
Слайд 13Животные, обитающие при низкой влажности
Сухолюбы не переносят высокую влажность воздуха.
У них
хорошо развита функция удержания воды в теле.
Обитатели пустынь: верблюды,
пустынные грызуны,
пресмыкающиеся. Легко переносят сухость воздуха в
сочетании с высокой температурой.
Слайд 14Домашнее задание
п.7, стр.24-25, повторить п.6
Творческое задание:
Подготовить загадки про представителей разных
сред обитания.