Слайд 1Анализ программ дошкольного образования в соответствии с ФГТ
Гаврилова Елена Николаевна,
старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования БОУ ДПО «ИРООО»
Слайд 2Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования
В настоящее время примерной
основной общеобразовательной программой дошкольного образования является программа «Успех»
Слайд 3Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования
В отсутствии других примерных основных
общеобразовательных программ образовательному учреждению весьма сложно сделать выбор образовательных программ
(комплексных и парциальных), а также методических пособий и технологий, необходимых для разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГТ.
Слайд 4Процедура государственной экспертизы программ дошкольного образования
До 2005 года существовала процедура
государст-венной экспертизы программ дошкольного образова-ния.
С 2005 года в соответствии
с приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2005 г. № 107 «Об экспертизе учебников» процедура экспертизы изменилась. Экспертизе подлежат только учебники, используе-мые в образовательном процессе ОУ.
Слайд 5Процедура государственной экспертизы программ дошкольного образования
Программы воспитания, обучения и развития
детей дошкольного возраста и методические пособия, используются в образовательном процессе
образовательных учреждений без рекомендаций Минобрнауки России. Поэтому сегодня нет ни одной программы, имеющей гриф Министерства.
Слайд 6Процедура государственной экспертизы программ дошкольного образования
В настоящее время ведется разработка
проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Важно, что
в данный законопроект включены положения о наделении Министерства образования и науки Российской Федерации полномочиями по утверждению перечня соответствующих примерных основных образовательных программ. Данный перечень будет утверждаться по результатам экспертизы таких примерных программ.
Слайд 7Процедура государственной экспертизы программ дошкольного образования
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «Успех» и другие комплексные программы дошкольного образования, авторские коллективы
которых в настоящее время корректируют свои программы, дорабатывают их на предмет соответствия ФГТ («Радуга», «Из детства в отрочество», «Детский сад – дом радости» и др.) для включения в указанный перечень также будут обязаны пройти экспертизу.
Слайд 8Процедура государственной экспертизы программ дошкольного образования
Таким образом, любое дошкольное учреждение
для разработки своей основной образовательной программы дошкольного образования сможет выбрать
примерную основную образовательную программу дошкольного образования только из числа тех, которые включены в указанный перечень, утвержденный приказом Министерства.
Слайд 9Процедура государственной экспертизы программ дошкольного образования
Законопроект «Об образовании в Российской
Федерации» проходит сейчас широкое общественное обсуждение. После его утверждения и
вступления в силу будут разработаны и утверждены нормативные правовые акты, определяющие требования к проведению экспертизы примерных основных общеобразовательных программ.
Слайд 10Процедура государственной экспертизы программ дошкольного образования
До введения такой экспертизы и
утверждения на ее основе перечня примерных основных общеобразова-тельных программ ни
одной комплексной программе дошкольного образования (существующих или вновь созданных) не может официально быть присвоен статус примерной основной общеобразовательной программы.
Слайд 11Процедура государственной экспертизы программ дошкольного образования
На переходном этапе ДОУ должны
внимательно и целенаправленно отслеживать информацию о корректировке существующих программ и
разработке новых, критически и аналитически изучать предлагаемые материалы.
Слайд 12Анализ программ дошкольного образования
Концептуальные основы современной системы дошкольного образования определяются
Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Разработка указанных требований актуализирует необходимость анализа реализуемого содержания комплексных вариативных программ, наиболее востребованных в сфере дошкольного образования.
Анализ позволил выявить как положительные стороны, так и недостатки по всем образовательным областям.
Слайд 13«Физическая культура»
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей
формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической
культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
Слайд 14«Физическая культура»
развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
формирование
у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Слайд 16«Физическая культура»
«Из детства в отрочество»
Слайд 18«Физическая культура»
«Программа под ред. М. А. Васильевой »
Слайд 19«Физическая культура»
«Школа 2100 »
Слайд 20«Физическая культура»
«Детский сад – Дом радости »
Слайд 21«Физическая культура»
Выводы:
В программе «Радуга» не указаны физические качества, в ОС
«Школа 2100» частично.
