Слайд 1Александр Сергеевич Пушкин «Зимняя дорога», «Зима! …крестьянин. Торжествуя…»
Выполнила учитель начальных
классов МАОУ «Лицей №62»
И.И. Майорова
Слайд 3Мария Алексеевна Ганнибал
Первая наставница Пушкина в русском языке. В ее
сельце Захарьине он слышал песни, видел хороводы и другие народные
увеселения. Ранние детские впечатления отразились в первых произведениях Пушкина: поэмах «Монах», 1813; «Бова», 1814; и в лицейских стихотворениях «Послание к Юдину»,1815, «Сон», 1816.
Слайд 4Арина Родионовна – няня поэта
Интерес будущего поэта к народному творчеству
окреп благодаря няне Арине Родионовне. Она знала бесчисленное количество поговорок,
пословиц, песен и сказок и охотно сообщала их своему питомцу.
Слайд 5Семья поэта
Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г.
в Москве в небогатой дворянской семье.
Умер29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург
Надежда Осиповна Ганнибал
майор Сергей Львович
Пушкин
Семья (кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества.
Слайд 6Юность поэта
Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе. Картина И. Репина (1911)
В
12 лет, получив начатки домашнего воспитания, Александр был отвезен учиться
в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом.
Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта.
В лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений. Его вдохновляли французские поэты XVII—XVIII веков, с творчеством которых он познакомился в детстве, читая книги из библиотеки отца.
Слайд 7Молодость
Из лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 года в чине коллежского
секретаря и определён в Коллегию иностранных дел.
Впрочем, чиновничья служба мало
интересует поэта, и он окунается в бурную петербургскую жизнь: он становится постоянным посетителем театра, принимает участие в заседаниях литературного общества «Арзамас», в 1819 вступает в члены литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа». Не принимая участия в деятельности первых тайных организаций, Пушкин тем не менее связан дружескими узами со многими активными членами декабристских обществ, пишет острые политические эпиграммы и сочиняет проникнутые идеалами свободы стихи
Слайд 8А.С. Пушкин «Зимняя дорога»
Версты - ВЕРСТА, русская мера длины, равная
500 саженям (1,0668 км). До 20 в. существовала межевая верста
(1000 саженей; 2,1336 км), употреблявшаяся для межевания и определения расстояний между населенными пунктами.
Одне – одни.
Борзая – быстрая, резвая.
Ямщик – человек - кучер на ямских, почтовых лошадях. Жили при ямах, селениях на почтовом тракте.
Слайд 9Зима!.. Крестьянин, торжествуя,..
Дровни – крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов.
Бразды –
борозды, следы от полозьев на снегу.
Кибитка – крытый экипаж, повозка.
Ямщик – возница,
кучер на почтовых, ямских лошадях.
Облучок – толстая деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней.
Тулуп – долгополая меховая шуба (преим. овчинная, заячья).
Кушак – пояс, обычно широкий, матерчатый.
Салазки – маленькие деревянные ручные санки.
Слайд 10Три вида рифмы – три разных образа
Задание: какой рифмой Пушкин
пользуется в первом четверостишии? Во втором? В третьем? В заключительном
двустишии? Сопоставьте содержание картины, чувство и ритм. Сделайте вывод.
Слайд 11Вывод
В этом стихотворном отрывке перед нами, как мы выяснили, три
картины, героями которых являются разные “лошадки”. Для каждой картины поэт
выбрал свою рифму. Для первой лошадки, которая “плетётся …как-нибудь”, поэт выбрал перекрёстную рифму, может быть, чтобы подчеркнуть вялую монотонность её шага. Вторая лошадка несётся, летит – и поэт выбирает парную рифму для передачи её энергичного бега. Третья “лошадка” – дворовый мальчик – не плетётся монотонно, как первая лошадка, и не летит, как вторая, но бегает свободно, как хочет. Для создания этой картины автор использует охватную рифму, чтобы передать свободу передвижения. Последнее двустишье написано парной рифмой, которая сообщает строфе энергичный, подводящий итоги, характер.