Разделы презентаций


Артикуляционная гимнастика

Содержание

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Слайд 2Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление

мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов,

участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика бывает двух видов:
пассивная – взрослый выполняет за ребенка упражнения,
активная – ребенок самостоятельно выполняет
упражнения.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и

Слайд 31. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей

навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по

3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза

Слайд 45. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно,

второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же

ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и

Слайд 5
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 2.

Взрослый показывает выполнение упражнения. 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует

выполнение. 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.


Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.   2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

Слайд 61. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. 2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание

губ вперед длинной трубочкой. 3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты

в естественном
прикусе и видны. 4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. 5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ. 6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для губ

1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.  2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной

Слайд 71. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы

зубами. 2. Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть

губы в улыбку. 3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 4. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.   2. Улыбка - Трубочка.

Слайд 86. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот.

Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук

"поцелуя". 7. Уточка. Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. 8. Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. 9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения,

Слайд 91. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 2. Сытый хомячок. Надуть обе

щеки, потом надувать щеки поочередно. 3. Голодный хомячок. Втянуть щеки. 4.

Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.   2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки

Слайд 101. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней

губе. 3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 4. Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 5. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 6. Трубочка (Пирожок). Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. 7. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Статические упражнения для языка

1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.   2. Лопаточка.  Рот

Слайд 111. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого

языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 2.

Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. 3. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 4. Футбол (Спрячь конфетку). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. 5. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. 6. Катушка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

Динамические упражнения для языка.

1. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога

Слайд 127. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и

сильно, тянуть подъязычную связку. 8. Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к

нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. 9. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. 10. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. 11. Оближем губки. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

7. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Слайд 131. Трусливый птенчик. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись

уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев.

Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично. 2. Акулы. На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений. 3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом. 4. Обезьяна. Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку. 5. Сердитый лев. Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на

Слайд 146. Силач. Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который

надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы

под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. 7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться. 8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). 9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка. 10. Дразнилки. Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.
6. Силач. Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом

Слайд 1511. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки: ааааааааааааа яяяяяяяяяяяяяя (расстояние

между зубами в два пальца); ооооооооооооо
12. Произнесите гласные звуки с голосом: аaaaaaaaaaaaa яяяяяяяяяяяяяя

ооооооооооооо 13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе: аааааэээээ иииииааааа ооооояяяяя аааааииииииооооо иииииээээээааааа и т.д. Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным. 14. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки: ааааааааааааа яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

Слайд 161. Позевывать с открытым и закрытым ртом. Позевывать с широким открыванием

рта, шумным втягиванием воздуха. 2. Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко

открытым ртом, с силой сжимая кулаки. Покашливать с высунутым языком. 3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой. Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром). 4. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков). Глотать капли воды, сока. 5. Надувать щеки с зажатым носом. 6. Медленно произносить звуки к, г, т, д. 7. Подражать: - стону, - мычанию, - свисту.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

Слайд 178. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на

затылке ребенка. Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на

лбу ребенка. Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук. 9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта. 10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке. 11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук "и" отделяется от звука "а" паузой. 12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка. Опускать голову с преодолением сопротивления.

Слайд 18Упражнения с шариком
Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см,

веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на

узел. 1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево. 2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно). 3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально. 4. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку". 5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его. 6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке. 7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

Упражнения с шариком Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в

Слайд 19Упражнения с ложкой
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить

к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево

и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой. 2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз. 3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть. 4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку. 5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык. 6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки. 7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки. 8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз. 9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно). 10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения с ложкой 1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в

Слайд 20Упражнения для языка с водой "Не расплескай воду"
1. Язык в форме

глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена

соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз. 2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз. 3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.
Упражнения для языка с водой

Слайд 21Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика