Слайд 1Элективный курс "Основы журналистики"
Слайд 2О светлом будущем заботятся политики,
о светлом прошлом – историки,
о
светлом настоящем – журналисты.
Жарко Петан
Слайд 3«Газета» - итальянское слово.
“Gazzeta” – называлась ценная мелкая монета, составляющая
цену письменного сообщения о какой-либо торговой новости.
Слайд 4Список первых в мире ежедневных газет
Слайд 5Права журналиста:
Искать, запрашивать, получать распространять информацию, получать доступ к
документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющих
государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
Копировать, публиковать, оглашать или иным образом воспроизводить документы и материалы.
Слайд 6-Вести записи, в том числе с использованием аудио-видеотехники.
- Проверять достоверность
сообщаемой ему информации.
- Излагать свои личные суждения и и оценки
в сообщениях и материалах.
Слайд 7Обязанности журналиста
1) соблюдать устав редакции;
2) перед передачей массовой аудитории информации
проверять ее достоверность;
3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании
на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;
4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;
5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;
Слайд 86) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить
их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и
фотосъемки;
7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;
8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;
9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.
Слайд 9Техника беседы корреспондента
1. Важно оперировать простыми, ясными и точными понятиями,
2.
Следует вести аргументацию по отношению к собеседнику корректно:
а) открыто признавать
правоту собеседника, если он прав;
б) продолжать оперировать только теми аргументами, которые приняты собеседником;
в) сначала отвечать на доводы собеседника, а потом приводить собственные суждения;
г) проявлять вежливость и такт.
3. Необходимо учитывать сложность восприятия новой для собеседника информации:
а) избегать простого перечисления фактов, показывать значение того или иного события;
б) соизмерять темп аргументации с особенностями темперамента собеседника.
4. Следует не забывать, что «излишняя» убедительность вызывает отпор со стороны собеседника, а 1 - 2 ярких довода достигают большего эффекта.
Слайд 105. Можно использовать специальные приемы аргументации:
а) метод перелицовки — подведение
собеседника к изменению точки зрения путем поэтапного прослеживания решения проблемы
вместе с ним;
б) метод «салями» — подведение собеседника к согласию с вами путем достижения единства мнений сначала в главном, а затем в необходимых Для полного согласия частностях;
в) метод расчленения — разделение аргументов собеседника на верные, сомнительные и ошибочные с последующим доказательством несостоятельности его общей позиции;
г) метод положительных ответов — такое построение разговора, когда собеседник на ваши первые вопросы отвечает «Да, да, да», а потом продолжает соглашаться с вами уже и по более существенным вопросам;
д) метод классической риторики — вы соглашаетесь с высказываниями собеседника, а потом внезапно опровергаете все его построения с помощью одного сильного аргумента (применяется в случае излишней агрессивности партнера);
е) метод замедления темпа — умышленно медленное проговаривание слабых мест в аргументации партнера;
ж)метод двусторонней аргументации — указание как на преимущества, так и на слабые стороны предлагаемого вами решения.
Слайд 11Журналистское произведение строится
на оптимальном соотношении понятийного и образного, чувственного
(эмпирического) и рационального, монологической и диалогической форм изложения.
Композиционная структура:
а) экспозиция,
или ввод в проблему;
б) постановка проблемы, предусматривающая сопоставление, по крайней
мере, двух противоположных точек зрения на описываемое событие (аналог завяз
ки сюжета); "
в) аргументация, доказывающая истинность «тезиса» и опровергающая «анти
тезис» (эквивалент развития действия);
г) рекомендация, своего рода «синтезис», производное от сопоставления «тезиса» и «антитезиса» (как эквивалент «кульминации»);
д) обобщенная оценка (как эквивалент «развязки»),
Слайд 12Принципы верстки
1.
Перед версткой полос прикинуть, какие статьи и фотографии на них
разместить.
2. Осознать все проблемы.
3. Определить объем и формат основного текста и фотографии.
4. Сделать фотографию крупнее, не допускать, чтобы другие иллюстрации забивали ее.
5. Снимки надо помещать посреди текста.
6. Заголовок основной статьи должен быть на 40 % крупнее других заголовков полосы.
7. Важно, чтобы между статьями, расположенными вертикально и горизонтально было напряжение, контраст.
8. Не следует располагать статьи с заголовками одинаковой ширины друг над другом.
9. Не надо выстраивать заголовки в одну линию
10. Все время важно изучать другие газеты.
Слайд 13Интервью с помощником судьи
Нагоевой З.Р.
Интервью с мировым судьей
Меретуковой Р.А.
Наши
дела
Слайд 14Встреча с работниками редакции «Заря»
Слайд 15Ашхамахова Ж.
Зав. Отдела по делам молодежи
Беседа с зам.
главного редактора
Тхайшаовым Т.