Слайд 1Подготовила : учитель-логопед
Заикина М.В.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 44
Слайд 3Язык– главная мышца органов речи. И для него, как и
для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Слайд 4Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление
мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциальных движений органов,
принимающих участие в речи.
Слайд 5Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата,
умение синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для
правильного произнесения звуков родного языка.
Слайд 6Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
- благодаря своевременным занятиям
артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха, дети могут
научиться говорить чисто и правильно;
- дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстро преодолеть свои речевые дефекты и укрепить мышцы речевого аппарата;
- артикуляционная гимнастика полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением;
- занятия позволяют детям и взрослым научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Слайд 7Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:
Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, 3-4 раза
в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполнять по 5-7
раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдать определённую последовательность, идти от простых к сложным. Проводить эмоционально, в игровой форме.
Артикуляционную гимнастику выполнять сидя, т.к. в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.
Слайд 9ЛЯГУШКА ИЛИ УЛЫБКА
Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы
в таком положении до счёта «пять», затем вернуть губы в
исходное положение. Повторить 3-4 раза.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Слайд 10СЛОН ИЛИ ТРУБОЧКА
Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать
до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное
положение.
Буду подражать слону!
Губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Слайд 11РАСЧЁСКА
Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами
вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.
С волосами я дружу,
Их в
порядок привожу.
Благодарна мне причёска
А зовут меня … (расчёска).
Слайд 12Накажу непослушный язычок
На губу язык клади,
Пя-пя-пя произноси,
Мышцы расслабляются…
Лопатка
получается
Ты под счёт ее держи…
До пяти.. До десяти…
Слайд 13ЛОПАТОЧКА
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык лопаткой
положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять и под счёт его держать:
Раз,
два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать
Слайд 14Чашечка
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты,
но не касаются зубов.
Язык широкий положи,
его края приподними-
Получилась пиала, почти
круглая она
Слайд 15ЧАСИКИ
Описание упражнения: улыбнуться, открыт рот. Тянуться языком попеременно то к
левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
Тик –
так, тик – так.
Язычок катался так,
словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Слайд 16КАЧЕЛИ
Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» –
опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» –
поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
Слайд 17ЛОШАДКА
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно,
тянуть подъязычную связку.
Я лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу!
Цок-цок-цок.
Если хочешь –
прокачу!
Цок-цок-цок!
Слайд 18ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а
затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем
в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
Улыбнуться, открыть рот, не закрывая рот, облизать языком верхнюю губу, нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.
Блин мы ели с наслажденьем –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.