Слайд 1Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Гасанова
Р.Х., профессор, к.п.н., заведующий кафедрой дошкольного и предшкольного образования
Слайд 2Закон РФ «Об образовании»
п. 6.2 ст.9
«Устанавливаются федеральные государственные требования
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее
реализации»
Слайд 3ФГОС
ФГТ
- структура
- условия
- результативность
- структура
- условия
Слайд 4
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23 ноября
2009 года № 655
«Об утверждении и введении в действие
Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Слайд 5На основе ФГТ разрабатываются:
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Слайд 6Концептуальные основы федеральных государственных требований:
развивающее образование, целью которого является
развитие ребенка.
Основные направления развития:
физическое;
социально-личностное;
познавательно-речевое;
художественно-эстетическое.
Слайд 7Содержание дошкольного образования представляет собой совокупность образовательных областей:
Здоровье
Физическая культура
Безопасность
Социализация
Труд
Познание
Коммуникация
Чтение художественной
литературы
Художественное творчество
Музыка
Слайд 8Образовательная область «Здоровье»
Слайд 9
Цель: охрана здоровья детей и формирование основ культуры здоровья.
Задачи:
сохранение
и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Слайд 10Образовательная область
«Физическая культура»
Слайд 11Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям
физической культуры, гармоничное физическое развитие.
Задачи:
развитие физических качеств (скоростных, силовых,
гибкости, выносливости и координации);
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Слайд 12Образовательная область «Безопасность»
Слайд 13Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического
сознания (безопасности окружающего мира).
Задачи:
- формирование представлений об опасных для человека
и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Слайд 14Образовательная область «Социализация»
Слайд 15Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в
систему социальных отношений.
Задачи:
- развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным
общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Слайд 17Цель: формирование положительного отношения к труду.
Задачи:
- развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и
его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Слайд 18Образовательная область «Познание»
Слайд 19
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей.
Задачи:
сенсорное
развитие;
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
формирование элементарных математических
представлений;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Слайд 20Образовательная область «Коммуникация»
Слайд 21Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи:
-
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов
устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Слайд 22Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Слайд 23Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
Задачи:
формирование
целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
развитие
литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Слайд 24Образовательная область «Художественное творчество»
Слайд 25
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности
детей в самовыражении.
Задачи:
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд);
развитие детского творчества;
приобщение к изобразительному искусству.
Слайд 26Образовательная область «Музыка»
Слайд 27
Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:
развитие музыкально-художественной
деятельности;
приобщение к музыкальному искусству.
Слайд 28Основанием, по которым составлялся перечень образовательных областей, является деятельностный подход
Деятельностный подход в обучении – подход, который состоит в том,
что в результате учения обучаемый приобретает знания, необходимые для овладения практическими и исследовательскими умениями, которые заданы целями обучения
(Дошкольное образование.
Словарь терминов, с. 73)
Слайд 29 Деятельность – одно из центральных понятий отечественной психологии, подчеркивающий
активный характер взаимодействия с окружающей действительностью, в ходе которого происходит
изменение в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена
(Дошкольное образование.
Словарь терминов, с. 73)
Слайд 30 Ведущая деятельность– деятельность, которая в главном и основном определяет
психическое развитие ребенка в определенный возрастной период, возникновение и формирование
основных психических преобразований
Младенческий
общение
Дошкольный
Раннее детство
предметная
игровая
Взрослый
трудовая
Школьный
учебная
Слайд 31Каждая образовательная деятельность направлена на развитие какой-либо детской деятельности и
основана на ней:
Физическая культура – двигательная
Социализация – игровая
Труд – трудовая
Познание
– познавательно-исследовательская
Коммуникация – коммуникативная
Чтение художественной литературы – восприятие
Художественное творчество – продуктивная
Музыка – музыкально-художественная
Слайд 32Интеграция образовательных областей
Интеграция – процесс, взаимопроникновение, результат.
Это альтернатива предметного
обучения
Слайд 33Комплексно-тематический принцип планирования:
учебный
предметно-средовый
комплексно-тематический
Строить образовательный процесс по так
называемому «событийному принципу».
Слайд 34Решение программных образовательных задач: в двух формах:
Слайд 35Использование адекватных форм работы с детьми:
игра – ведущий вид
наблюдение
беседа
чтение
речевые и игровые ситуации
экспериментирование
коллекционирование и
др.
Слайд 36Результативность освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяется через понятие
качества как адекватной характеристики развития ребенка в дошкольном возрасте.
Сферы развития
ребенка:
личностные качества
физические качества
- интеллектуальные качества
Слайд 37Планируемые результаты освоения ООП ДО:
промежуточные
итоговые
Слайд 38
Итоговые результаты – это интегративные качества ребенка, которые он приобретает
в результате освоения ООП ДО
Слайд 39Интегративные качества
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Ребенок достиг
максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных).
У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Свмостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Слайд 40 Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире
предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает
вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать ( в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Слайд 41 Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей.
Сопреживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного
искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Слайд 42 Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет
диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
Слайд 43 Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на
основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила
поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том “что такое хорошо и что такое плохо” (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Слайд 44 Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для
решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Слайд 45Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве
(стране), мире и природе. Ребенок имеет представление:
- о себе, собственной
принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
- о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;
- о государстве (в том числе его символах, “малой” и “большой” Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
- о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).
Слайд 46 Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу
и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Слайд 47 Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения
и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для
осуществления различных видов детской деятельности.