Слайд 1Использование современных технологий
в преодолении речевых нарушений у детей
Подготовила
Учитель начальных
классов
Керимова Э.Ф.
Слайд 2Что такое Fast ForWord?
Компьютерная коррекционная программа Fast ForWord состоит из серий упражнений,
которые тренируют основные функции мозга, отвечающие за развитие речи и
языковые навыки.
Упражнения устроены в виде компьютерных игр. Ученик слушает звуки через наушники и выполняет задания персонажей.
Логопедические дети, у которых наблюдается нарушение речи или недоразвитие речи, за 6-8 недель продвигаются в развитии речи в среднем на 1 год и 10 месяцев.
Слайд 3 В результате работы с программой дети с аутизмом начинают не
только больше говорить, но и становятся более общительными.
Благодаря программе,
гиперактивный ребенок, у которого дефицит внимания, развивает устойчивый навык концентрации внимания всего за 12-16 недель
Слайд 4Данные программы разработаны на основе 30-летних исследований пластичности мозга ведущими
учёными нейрофизиологами Майклом Мерценихом, Уильямом Дженкинсом, Стивеном Миллером и Паулой Таллал.
Слайд 5Предистория Fast ForWord
В течение 20 лет Пола Таллал (профессор нейробиологии
в гос. университете New Jersey) проводила исследования особенностей восприятия звуков
детьми.
В одном из экспериментов ученикам начальной школы предлагалось прослушать два звуковых сигнала, различающихся по частоте. Затем дети с помощью компьютера должны были повторить порядок воспроизведения услышанных сигналов. Когда промежутки времени между сигналами становились короче, дети с нарушением чтения (дислексией) ошибались, в то время как обычные дети продолжали выдавать правильные ответы.
Для хорошего различия звуков, обычным детям требовалось всего 7,3 мс, в то время, как детям с дислексией - 305мс!
Слайд 6Оказалось, что подобные проблемы наблюдаются у всех детей у которых
нарушение речи: их мозг не может достаточно быстро обрабатывать входящие
звуки.
Даже малейшая задержка в обработке входящей звуковой информации приводит к тому, что ребенок не понимает речь. Это наблюдается у детей, с нарушением речи (ОНР, алалия) и аутизмом (РАС). Скорость обработки звуков мозгом важна не только в речевом развитии ребенка, но так же для овладения чтением и письмом.
Слайд 7Для ребенка с нарушением речи различение похожих звуков надолго остается
большой проблемой. Мозг таких детей не успевает обрабатывать типичные сочетания
согласных и гласных звуков, которые произносятся быстро. Дети не успевают услышать часть слога или то, как звуки меняются внутри слова. Можно сказать "мозг не слышит уши" (нарушен фонематический слух).
Эта неспособность справиться с базовой языковой задачей всесторонне нарушает развитие ребенка. Он тратит слишком много времени и сил в попытках различить звуки и понять, какое именно слово прозвучало. Это становится причиной нарушения коммуникации с окружающими, выражается в асоциальном поведении, нарушении в чтении и в письме (дислексия, дисграфия).
Слайд 8Данная проблема решается с помощью онлайн тренировок, которые обеспечивает речевая
коррекционная методика Fast ForWord!
П. Таллал с коллегами выяснили в результате экспериментов, что
левое полушарие головного мозга не речевое (как это принято считать), а более быстрое. Оно отвечает за обработку коротких (согласных) звуков, а более длинные (гласные) звуки обрабатываются правым полушарием.
Ученые предположили, что если искусственно замедлить речь, то это поможет людям с нарушениями научиться лучше различать схожие звуки и понимать услышанное. И они оказались правы.
Слайд 9Здесь необходимо, однако, пояснить, что значит «замедление речи». То, что
открыли ученые, не сводится к тому, что необходимо медленнее говорить.
Возьмем,
к примеру звук «Д». Он звучит около 40 мс. Человек не способен произнести его в два раза медленнее. Чтобы замедлить этот звук, требуется специальная технология, которая увеличит длительность звука, не меняя при этом других его акустических характеристик.
Слайд 10В чем заключается уникальность методики
Fast ForWord?
Как действует компьютерная речевая методика Fast
For Word?
Конечно, эти программы не обучают речи в привычном
для нас понимании. Но можно сказать, что ими проводится компьютерная логопедическая работа.
Упражнения устраняют проблему, которая не позволяет ученику легко научиться говорить или читать. Как только проблема устраняется, дальнейшее развитие речи идет естественным путем, речь ребенка исправляется. Ведь нормально развивающегося ребенка не нужно учить говорить: он учится сам.
Слайд 11
Fast ForWord это программы на основе запатентованной технологии цифровой обработки речи.
Эта технология позволяет удлинять звучание согласных звуков относительно гласных.
