Слайд 1Взаимоотношения
между родителями и детёнышами
Подготовила:
Косырькова С.Н., учитель экологии
МБОУ «Озёрная СОШ»
Слайд 2Забота о потомстве
Забота о потомстве - поведение животных, направленное на
обеспечение выживания потомства.
Общение между родителями и детёнышами начинается ещё до
появления последних на свет. Так, у птиц птенец способен издавать звуки и слышать голоса родителей, братьев и сестёр, находясь ещё в яйце.
Знание голосов своих родителей очень важно для птенцов выводковых птиц (уток, гусей, кур, страусов, куликов). Они покидают гнездо сразу после вылупления и начинают самостоятельно питаться. Узнавание голоса родителей помогает им безошибочно определять местонахождение мамы (чаще именно мамы заботятся о потомстве) даже в густой траве, а голоса братьев и сестёр помогает им держаться рядышком друг с другом.
Слайд 3Запечатление
Запечатление – способность детёнышей отличать родителей от других особей своего
вида.
Слайд 4Распознавание
Распознавание – способность родителей отличать своих детёнышей от других
Колониально гнездящиеся
чайки и крачки безошибочно отличают своих птенцов среди многих других,
приносят корм именно им. Более того, если чужой птенец окажется слишком близко к гнезду, то он может поплатиться жизнью за ошибку – взрослые птицы могут его попросту съесть.
Слайд 5Узнавание по голосу
На скалах арктических островов гнездятся чистики и кайры.
Эти птицы образуют птичьи базары – огромные колонии, насчитывающие до
несколько сотен или тысяч гнёзд. Вскоре после вылупления птенцы этих птиц прыгают со скал вниз и оказываются в бушующих волнах. И даже здесь родители узнают своих птенцов по голосу и собирают их вместе.
Слайд 6Узнавание по запаху
У млекопитающих в опознавании детёнышей огромную роль играет
запах. Чтобы выучить и запомнить запах детёныша, мать сразу после
рождения подолгу вылизывает новорождённого. Так, коза может распознать малыша через восемь часов после рождения.
Слайд 7Воспитание
Почти все птицы и млекопитающие воспитывают своё потомство, обучая их
навыкам полёта, плавания, добывания корма.
Так, лиса приносит птенцам сначала умерщвлённую
добычу, затем полуживую, потом живую
Слайд 8Обучение плаванию
Птенцы чомги, лебедей подолгу греются на спине одного из
родителей, путешествуя по воде. Родители регулярно сбрасывают потомство со спины,
заставляя их плавать.
Слайд 9Обучение полёту
Большие синицы обучают птенцов ловко летать между ветвями. Когда
птенцы подрастают и начинают немного летать, родители перестают отдавать корм
птенцам прямо в клюв. Голодные птенцы, увидев родителя с кормом, летят ему навстречу, а взрослая синица отлетает от них, ловко маневрируя между ветвей. Так синицы заставляют птенцов преследовать себя, а птенцы приобретают навыки ловкого полёта в лесу
Слайд 10Мама-птичка
Сколько мамочке хлопот!
Сколько мамочке забот!
Накормить и обогреть,
Успокоить, песню спеть,
До сих
пор ещё никто
Не помог убрать гнездо.
А пока она летает,
Пищу деткам
добывает,
Всё боится, как бы ей,
Не вспугнули малышей.
Целый день вот так спешит,
Так, что голову кружИт.
А когда наступит ночка,
Мать баюкает сыночка:
Баю, баюшки, баю,
Берегу семью свою.
Е. Шишковская
Слайд 13Обучение добыванию пищи
Учатся охотиться детёныши леопардов
каракалов
тигров
Будущие охотники
Слайд 14Подумайте и ответьте
Каким образом детёныши узнают родителей, а родители –
детёнышей?
Что такое запечатление?
Что такое распознавание?
В чём смысл обучения родителями своих
детёнышей?
Почему хищные животные обучают детёнышей способам добывания пищи, растительноядные – нет?
Д/З: §30