Слайд 1Тубельский Александр Наумович
ч
Слайд 21. Личностный смысл учебы.
2. Межпредметные погружения.
3. Рефлексия.
4. Творческий экзамен
как открытое соревнование.
5.Культурное взаимодействие ребят разных возрастов и самоуправление.
6. Особое образовательное пространство.
7. Педагогическая деятельность как искусство и исследование.
Концептуальные положения
Слайд 3Задачи:
1. Обретение ребенком своего «Я», самоопределение.
2. Обеспечение «пробы сил» ребенка
в различных видах познавательной, трудовой, художественно- творческой, общественно – организаторской,
физкультурно – спортивной деятельности.
3. Освоение круга обязанностей в данной школе предметом.
4. Умение выражать себя в письменном и устном слове, в словесности.
5. Представление об обществе, в котором живет ребенок и его позиция в нем (обществоведение).
6. Умение владеть своим телом.
7. Трудовая подготовка.
Цель: всестороннее развитие личности (саморазвитие), направленное на личностно-ориентированное содержание образования.
Слайд 41. Развитие органов чувств – осязания, обоняния, слуха, зрения, умения
владеть собственным телом.
2. Отказ от программирования деятельности детей.
3. Освоение
общекультурных навыков.
4. Побуждение.
5. Трудовая подготовка.
6. Индивидуальный учебный план.
7. Версионный характер учебных занятий.
Содержание обучения
Слайд 51. Погружение.
2. Мастерская или студия.
3. Балльной системы оценивания не
существует.
4. Творческие экзамены.
5. Организация уклада школьной жизни.
Организация
обучения
Слайд 6 ШКОЛА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ - комплексное образовательное учреждение, в котором обучение
и воспитание детей с 3 до 17 лет сочетается с
научно-исследовательской работой по созданию и апробации личностно-ориентированного содержания образования, подготовкой и переподготовкой учителей российских школ к работе в инновационных учреждениях. Концепция школы самоопределения основывается на антропологическом предположении о том, что, появившись на свет индивид начинает осуществлять свою предназначенность, которая реализуется в онтогенезе в определенных культуросообразных формах мышления и деятельности (философии, религии, науке, искусстве, экономике, производстве и т.п.). В таком случае процесс становления личности можно представить как развертывание этой предзаданности, а процесс образования как процесс поиска, узнавания, формирования образа «Я». Роль школы при этом состоит в создании системы благоприятных условий для осуществления такого процесса.
Вывод
Слайд 8Каждый учитель раскрывает собственный смысл курса или предмета, свое понимание
его содержания, свое представление о деятельности, в которой это содержание
становится моментом образования личности. Овладения материалом учебного предмета, каждый ученик находит в нем свой личностный смысл, и в этом состоит его деятельность и ее осмысление, формируются некоторые универсальные способы мыследеятельности (понимание, нахождение детьми личностных смыслов, рефлексия), а не просто усваиваются некоторые понятия и алгоритмы.
Слайд 9
Учителя, работающие в одном классе, в течение нескольких дней над
одними или универсальными умениями.
Слайд 10Учебные понятия являются предметом обсуждения детей, темами своеобразного подросткового философствования.
Это позволяет учителям осмысленно проектировать и осуществлять образовательный процесс вместе
с детьми.
Слайд 11
Накопление опыта самоопределения, где создается своеобразно поле для сопоставления своих
представлений с представлением других людей.
Слайд 12
Пространство, накопленное людьми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами
и символами, имеющими культурный смысл.
Слайд 13Эта деятельность подобна ребенку, выходящему в личностное развитие после того,
как он научается задавать вопросы самому себе и про себя,
учитель должен критически оценивать свой предмет, свой профессиональный опыт.
Слайд 14В дошкольном периоде главное внимание уделяется условиям для развития органов
чувств - осязания, обоняния, слуха, зрения, умения владеть собственным телом.
В отличие от педагогики М.Монтессори условиями такого развития признаются деятельность ребенка в естественной природной и социокультурной среде. В разновозрастных группах вместе с воспитателями дети «проживают» различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времен года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, сюжетные игры в театр, цирк, музей и т.п. Большое внимание уделяется выращиванию растений и наблюдениям за их ростом, приготовлению пищи, обустройству окружающей среды, изобразительному творчеству, занятиям ручным трудом, музыкой, физкультурой.