Во всех программах, кроме под ред. М.А. Васильевой
третья задача представлена частично.
Слайд 22«Здоровье»
Содержание образовательной области «Здоровье» (согласно ФГТ) направлено на достижение целей
охраны здоровья детей и формирование культуры здоровья через решение следующих
задач:
Слайд 23«Здоровье»
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование
начальных представлений о здоровом образе жизни.
Содержание всех образовательных программ полностью
соответствует ФГТ, в программе под ред. М.А. Васильевой первая задача представлена частично
Слайд 24«Безопасность»
Анализируя соответствие задач, объединённых в образовательной области «Безопасность» содержанию
вариативных программ можно отметить:
Слайд 26«Безопасность»
«Из детства в отрочество»
Слайд 28«Безопасность»
«Программа под ред. М. А. Васильевой »
Слайд 30«Безопасность»
«Детский сад – Дом радости »
Слайд 31«Безопасность»
Выводы:
В программе «Радуга» первая задача представлена частично, в программе по
ред. М.А. Васильевой – отсутствует.
В программах «Из детства в отрочество»
и «Детский сад-дом радости» вторая задача представлена полностью, в других – частично или отсутствует.
Третья задача не представлена в ОС «Школа 2100» и «Детский сад-дом радости», в других программах – частично.
Четвертая задача есть в «Из детства в отрочество» и ОС «Школа 2100», в других программах – нет.
Слайд 32«Социализация»
В ФГТ впервые определена такая образовательная область как «Социализация»,
содержание которой осваивается в ходе решения задач:
развитие игровой деятельности детей;
приобщение
к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Слайд 33«Социализация»
Социализация в педагогике понимается как процесс усвоения и активного
воспроизве-дения человеком социального опыта, овладе-ния навыками практической и теоретической деятельности,
преобразования реально существующих отношений в качества лич-ности; осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и др.).
Слайд 34«Социализация»
Содержание и пути решения третьей задачи требует комментариев. Проблема
учёта гендерных (социально-биологических и половых) различий в образовательном процессе периодически
возникает как в психологии, так и в педагогике. Учёными рассматриваются пять различий: на генетическом, физическом, когнитивном, психологическом уровне и уровне общения.
Слайд 35«Социализация»
Гендерное воспитание - комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя
биологические, психологические и социальные аспекты. При этом роль биологических различий,
в том числе гормональных, центрально-нервных, морфологических, не отрицается, но уходит на второй план. В педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического аспекта понимания слова «пол».
Слайд 36«Социализация»
В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек
и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как
явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.
Слайд 37«Социализация»
Очевидно, что реализация содержания задачи требует от педагогов овладения
новыми способами профессиональной деятельности (например: общения, мотивации и организации деятельности
детей).
Слайд 38«Социализация»
Проведенный анализ содержания задач социализации детей в вариативных программах
с точки зрения соответствия Федеральным государственным требованиям выявил следующее:
Содержание всех
образовательных программ полностью соответствует ФГТ
Слайд 39«Труд»
В соответствии с ФГТ содержание образова-тельной области «Труд» направлено на
достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих
задач:
Слайд 40«Труд»
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других
людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его
роли в обществе и жизни каждого человека.
Слайд 42«Труд»
«Из детства в отрочество»
Слайд 44«Труд»
«Программа под ред. М. А. Васильевой »
Слайд 46«Труд»
«Детский сад – Дом радости »
Слайд 47«Труд»
Выводы:
В программе «Из детства в отрочество» первая задача решается только
в семье, нет - в ОС «Школа 2100».
В Программе под
ред. М. А. Васильевой вторая задача представлена частично, в программе «Из детства в отрочество» и ОС «Школа 2100» - нет.
В программах «Из детства в отрочество», под ред. М. А. Васильевой, «Школа 2100» третья задача представлена частично.
