Слайд 1Витамины –чудесные вещества
учитель Сампурского филиала МБОУ «Сатинская сош»
Потапова В.П.
Слайд 2Цель урока:
Сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ
и их практическом значении для здоровья человека.
Оборудование: таблицы «Витамины», «Суточные
нормы витаминов», рисунки витаминосодержащих растений, гербарии, витаминные препараты, овощи, фрукты, продукты, богатые витаминами, выставка кулинарных блюд.
Слайд 3При длительном недополучении организмом какого-либо витамина возникает заболевание- авитаминоз
Если организм
получает витамин, но его недостаточно –гиповитаминоз
Бывают и случаи заболевания, связанного
с избытком какого-либо витамина- гипервитаминоз
Для начала давайте вычертим таблицу в тетради, которая будет заполняться вами по ходу устного журнала
Слайд 5Ферменты – это белки, образованные клетками тканями нашего организма
Витамины входят
в состав ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов
обмена веществ, влияют на превращение питательных веществ в тканях и клетках. В отличие от ферментов витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в него вместе с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущие в кишечнике человека.
Слайд 6Витамины
водорастворимые
жирорастворимые
B C
A D E K
Слайд 7Для жизни человека необходимы белки, жиры, углеводы, минеральные соли и
вода. В 1881 году русский врач Н.И.Лунин произвел опыт над
двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других искусственной смесью, куда входили все эти вещества в тех же пропорциях, что и в молоке. Вскоре животные второй группы погибли. Его опыты были повторены во многих странах мира, причем заканчивались они с тем же результатом. Правильность и точность опыта подтвердилась.
Но объяснить результаты оказалось делом не простым. Почему погибли мыши второй группы?
Лунин решил, что в пище есть еще какое-то незаменимое, необходимое вещество, необходимое для жизни. Эти вещества назвали витаминами. Слово имеет латинское происхождение (вита – жизнь, амин – азот). Впоследствии стало известно, что не все витамины содержат азот, но название закрепилось. Итак, витамины – биологические вещества, действующие в незначительных количествах, способствующие нормальному протеканию обмена веществ.
Почему влияние витаминов на организм так велико? Обратим внимание на схему.
Слайд 8ВИТАМИНЫ
ФЕРМЕНТЫ
КАТАЛИЗАТОРЫ
ОБРАЗОВАНИЕ
ДЕЙСТВИЕ
Слайд 9Сегодня мы познакомимся с азбукой, но не обычной.. Эту азбуку
называют чудесной азбукой здоровья. А состоит она из букв латинского
алфавита, которыми обозначают различные витамины.
Итак, первая страница журнала.
«Жизненно необходимые»-
Сообщения учащихся об основных витаминах, истории их открытия, признаках авитаминоза, заболеваниях, вызванных их недостатком в организме.
Вторая страница
«Кладовая здоровья»
Сообщение учителя о суточной потребности важнейших витаминов, о пищевых продуктах, в которых содержится наибольшее количество того или иного витамина (с выставкой продуктов, содержащих витамины)
«Лесные целители»
Выступления учащихся о растениях, содержащих несколько витаминов: шиповник, сосна, крапива двудомная, пастушья сумка и др. (с демонстрацией гербария, фото, слайдов)
Слайд 10Объявляется рекламная пауза для проведения физкультминутки и угощения витаминами синтетического
и натурального происхождения.
Заключительная страница журнала
«Кулинарная»
Рассказ учителя о правилах приготовления пищи,
при которых обеспечивается наиболее полное сохранение витаминов. Проводится демонстрация витаминных блюд.
В заключении хочу еще раз подчеркнуть роль витаминов в жизнедеятельности нашего организма, повышении сопротивляемости его к инфекционным заболеваниям. Если вы хотите, чтоб у вас была хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте больше овощей, фруктов, ягод.
Закрепление изученного
«Витаминное лото»
Слайд 15Вопросы лото
1.Суточная потребность человека в витамине С
2.Передозировка витаминов
3. Заболевание, возникающее
при недостатке витамина В
4.Продукты, содержащие наибольшее количество витамина С
5. Витамины,
влияющие на рост, развитие организма, зрение
6. Необходим в рационе для предупреждения заболевания рахитом
7. Заболевание, возникающее вследствие недополучения организмом витаминов.
8. Витамины этой группы влияют на рабоу мышечной и нервной системы.