Слайд 1Формирование оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Подготовила учитель начальных классов
Апханова М.Г.
Слайд 2Оценочную деятельность младших школьников мы рассматриваем как деятельность, сознательно
направленную на регуляцию производимого действия и сличение результатов реализации этого
действия с заданным эталоном; на оценку результата своей деятельности согласно оценочным критериям; на анализ причин, способствующих успеху или неудаче и коррекцию результатов.
Слайд 3 Самооценка начинает формироваться еще в раннем детстве, но
основной период ее становления – школьный возраст. Содержательное самооценивание неразрывно
связано с умением контролировать себя, сравнивать свой результат с правильным, что немаловажно в учебной деятельности. Содержательная самооценка и взаимооценка необходима для того, чтобы сформировать и развивать оценочную деятельность у детей. Эти же составляющие становятся и условием, и результатом сотрудничества между учителем и учеником.
Слайд 4На формирование оценки влияют следующие факторы: мнение родителей, стиль домашнего
воспитания, мнение сверстников, наличие или отсутствие навыков учебной деятельности, оценка
воспитателей и учителей, собственный жизненный опыт.
Слайд 5В организации формирования оценочной деятельности младших школьников можно выделить следующие
места:
интеллектуальные модули, где организуется работа по ознакомлению учеников с
основными понятиями и способами оценивания;
урочная деятельность, где формируется умение оценивать результаты учебной деятельности, исходя из полученного опыта во время интеллектуальных модулей;
внеурочная деятельность, где формируется умение оценивать действия и поступки вне учебной деятельности.
Слайд 6Методические приемы формирования оценочной деятельности:
– В начале урока сообщается детям,
какие важные дела предстоит выполнить;
При подведении итогов урока задаются следующие
вопросы:
-Как, по-вашему, проходил сегодняшний урок?
-Насколько он увлек вас?
-Какие задания вам понравились, а какие – нет?
-Что вы хотите посоветовать учителю?
-К чему каждый из вас стремился? Чего достиг?
-Насколько успешно мы выполнили намеченный план?
-Какие возникли проблемы?
Слайд 7При оценке работы ребенка особое значение придается:
упорству, старанию, труду;
достигнутому успеху;
личной
позиции ученика;
мотиву, побуждению, стремлению;
возможностям ребенка достичь большего результата
Слайд 8 При взаимооценке работа чаще всего происходит в парах:
-пересказ
текста друг другу на устных предметах, взаимоконтроль с последующей оценкой,
-кратковременные
самостоятельные работы с проверкой по эталону
-взаимодиктанты словарных слов с последующей проверкой по словарю.
При устном самооценивании и взаимооценивании, например, для пересказа у доски перед всем классом или в паре выбираются совместно с учащимися следующие критерии:
громкость, последовательность, выразительность, темп.
Слайд 9 Варианты самооценки письменных работ:
Оценка учеником уже выполненной, но не
проверенной учителем работы. Данная оценка способствует формированию самоконтроля и чаще
всего используется учителем на уроке;
Оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы. Эффективна на первом этапе формирования самооценки и контроля.
Прогностическая оценка – является наиболее важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя. Ребенок работает со шкалой непосредственно перед выполнением работы. Чаще всего такой способ оценивания применяется на самостоятельных, контрольных работах.
Слайд 10 Возможно использование для самооценки трехцветного индикатора:
– «Я не знаю, прошу помощи»;
– «Сомневаюсь, не уверен»;
– «Знаю, умею».
Слайд 12Формирование умений оценивать продолжается и во внеурочной деятельности. Проводятся школьные
олимпиады по математике, русскому языку и литературному чтению, окружающему миру.
Принимают участие в дистанционных конкурсах. Каждый ребёнок может объективно оценить свою работу, достижения.
Слайд 13 1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо
некритично воспринимает ее, либо отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать
с самооценочного суждения ребенка.
Слайд 14 2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу
предлагается оценивать различные аспекты своих усилий или конкретные результаты работы
своего одноклассника.
Слайд 15 3. Самооценка и взаимооценка ребенка должна соотноситься с
оценкой взрослого лишь тогда, когда есть
объективные критерии оценки.
4. Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый ученик имеет право на собственное мнение, а дело взрослого – знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства.
Слайд 16Оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать
свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит
к повышению мотивации учебной деятельности.