Слайд 1Значение дыхания.
Органы дыхания.
Подготовила учитель биологии
Новикова Ольга Викторовна
Слайд 2Цель урока:
Усвоение
обучающимися
сущности
процесса
дыхания.
Слайд 3Эпиграф урока:
«Пока дышу, надеюсь»
(Dum spiro, spero)
– римский
поэт Овидий
Слайд 4Дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит
наше земное существование.
Дыхание – это совокупность процессов,
обеспечивающих поступление
кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление из организма углекислого газа и некоторых других летучих веществ.
Слайд 5Биологическое значение дыхания
1. Обеспечение организма кислородом.
2. Удаление углекислого газа.
3. Окисление
органических соединений с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности.
4. Удаление
газообразных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)
Слайд 6Процесс дыхания
Процесс дыхания состоит
из 4-х этапов:
1) обмен газов
между
воздушной средой и легкими;
2) обмен газов между легкими
и
кровью;
3) транспорт газов кровью;
4) газообмен в тканях.
Система органов дыхания
выполняет лишь первую часть
газообмена. Остальное
выполняет система органов
кровообращения. Между
дыхательной и кровеносной
системами существует глубокая
взаимосвязь.
Слайд 7Органы дыхания
Органы дыхания человека по функциональному признаку можно разделить на
две группы: воздухоносные, или дыхательные и органы газообмена.
Дыхательные пути:
носовая полость → носоглотка → гортань → трахея → бронхи.
Органы газообмена: легкие.
Слайд 8Носовая полость
Функции носовой полости:
Очищение воздуха
Увлажнение воздуха
Обеззараживание воздуха
Согревание воздуха
Восприятие
запахов (орган обоняния).
Слайд 9Носоглотка соединяет носовую полость и гортань
Слайд 11Гортань – орган голосообразования.
В узкой части гортани находятся голосовые связки.
Слайд 12Трахея и бронхи – органы нижних дыхательных путей.
Трахея
Строение: широкая трубка,
состоящая и хрящевых полуколец с мягкой стороны, обращенной к пищеводу.
Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием.
Функции: свободное прохождение воздуха в легкие, выведение пыльцевых частиц из легких в глотку.
Бронхи
Строение: ветвящиеся трубки более мелкого диаметра. Состоят из хрящевых колец, которые защищают их от спадания во время вдоха.
Функции: Поступление воздуха к альвеолам легких.
Слайд 13Легкие занимают все свободное пространство в грудной полости. Расширенная часть
легких прилегает к диафрагме. Общая поверхность легких 100 м2.
Слайд 14Лёгочная плевра
Каждое легкое одето оболочкой - легочной плеврой. Грудную
полость тоже выстилает оболочка – пристеночная плевра. Между пристеночной и
легочной плеврой узкая щель – плевральная полость, заполненная тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха.
Слайд 15Легкие человека состоят из мельчайших легочных пузырьков – альвеол.
Альвеолы густо
оплетены сетью кровеносных сосудов – капилляров. Образованы альвеолы эпителием, который
выделяет специальную жидкость, тончайшей пленкой выстилающую альвеолу. Ее функции: уменьшает поверхностное натяжение и не дает альвеолам смыкаться; убивает микробов, проникших в легкие.
В альвеолах осуществляется газообмен между кровью и окружающим воздухом путем диффузии.
Слайд 16Биологический диктант
Гортань
Трахея
Альвеолы
Плевра
Носовая полость
Надгортанник
Слайд 17Синквейн со словом «НОС»
1. Носовая полость
2. Длинная, воздухоносная
3. Дышать, очищать,
увлажнять
4.Проводит воздух в носоглотку.
5. Отдел дыхательной системы
Слайд 18Рефлексия
1.Сегодня на уроке я работал активно/ пассивно.
2. Своей работой
я доволен/ не доволен.
3. За урок я устал/ не устал.
4.
Материал урока был понятен/ не понятен; интересен/ скучен.
Слайд 19Домашнее задание:
§ 23, 24 (с. 107-108), задание 1, 2
на с. 67 тетради; составить синквейн со словом «лёгкие».
Спасибо за
урок!