Слайд 1МОУ «СОШ С.НОВОЧЕРНИГОВКА»
Развитие критического мышления учащихся на уроках экологии
«Жилища животных»
Урок
экологии в 7 классе.
Учитель экологии Парамоненкова Е.Г.
2010г
Слайд 2Цели урока.
Образовательные:
Повторить, обобщить и расширить знания учащихся о жилищах
животных, их многообразии, как форме эволюционных приспособлений организмов к различным
условиям окружающей среды
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к животным и их жилищам.
продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха
Развивающие:
организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, критически анализировать информацию, способность её систематизировать, оценивать, использовать с целью создания прогноза, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;
продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять тезисы, пользоваться предметным языком.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы и приёмы:
составление списка “известной” информации: рассказ - предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки
методы активного чтения: маркировка с использованием значков, ведение различных записей, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
заполнение кластеров, таблиц, установление причинно - следственных связей между блоками информации, дисскусия, написание творческих работ, исследование.
Слайд 3
Ключевой вопрос:
“Природа – гениальный конструктор, инженер, художник и великий
строитель”
Работа со словарем
- - Слово “дом” произошло от латинского слова
“домус”, что означает “жилище”, “хозяйство”.
- Жилище — сооружение, место, в котором живут люди или животные.
Какую функцию выполняют жилища?
- Обычно жилище служит для укрытия от неблагоприятной погоды, сна, выращивания потомства, хранения припасов, отдыха.
Живым существам очень трудно без дома.
Жилье нужно птицам, зверям, насекомым…
Для шустрых и быстрых лесных муравьев
В большом муравейнике пища и кров.
Лиса и барсук в темных норах живут,
А птицы уютные гнездышки вьют.
Живым существам без жилища - беда,
Но людям без дома – совсем никуда!
Ойкология — часть зоологии, обнимающая собой сведения касательно жилищ животных, т. е. нор, гнезд, логовищ и т. п.
Слайд 4Маркировочная таблица
Работа в группах: «Узнай, чьи постройки?»
Соедините линией: название
животного и его жилище.
Слайд 7Вывод: Независимо от типов и видов жилищ животных, они выполняют
функции - укрытия от неблагоприятной погоды, для сна: Независимо от
типов и видов жилищ животных, они выполняют функции - укрытия от неблагоприятной погоды, для сна, выращивания потомства, хранения припасов, отдыха.
Возвращаемся к ключевому вопросу: Так почему же природа является гениальным конструктором, инженером и великим строителем?
Слайд 8Рефлексия. Закончите предложения:
Сегодня на уроке я впервые
узнал (сделал открытие для себя)...
“Я думаю, что...” (Над чем вы
задумались?)
Для меня этот учебный материал важен потому что...
Домашнее задание
Составить более полную структурно-логическую схему (кластеры), подготовить устный развёрнутый ответ.
Продумайте и предложите небольшую исследовательскую работу (Составить план эксперимента).
Слайд 9
Итоги урока:
(на фоне показа презентации)
“Помните, творения природы
так удивительно хрупки, и оттого, насколько разумно и бережно мы
будем сегодня к ним относиться, зависит не только развитие мысли человека, но и самой жизни”.