При цифровом
замедлении и акцентировании необходимых слогов речи, используемом в программах Fast ForWord, нейроны головного мозга получают больше времени на обработку звуков и за счет интенсивной тренировки развиваются и обучаются воспринимать и обрабатывать звуковую информацию быстрее.
Слайд 12По мере продвижения в упражнениях от уровня к уровню Fast For
Wordпостепенно снижает степень цифровой обработки речи и в последних упражнениях
используется уже естественная речь
Слайд 13Необходимо отметить, что Fast ForWord улучшает не только речевое развитие ребенка, но
и в целом способность мозга обрабатывать информацию
Слайд 14Каким образом достигаются положительные результаты?
Ученые, изучающие пластичность мозга, доказали что
мозг является динамичной структурой, способной изменятся как положительно, так и
отрицательно, на протяжении всей жизни.
Эксперименты по картированию мозга с помощью микроэлектродов продемонстрировали, что в зависимости от навыков, которые применяет и изучает человек в своей жизни, развиваются соответствующие участки мозга.
Когда какие-то навыки человек перестает практиковать, карты этих навыков постепенно теряют свои позиции в мозге, они вытесняются картами тех навыков, которыми человек пользуется регулярно. Это говорит о том, что мозг человека можно и необходимо тренировать.
Слайд 15Тренировки в Fast ForWord основаны на принципе нейропластичности мозга. Работа над развитием
необходимых частей мозга ведутся в интенсивном и регулярном режиме (минимум
пять дней в неделю 30-50 минут ежедневно). Благодаря уникальному алгоритму, ежедневно формируется последовательность заданий, основанная на анализе прогресса ученика.
Упражнения Fast For Word одновременно развивают основные когнитивные навыки, необходимые для преодоления проблем с обучением.
Слайд 16Еще одним ключом к успеху программы является своевременная мотивация: когда
ученик правильно выполняет задание, в игре происходит что-нибудь веселое, визуально
отражаются заработанные баллы, рекорды и т.п. Положительные эмоции способствуют выработке важных веществ в мозге - нейромедиаторов, которые способствуют закреплению полученных умений. Поэтому результаты тренировок сохраняются надолго.
Слайд 17Технические требования программы
Важным преимуществом Fast ForWord является online-версия программ, требующая только наличие
компьютера или iPad и подключение к интернету. Ученики могут заниматься
самостоятельно где им удобно.
Каждый ученик регистрируется в системе и проходит авторизацию при каждом входе в игру. Учетная запись хранит всю историю прохождения учеником программы, по ней формируются различные отчеты, отражающие динамику прогресса ученика, при
необходимости выдаются рекомендации, над чем необходимо поработать дополнительно.
Для достижения наилучшего эффекта рекомендуется во время занятий использовать
качественные наушники (чтобы изолировать внешний шум).
Слайд 18Коррекционные программы Fast For Word
помогут детям у которых:
СДВГ - гиперактивный ребенок, дефицит
внимания, трудно контролируемая импульсивность
ОНР, алалия - задержка, отсутствие или нарушение
речи, недоразвитие речи
проблемы с коммуникацией с окружающими - логопедические дети, которым необходима коррекция речи и развитие речи
дислексия, дисграфия (проблемы с чтением, с письмом)
отставание в школе - проблемы с обучаемостью, грамотностью
проблемы с математикой
проблемы с координацией и нарушением моторики
недоразвит фонематический слух (ФФН)
синдром Аспергера
РАС - проявления нарушений аутического спектра
Слайд 19Fast ForWord серии Language
Игры FastForWord серии Language
разработаны для детей 4 - 9 лет
и включают две группы программ: "Language V2" и "Language to
reading".
Fast ForWord Language V2 является базовой программой, а Language to Readingее продолжением и основывается на познавательных и языковых навыках, натренированных в Fast ForWord Language.
Программа Language to Readingпродолжает улучшать ключевые познавательные (когнитивные) навыки и развитие речи посредством упражнений, сосредоточенных на распознавании букв по звукам, фонологической осведомленности, начального распознавания слов и английской грамматики.
Продолжение тренировок в Language to Reading усиливает и укрепляет речевое развитие ребенка.
Слайд 20Fast ForWord серии Literacy
Fast ForWord Literacy подобна Fast ForWord Language, но с дизайном
и контентом, актуальными для эффективного развития речи учеников средних и
старших классов.
Fast ForWord Literacy Advanced это базирующийся на нейробиологии продукт, специально разработанный для развития речи молодых людей. Он продолжает строить прочный фундамент из основных познавательных (когнитивных) навыков в контексте разговорной речи и навыков чтения, включая: продвинутую точность восприятия на слух, упорядочивание на слух, аудирование, анализ слов, английские языковые правила, словарный запас, фонологическую память и устойчивое внимание.
Слайд 21http://www.fastfword.com/
Более подробную информацию о программе можно узнать на сайте Fast
ForWord.
Так же на сайте можно ознакомиться с демо версией программы.