Слайд 15Принципиальным при этом является отказ от программирования деятельности детей, воспитатель
должен угадать их сегодняшнюю потребность в той или иной деятельности,
преобладающее настроение группы и отдельного ребенка, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятельности. Подготовка к школьному периоду состоит не в формировании первоначальных навыков чтения, письма и счета, а в подготовке к жизни в свободном образовательном пространстве школы, умению ориентироваться во взаимодействии с природой, культурой, другими людьми.
Слайд 16В начальной школе (трех-, четырех-, пяти- или шестилетней) идет апробация
разных вариантов концепции; освоение общекультурных навыков чтения, письма, счета ведется
в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и рефлексии, смысла и хода выстраивать собственную деятельность.
Слайд 17При этом важной задачей учителей является не передача общекультурных способов
понимания, анализа, выстраивания различных деятельностей, а побуждение к выращиванию и
осознанию собственных, индивидуальных способов работы. Содержание уроков, отбор учебного материала определяется учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы.
Бальной системы оценивания не существует, в конце учебного периода составляется качественно-содержательная характеристика, в которой отмечаются продвижения ребенка в освоении и выращивании способов работы, даются рекомендации как повысить эффективность, при этом успехи связываются не в сравнении с самим собой, совершается также переход от оценки к самооценке.
Слайд 18Один день в неделю посвящается трудовой подготовке - учащиеся сами
определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть (изделия из дерева, металла,
шитье и конструирование одежды, кулинария, художественные ремесла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т.п.). Через два месяца мастерскую можно сменить. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.
Слайд 19Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана введены т.н.
«интенсивы», где за короткое время можно освоить государственный минимум. Особенностью
учебного занятия в школе самоопределения является его версионный характер, когда содержание курса или темы представляется в виде нескольких равноправных гипотез, различных способов работы, предлагаемых учителем, учениками и существующих в культуре. При этом не является обязательным придти к единственно правильному ответу или решению. Предполагается, что подобная незавершенность урока побуждает детей к самостоятельному поиску ответов, способствует становлению индивидуальной и неповторимой картины идеального и материального мира.
Слайд 20
Мастерская или студия – форма учебного
процесса, которой руководит учитель или приглашенный специалист. В них преимущественно
осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно – творческой и другой деятельности от мастера к ученику.
Слайд 21
В конце учебного периода составляется качественно – содержательная
характеристика, в которой отмечаются продвижения ребенка в освоении и выращивании
способов работы, даются рекомендации как повысить эффективность, при этом успехи связывается не в сравнении с нормами оценок и не с успехами товарищей, а в сравнении с самим собой, совершается также переход от оценки к самооценке.
Слайд 22
Учебный год заканчивается творческими экзаменами, на которых проводится
защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводящаяся
открыто в присутствии приглашенных самим учеником родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения.
Слайд 23 Большое внимание в Школе самоопределения уделяется организации уклада
школьной жизни, понимаемого как действующая модель демократического общества. Учителями, учениками
и родителями разработаны, приняты и постоянно изменяются и дополняются конституция школы и школьные законы, действуют избираемые демократическим путем совет школы и суд чести.
Слайд 24В обстановку эксперимента дети попадают еще в детском саду, куда
принимают в трехлетнем возрасте. Здесь не готовят к школе в
общепринятом смысле, не учат чтению, счету и т. д. Здесь выращивают растения, занимаются ручным трудом, музыкой, физкультурой, учат взаимодействовать с другими людьми (именно поэтому обучение идет в разновозрастных группах, чтобы ребенок, приходя в школу, имел опыт общения и со сверстниками, и со старшими или младшими детьми). Составлять планы занятий с детьми педагоги отказываются принципиально. Воспитатели ориентируются на "сегодняшнюю потребность ребенка".
Слайд 25В старшей школе ребята идут по линии индивидуального образовательного плана,
который ребенок составляет сам - и в этом самоопределении ему
очень помогает та система работы по познанию себя, которая проводилась в средних классах. Его индивидуальный план связан тоже в первую очередь не с основами наук, а с общечеловеческими умениями. А учителя, учитывая запросы ребенка, сформулированные в виде индивидуального учебного плана, могут предложить свои ходы: скажем, я не просто углубленно занимаюсь с вами математикой, а сосредоточиваюсь на построении различных моделей, в том числе математических, которые человек может создавать.