Слайд 1Фольклорная лексика домашнего быта
Выполнила: студентка гр. 1нк – 15
Симанова Е.
А.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО «Брянский профессионально –
педагогический колледж»
Слайд 2Изба́ — деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой
местности России, Украины, Белоруссии
Слайд 3«Конёк - охлупень» – оберег дома от злых сил. Конек
вытёсывали из очень толстого дерева, которое выкапывали с корнем, корень
обрабатывали, придавая ему вид конской головы. Коньки смотрят в небо и защищают дом не только от непогоды. Конь в древности был символом солнца, по старинным поверьям, солнце по небу везут крылаты невидимые кони, вот и громоздили на крышу конька, чтобы поддержать солнышко.
Слайд 4Печь делали из глины с добавлением в толщу камней. Русскую
печь использовали для отопления, приготовления пищи людям и животным, для
вентиляции и освещения помещения. Разогретая печь служила постелью для стариков и малышей, здесь же сушили одежду. В теплом устье печи мыли младенцев, а если не было бани, то тут «банились» и взрослые члены семьи. На печи хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок, она лечила - в ней парились при недугах. На лавке, что рядом с печью хозяйка готовила пищу, сюда же складывались вынутые из печи хлеба. Это место в избе называлось «печной угол» или «бабий угол» - от устья печи до передней стены дома - царство женщины
Слайд 5Как бы не располагалась в избе печь (справа или слева
от входа), красный угол всегда находился по диагонали от неё.
В самом углу всегда располагали «божницу» с иконами и лампадой, отчего угол получил ещё название «Святого». «Задний угол» исстари был мужским
Святой угол
Слайд 6Здесь помещали «конник» («кутник») - короткую широкую лавку в форме
ящика с откидной плоской крышкой, в нём хранили инструменты. От
двери он отделялся плоской доской , которой часто придавали форму конской головы. Это было место хозяина. Здесь он отдыхал и работал. Здесь плели лапти, ремонтировали и изготавливали утварь, упряжь, вязали сети.
Слайд 7Самым древним устройством для освещения избы считается «камелёк» - небольшое
углубление, ниша в самом углу печи. В камелёк клали горящую
лучину, хорошо просушенная лучина давала яркий и ровный свет. Лучиной называли тонкую щепку из берёзы, сосны, осины, дуба, ясеня, клёна.
Слайд 8Внутреннее пространство печи – «топка», высотой 1,2-1,4 м, шириной до
1,5 м, со сводчатым потолком и плоским дном – «подом».
Плотно закрывали большой «заслонкой». Прямоугольное отверстие в передней части горнила - «чело», «устье» - плотно закрывали большой «заслонкой» перед устьем устраивали площадку - широкую доску - «шесток»
топка
подом
чело
заслонка
шесток
Слайд 9Ухваты, как и горшки, были разных размеров, поэтому их много
стояло у печи, их берегли и они долго служили людям.
В
народе говорили: «кочерга в печи хозяйка». В старину печная кочерга была одним из символов домашнего очага, дающего пищу и тепло, без которого невозможно семейное благополучие.
Слайд 10«Сундук» – этим словом обозначался большой прямоугольный ящик из пиленых
досок с крышкой на петлях, закрывающийся на замок. В нём
русские люди хранили одежду и ценные вещи. Различные сундучные изделия на протяжении веков составляли важную часть интерьера крестьянских изб, его выставляли на видное место свидетельствуя о богатстве семьи. Сундуки в которых хранили приданное невесты зачастую были очень больших размеров и вносились в дом только единожды - при его строительстве. На руси, когда рождалась девочка, ей тут же начинали готовить приданое – это называлось «нагнетать сундуки».
Слайд 11На Руси полотенца развешивали в избе для праздничного убранства. Их
красочные узоры оживляли ее бревенчатые стены, придавая праздничность, делая жилище
нарядным. Полотенцем окаймляли божницу в красном углу, вешали на окна, зеркала, стены. В старом крестьянском быту полотенцем называли - полотнище белой ткани домашнего производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом.