Слайд 1ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Формирование ИКТ-компетентности первоклассников на этапе их адаптации к школе»
Выполнила: Кривова О.В.,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №23 г.Сызрани
Слайд 2
Актуальность темы обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в
современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже
немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ.
Слайд 3
Актуальность проекта обусловлена необходимостью научно обоснованного подхода к
разрешению противоречий:
между постоянным изменением в образовательном учреждении информационного образовательного
пространства и уровнем компетентности участников образовательного процесса в сфере использования ИКТ;
между возможностью доступа к Интернет-ресурсам и недостаточным вниманием к наполнению компонентов информационного образовательного пространства предметным содержанием, представленным в сети Интернет.
Слайд 4
Цель проекта: формирование ИКТ- компетентности первоклассников на этапе их адаптации
к школе.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1.Изучение
научно-теоретической и методологической литературы по теме исследования.
2. Подбор методов исследования, позволяющих определить уровень и особенности адаптации первоклассников.
3. Осуществление педагогической работы, направленной на выявление особенностей адаптации учащихся первого класса по средствам использования ИКТ.
4. Выявление взаимосвязи мотивационной направленности личности и уровнем ее адаптации.
Слайд 5
Предмет исследования: процесс адаптации первоклассников к школе.
Объект исследования: учащиеся первого
класса ГБОУ СОШ №23.
Слайд 6ПОНЯТИЕ "ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ"
Информационная компетентность - это интегративное
качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации
и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.
Слайд 7КОМПОНЕНТЫ ИКТ
1) когнитивный;
2) ценностно-мотивационный (гносеологический)
3) технико-технологический (технологический);
4) коммуникативный;
5)
рефлексивный.
Слайд 8РАЗДЕЛЫ ИКТ
1) сбор и хранение информации;
2) поиск информации;
3)
восприятие, понимание, отбор и анализ информации;
4) организация и представление
информации;
5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека;
6) планирование информации, коммуникация;
7) моделирование;
8) проектирование;
9) управление.
Слайд 9МОДЕЛЬ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ВКЛЮЧАЕТ
определение информации - способность использовать инструменты ИКТ для
идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
доступ к информации –
умение собирать и /или извлекать информацию;
управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;
интегрирование информации - умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
оценивание информации - умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
создание информации - умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
сообщение информации — способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.
Слайд 10ПОДХОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция,
беседа, работа с учебником и книгой);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация
наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы).
Слайд 11
Работа с конкретными ИКТ на уроках может начаться
уже в первой четверти первого класса и предполагает знакомство учащихся
с цифровыми технологиями:
фиксации (записи) информации;
извлечения записанной информации;
переноса и прямого ввода информации в компьютер;
именования (предалфавитного) объектов; использования имен информационных объектов;
фиксации событий и коммуникации;
создания неалфавитных и алфавитных информационных объектов.
Слайд 12
Содержание образовательной деятельности адаптационного периода ориентировано на знакомство
детей друг с другом, с правилами общения в классном коллективе,
формирование позитивной самооценки за счет осознания ценности имеющихся знаний и умений, развития интереса учащихся друг к другу, к самим себе и окружающему миру и, как следствие, развитие мотивации к активной индивидуальной и групповой познавательной деятельности. Адаптационный период рассматривается как отдельный интегрированный модуль. Его основу составляют короткие учебные проекты, проводимые в первые дни пребывания первоклассников в школе.
Слайд 13
проекты
«Мой бейджик»
«Мое имя»
«Моя семья»
Слайд 14ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ»
Цель проекта: создание мультимедийного продукта, посвященного семье ребенка,
осознание им принадлежности к своей семье, ценности семьи в жизни
человека, воспитание гордости за свою семью.
Продолжительность: 5 ч.
Предметные области: окружающий мир, филология, искусство, технология.
Слайд 15ЧЕМУ РЕБЕНОК МОЖЕТ НАУЧИТЬСЯ, РАБОТАЯ НАД ЭТИМ ПРОЕКТОМ:
уточнить значение
слова «семья», какие близкие люди являются членами семьи;
правильно называть
членов своей семьи и близких родственников;
составлять сообщение о своей семье;
записывать аудиосообщение о своей семье;
набирать на компьютере и красиво оформлять сообщение о своей семье;
рисовать портреты членов своей семьи и сканировать семейные фотографии;
составлять компьютерный альбом о своей семье.
Слайд 16
Что узнает учитель при проведении этого проекта:
с какими членами семьи
происходит основное общение ребенка;
что ценит ребенок в своих близких.
ИКТ-компетентность:
овладение
начальными формами работы с информацией;
понятие о способах передачи информации с помощью различного вида сообщений: рисунка, аудиозаписи, текста;
фиксация информации о себе и своей семье цифровыми средствами.
Слайд 17
Работа над проектом может проходить на разных предметных уроках.
Урок 1.
Окружающий мир. Обсуждение понятия «семья», обсуждение высказываний детей о семье,
обращение (при необходимости) к словарям и другим информационным источникам. Обсуждение материалов, которые можно использовать в проекте.
Урок 2. Изобразительное искусство. Подготовка рисунков. Учитель может предложить разные темы, связанные с семьей, и разные техники выполнения рисунков. Использовать инструменты компьютерной графики пока не целесообразно. Дети еще не владеют ею на таком хорошем уровне, чтобы рисовать любые сюжеты, а некрасивая работа про дорогих людей может принести только разочарование.
Слайд 18
Урок 3. Технология. Сканирование фотографий и рисунков. Поскольку сканер в
кабинете обычно бывает один, эта работа всегда выполняется поочередно. В
это время другие учащиеся могут быть заняты оформлением титула проекта на компьютерах.
Урок 4. Русский язык/Литературное чтение. Составление сообщения о своей семье. Сначала вместе с детьми составляется план, по которому они будут составлять свой рассказ. Затем выполняется аудиозапись сообщения или набор текста (в зависимости от того, чем дети в настоящее время владеют). «Сочинение» может происходить на уроке литературного чтение, а «создание текста» на уроке русского языка.
Слайд 19МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
изучение литературы по формированию ИКТ-компетентности младших школьников;
изучение и
обобщение передового педагогического опыта;
опросы (анкетирование) родителей;
педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение;
сравнение,
обобщение, классификация, систематизация, анализ.
Слайд 20РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА
Материально-технические ресурсы
Учебно-методические ресурсы
Использование современных образовательных технологий в
учебном процессе
Слайд 21ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Формирование ИКТ- компетентности позволит:
адаптировать первоклассников к новым для них
условиям;
усилить мотивацию и дифференциацию обучения;
привить навыки самостоятельной деятельности, т.е. формировать
умение самостоятельно конструировать свои знания и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
повысить познавательный интерес к учебе;
создать условия для самореализации личности в урочной и во внеурочной деятельности.