Учителя начальной школы испытывают трудности в осознании новых целей начального образования, отсюда слабая ориентировка в широком арсенале учебных средств, неумение работать в нестандартной учебно-практической ситуации.
Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.»
(Л.Выготский).
Актуальность данного проекта
подтверждается следующими противоречиями:
1. Между необходимостью индивидуального подхода к учащимся и невозможностью осуществления этой задачи в рамках традиционного урока.
2. Между увеличением объема учебного материала, интенсивностью обучения и низким уровнем учебной мотивации учащихся.
3. Между новыми возможностями, предоставляемыми современными педагогическими технологиями и трудностью их интегрирования в учебный процесс.
Я предполагаю, что проектная деятельность учащихся
будет способствовать формированию ключевых компетенций,
если: будет желание учителя использовать данную технологию;
учащиеся будут мотивированы на занятия проектной
деятельностью; будут определены критерии развития
ключевых компетенций; будет проведена
диагностика сформированности данных компетенций при
осуществлении проектной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность будет
способствовать созданию среды для формирования и развития
ключевых компетенций у младших школьников, создаст
положительную мотивацию для самообразования.
Овладение новыми педагогическими технологиями с целью формирования ключевых компетенций у младших школьников путем привлечения их в проектную и исследовательскую деятельности.
Изучить и применять новые педагогические технологии;
Развивать познавательную активность у учащихся;
Повышать свой образовательный уровень;
Изучить методическую литературу по данной теме;
Обобщать и распространять свой педагогический опыт.
Наблюдение – метод познания, состоящий в целенаправленном восприятии реальных объектов.
Эксперимент – метод познания, предполагающий целенаправленное изменение объекта для получения знаний, которые не возможно выявить в результате наблюдения.
Сравнение – это способ познания посредством установления сходства или различия объектов.
Индивидуальная самостоятельная работа.
Групповая дискуссия.
Беседа.
Анализ конкретных ситуаций.
Создание проблемных ситуаций.
Мини-опрос.
Ролевые игры.
Рефлексивный анализ самооценка.
Выступление на Методическом совете школы по теме.
«Формирование ключевых компетенций младших школьников
через проектно-исследовательскую деятельность» (презентация).
Письменный отчёт об экспериментальной работе.
Сроки
2014-2017 годы
Структура проектной деятельности
Содержание
Функции
Результаты
Замысел
Планирование
Подготовка и проведение исследования
Оформление и проверка результатов
Расширение и углубление предметных знаний:
-знания о структуре проектной и исследовательской деятельности;
-умение выдвигать и обосновывать гипотезы;
-выполнять эксперимент;
-умение представлять результаты проектной деятельности и эксперимента
Познавательная
Рефлексивная
Развивающая
Воспитывающая
2014-2015 уч. год – подготовительный,
проектировочный
Цель: сбор, анализ и структурирование информации о системе формирования ключевых компетенций младших школьников.
(Изучение зарубежного и отечественного опыта компетентностного образования. Разработка набора ключевых компетенций учащихся как прогнозируемого результата обучения. Разработка тематического поля проектно-исследовательской деятельности).
2015-2016 уч. год – практический,
контрольно-коррекционный
Цель: внедрение и апробация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.
(Создание проектов учащимися совместно с учителями и родителями. Разработка пакета методических рекомендаций по организации работы над проектом для педагогов и учащихся. Презентация лучших проектных работ).
2016-2017 уч. год – заключительный
Цель: обобщение опыта организации проектно-исследовательской деятельности как основы для формирования ключевых компетенций учащихся, внедрение апробированной системы проектно-исследовательской деятельности в образовательный процесс.
(Анализ экспериментальной работы. Анализ и использование созданных методических разработок для совершенствования обучения учащихся).
2 класс
слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
вести рассказ от начала до конца;
творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
работать с книгами, уметь выбрать материал с определённой целью.
3 класс
наблюдать и фиксировать значительное и существенное в опытной работе;
выполнять опыты ,эксперименты подробно и выборочно;
выделять главный этап;
делать выводы из фактов, совокупности фактов;
выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
4 класс
переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
конструировать знания;
систематизировать информацию;
пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
высказывать содержательно свою мысль, идею;
формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
Использование проектно-исследовательской деятельности в младших классах позволит учителям:
- стимулировать практическую деятельность учащихся, способствуя формированию всего набора компетенций;
- конструировать учебный процесс на основе индивидуального стиля деятельности учащихся.
Интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.
Умение работать с информацией.
Опыт целеполагания.
Ребёнок приобретает опыт планирования.
Расширение кругозора.
Развитие мышления.
Развитие эмоциональной сферы.
Опыт публичного выступления.
Учащиеся должны знать:
- понятия: проблема, тема, актуальность, цель, задачи, объект, предмет;
- механизм самостоятельного получения знаний;
- способы поиска информации в справочной литературе.
Учащиеся должны уметь:
- осознавать проблему;
- вырабатывать первоначальные идеи, выбирая из них лучшую;
- находить информацию в справочной литературе;
- сопоставить информацию, полученную из разных источников;
- составлять текст выступления.
Хоть выйди ты не в белый свет
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Николай Рыленков
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть