Слайд 1Эмоциональное развитие детей.
Слайд 2Эмоции являются первым проявлением психики в онтогенезе, основой психосоматического здоровья,
фундаментом мотивации и творческой активности. С помощью эмоций и чувств
ребенок сигнализирует взрослым о своем самочувствии, желаниях, нуждах.
Слайд 3 Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное
внимание в отличие от его интеллектуального развития, хотя эмоции воздействуют
на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Слайд 4Современные дети стали все чаще
испытывать так называемую
эмоциональную усталость.
Слайд 5
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти
и стрессы.
Слайд 6
Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным
показателем психического состояния, благополучия, возможных перспектив развития, а так же
его здоровья.
Слайд 7 Ошибки семейного воспитания, эмоциональные перегрузки с раннего возраста
блокируют у ребенка эмоциональное самовыражение, что приводит к возникновению неврозов,
фобий, дезадаптивных форм поведения.
Слайд 8Эмоции выполняют регулирующую и охранную функции.
Слайд 9 Эмоции являются источником радости и сострадания, а жизнь
без эмоций, как положительных, так и отрицательных, пресна и бесцветна.
Слайд 10
Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются
и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами.
Слайд 11Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и
сверстниками.
Слайд 12Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то
он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка,
доброжелательное отношение к другим людям.
Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение.
Слайд 13Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение
привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к
появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние).
Когда ребенок начинает рисовать себя в трудных ситуациях или просто рисует страшные сны, это сигнал о неблагополучном эмоциональном состоянии.
Слайд 14Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.
Эмоции
и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.
При специально
организованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки).
Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.
В процессе выполнения совместных трудовых дел (уборка комнаты) развивается эмоциональное единство семьи.
Слайд 15Характеристики эмоциональной сферы в дошкольном возрасте:
• Эмоциональные процессы более управляемы;
•
Развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым) ;
• Происходит
переход от желаний, направленных на предмет, к желаниям, связанным с представлениях о предмете, его свойствах и получением конечного результата;
• Самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха, но к моменту обучения в школе уровень самооценки снижается;
• Появляется способность оценивать свое поведение.
Слайд 16Задачи развития эмоциональной сферы дошкольников:
• Научить детей понимать эмоциональные состояния
свои и окружающих их людей;
• Дать представления о способах выражения
собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово) ;
• Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Слайд 17МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
• Ролевые игры (игры-драматизации) ;
•
Психогимнастические игры;
• Коммуникативные игры;
• Творческие игры и упражнения;
• Упражнения на
выражение эмоций и эмоциональный контакт;
• Релаксация;
• Элементы психологического тренинга.
Слайд 18Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение.