Слайд 1Информационные технологии в дошкольном образовании
Слайд 2Информатизация образования
Информационное
общество
Образование
Педагогическая
наука
Повышение квалификации
р ы н о к труда
Педагогическая
практика
Слайд 4Информационная компетентность педагога - это сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на
основе интеграции профессиональных и специфических информационных знаний, умений и качеств
субъекта информационного общества, позволяющих эффективно решать педагогические задачи
Слайд 5Информационная компетентность педагога
Слайд 6
Когнитивный
Деятельностный
Личностный
Информационная компетентность педагога
Знания о содержании ИКП
Знания об ИКТ как объектах
профессиональной деятельности
Знания о способах профессиональной деятельности на основе ИКТ
Мотивационно-потребностный
компонент
Ценностно-смысловой компонент
Рефлексивно-оценочный компонент
Общие способы работы с ИКТ
Способы профессиональной деятельности на основе ИКТ
Опыт применения ИКТ в профессиональной деятельности
Слайд 7
Информатизация ДОУ – это процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во
все направления и виды образовательной деятельности.
Слайд 8Цели информатизации:
повышение качества образования
повышение доступности и гибкости образования
повышение эффективности
управления
формирование информационной культуры участников воспитательно-образовательного процесса
Слайд 9Единая информационная среда:
Включает :
материально-технические ресурсы
информационные ресурсы
кадровые ресурсы
Обеспечивает:
автоматизацию управленческих
и педагогических процессов
согласованную обработку и использование информации
информационный обмен
Предполагает наличие нормативно-организационной
базы, технического и методического сопровождения
Слайд 10Использование ИКТ в работе с дошкольниками:
Использование персональных компьютеров (для детей
5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю,
продолжительность непрерывной работы – не более 10 минут).
Использование мультимедийного проектора и проекционного экрана (предполагает групповую форму работы с детьми).
Использование интерактивной доски.
Интернет-ресурсы для работников ДОУ.
Использование прикладных программных средств в образовательном процессе ДОУ.
Слайд 11Виды прикладных программных средств (ППС):
Демонстрационные средства (предназначены для наглядного представления
учебного материала: звуковые и видеофрагменты, анимация, графические изображения, фотографии и
т.п.).
Развивающие игры (предназначены для развития логического мышления, памяти, восприятия. Игровые задания соответствуют психолого-педагогическим требованиям и учитывают возрастные особенности детей).
Обучающие программы (обеспечивают развитие определенных навыков и умений, содержат интерактивные задания и упражнения, дают возможность скорректировать действия ребенка).
Слайд 12
Учебно-игровые средства (предназначены для развития познавательной деятельности, как правило, связаны
единым смысловым сюжетом).
Информационный источник (информация представлена в структурированном виде: словари,
энциклопедии, справочники).
Электронные учебные пособия (материалы представлены в систематизированном виде и являются электронной поддержкой учебной программы).
Слайд 13Критерии оценки компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений
для детей:
Группа 1 – критерии, обеспечивающие безопасность ребенка, его
защиту от негативных влияний игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие.
провоцирующих ребенка на агрессивные действия;
вызывающих проявление жестокости по отношению к персонажам игры;
провоцирующих игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
вызывающих нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка;
провоцирующих на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
Слайд 14
Группа 2 - качества игрушки, направленные на обеспечение развития ребенка
Полифункциональность
(может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом
игры в разных функциях).
Возможность применения в совместной деятельности (может быть пригодна к использованию в коллективных видах деятельности , в том числе с участием взрослого).
Дидактическая ценность (выступает средством обучения ребенка).
Эстетическая ценность (является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства).
Слайд 15Информационные технологии в работе педагога ДОУ
Использование информационных педагогических ресурсов сети
Интернет
Создание коллекций информационных объектов (рисунки, анимации, аудио- и видео-
материалы и др.) и методических материалов
Подготовка дидактических материалов (презентации, материалы для интерактивной доски, карточки-задания, тесты, кроссворды, и др.)
Оформление профессиональной документации (образовательных программ, сценариев открытых занятий, мероприятий, портфолио педагога и детей)
Оформление стендов, мероприятий
Создание персональных сайтов, блогов
Слайд 16
Мониторинг усвоения образовательной программы, систематизация и анализ данных о качестве
образовательно-воспитательной деятельности.
Организация кружковой и досуговой деятельности.
Работа с родителями (опросы,
анкетирование, сведения, памятки, визитки, контакты и консультации по скайпу, электронной почте и др.).
Повышение квалификации и профессиональное развитие (дистанционное обучение, участие в федеральных программах, конкурсах, проектах, научно-практических конференциях).
Обмен педагогическим опытом по сети, участие в работе педагогических сообществ.
Слайд 17Ребенок и компьютер:
за или против?
Слайд 18
Не опасен ли компьютер ребенку?
Не мешает ли он нормальному развитию
детей?
Сколько времени можно ребенку проводить за компьютером?
Слайд 19Компьютер – помощник в интеллектуальном развитии ребенка
Компьютерные развивающие игры:
Помогают
развивать такие операции мышления как обобщение и классификация
Развивают произвольную память и
внимание, познавательную мотивацию, так как делают содержание усваиваемого материала значимым и ярким
Способствуют формированию зрительно-моторной координации (Л.А. Венгер).
Слайд 20Ограничения:
Чрезмерное увлечение компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка,
но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье.
Требования:
Оптимальный подбор обучающих и
игровых программ, грамотное методическое сопровождение
Ограничения по времени: детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, 6-7 лет больше получаса.
Слайд 22
Виды зрительной гимнастики:
с предметами и без использования атрибутов
с использованием
зрительных тренажеров (индивидуальных, потолочных, настенных, компьютерных)
с опорой на схемы и
зрительные метки
со словесной инструкцией, стихотворениями
Слайд 23Нормативно-правовое обеспечение
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (Пр. №271 от
04.02.2010)
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (пост. Правительства
РФ от 07.02.2011 г. № 61)
Методические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста (Письмо МО РФ от 25.12.06 №03-2998)
О подготовке детей к школе (Письмо МО РФ от 22.07.97 №990/14-15);
Методическое письмо по экспертизе образовательных программ для ДОУ от 24.04.95 г. N 46/19-15
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено): утверждена Федеральным координационным советом 17.06. 2003;
Информационное письмо МО РФ от 25 мая 2001 г. №753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России».
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 г.)