Слайд 48«Познание»
Содержание образовательной области «Познание», согласно ФГТ направлено на достижение целей
развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение
следующих задач:
сенсорное развитие;
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Слайд 49«Познание»
Наиболее эффективными средствами развития познавательного интереса, как известно, являются проблемно-поисковые
ситуации, экспериментально-исследовательская, продуктивная конструкторская деятельность. Основу интеллектуального развития ребёнка составляют
сенсорные эталоны (цвет, форма, величина) и действия по их использованию.
Слайд 51«Познание»
«Из детства в отрочество»
Слайд 53«Познание»
«Программа под ред. М. А. Васильевой »
Слайд 55«Познание»
«Детский сад – Дом радости »
Слайд 56«Познание»
Выводы:
Содержание всех образовательных программ, в основном, соответствует ФГТ.
В «Программе»
под ред. М. А. Васильевой вторая задача частично соответствует ФГТ;
В
программе «Детство» четвертая задача частично соответствует ФГТ.
Слайд 57«Коммуникация»
Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест
в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в
речевом становлении ребёнка.
Данное направление представлено в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательной областью «Коммуникация», содержание которой направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
Слайд 58«Коммуникация»
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи
детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной
речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Слайд 59«Коммуникация»
Проведённый анализ содержания задач речевого развития детей в вариативных программах
с точки зрения соответствия Федеральным государственным требованиям выявил следующее:
во всех
анализируемых программах задачи развития речи детей представлены в полной мере, знания и умения детей в области родного языка достаточно детализированы, в основе выделения речевых задач – учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Слайд 60«Чтение художественной литературы»
Содержание образовательной области, согласно Федеральных государственных требований, направлено
на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии)
книг.
Традиционно данный раздел программ предусматривал работу по ознакомлению детей с художественной литературой различными методами, ведущим из которых был метод чтение художественных произведений (по книге или наизусть). В Федеральных государственных требованиях отмечается отождествление понятий «чтение» и «восприятие».
Слайд 61«Чтение художественной литературы»
Реализация содержания образовательной области «Чтение художественной литературы» предусматривает
решение следующих задач:
формирование целостной картины мира, в том числе первичных
ценностных представлений;
развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Слайд 62«Чтение художественной литературы»
Следует отметить, что чтение по отношению к детям
дошкольного возраста – условное понятие. Взрослый является своего рода посредником
между ребёнком и книгой, поэтому именно педагог формирует круг детского чтения. Данное обстоятельство учитывается при определении содержания работы по ознакомлению с художественной литературой детей дошкольного возраста во всех вариативных программах.
Слайд 63«Чтение художественной литературы»
«Радуга»
Слайд 64«Чтение художественной литературы»
«Из детства в отрочество»
Слайд 65«Чтение художественной литературы»
«Детство»
Слайд 66«Чтение художественной литературы»
«Программа под ред. М. А. Васильевой»
Слайд 67«Чтение художественной литературы»
«Школа 2100»
Слайд 68«Чтение художественной литературы»
«Детский сад – Дом радости »
Слайд 69«Чтение художественной литературы»
Выводы:
Первой и третьей задач нет в программах «Радуга»
и «Программа» под ред. М. А. Васильевой
Слайд 70«Художественное творчество»
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования в образовательной области «Художественное творчество» выделены основные 3
задачи:
Слайд 71«Художественное творчество»
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
развитие детского творчества;
приобщение к изобразительному искусству.
Слайд 72«Художественное творчество»
Традиционно, согласно теории и методики развития детского изобразительного творчества
во многих программах в области художественного развития дошкольников выделялся раздел
«Конструирование». В ФГТ конструирование как вид детской деятельности отнесен к образовательной области «Познание».
Слайд 73«Художественное творчество»
На наш взгляд, содержание всех образовательных программ
полностью соответствует ФГТ, кроме ОС «Школа 2100» (нет первой и
второй задач).
Слайд 74«Музыка»
В образовательной области «Музыка» выделены 2 задачи:
развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение
к музыкальному искусству.
Содержание всех образовательных программ полностью соответствует ФГТ,
кроме ОП «Радуга» (нет первой задачи) и ОС «Школа 2100»(первая задача представлена частично)