Слайд 1Исследовательский метод в обучении.
МИНИСТЕРСТВО ОБШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное
образовательное учреждение
Среднего профессионального образования Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж»
Кафедра преподавания
в начальных классах
Работу выполнила
Якушева М Е
Слайд 2 - это метод, в котором после анализа материала, постановки
проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые
самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
Исследовательский метод обучения
Слайд 3Исследовательский метод в обучении:
Сущность, результаты, формы, приёмы.
Исследовательская деятельность младших
школьников.
Интернет – ресурсы в формировании учебно – исследовательской культуры учащихся.
Специфика
проекта как формы учебной деятельности.
Слайд 4Сущность исследовательского метода:
метод предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путём
постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения;
учебно – исследовательская деятельность направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления;
исследовательская работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности учащегося – исследователя;
Слайд 5 Результаты использования исследовательского метода:
расширение области личных и общечеловеческих знаний;
осуществление
целостного восприятия окружающего мира через выбранный объект познания;
получение нового, общественно
полезного интеллектуального продукта; формирование научно – исследовательских навыков;
Слайд 6Создание условий, которые позволяют учащимся:
определить текущие границы личных знаний;
реализовать личный
творческий потенциал в научно – исследовательской деятельности;
проверить актуальность личного интереса
и повысить вероятность самостоятельного выбора дальнейшего образования;
самостоятельно осваивать новые виды деятельности, например технические средства, компьютерные программы;
расширить область индивидуальных знаний через знакомство с результатами других исследований;
увидеть бесконечность познания окружающего мира через понимание бесконечности познания отдельных его элементов;
самостоятельно осуществлять диагностику внутренних возможностей, последовательно продвигаясь по заданным шагам исследования.
Слайд 7Этапы работы над исследованием
1. Мотивация
2.
Обучение приема исследования
3. Выбор темы исследования
4.
Уровни представления исследовательских работ
5. Формы представления исследовательских работ
6. Планирование и организация работы над исследованием
Слайд 11Выбор темы исследования
темы, которые:
актуальны, т.е. являются требованием времени (посвящены
юбилейным событиям, например в 2012г. – темы, посвященные- 200-т летию
победы наших войск в Отечественой войне
будут интересны самим учащимся и аудитории (например, «Признаны врагами народа» (репрессии в Воронежской области)
связаны с историей родного края: республики, района, села, школы (например, «История села Елизаветовка», «История села Княжево»)
связаны с историей семьи, рода, так как такая тема всегда актуальна и интересна автору (например, «История моей семьи», «XX век в истории моей семьи»)
не слишком глобальные, а небольшие, но актуальные и интересные темы (например, «Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны»).
Слайд 12 Формы представления исследовательских работ
Слайд 13Результативность работы в технологии учебного исследования
Исследовательская деятельность требует не
только самостоятельности учащегося , но и огромной поддержки со стороны
учителя. Поддержка эффективности обучающегося известна в педагогической практике под названием коучинга.
Учитывая важность коммуникативного развития в процессе исследовательской деятельности, необходимо обеспечить качество сотрудничества и учебного взаимодействия обучающихся в группе, особенно если такая работа планируется как обязательный элемент обучения. Это может быть поддержано технологией фасилитации
Слайд 14Результативность работы в технологии учебного исследования
Необходимо отметить также трудности
и недостатки в проведении исследовательской работы:
научное оформление работы: формулирование темы, грамотная
постановка проблемы, целей и задач, определение объекта и предмета, методов исторического исследования;
требует большой затраты сил и времени участников исследования;
как сделать так, чтобы работа была и самостоятельной, и научной;
как вызвать интерес к написанию исследования, так как мало желающих и способных проводить по-настоящему серьезные исследования;
не всегда работы получают объективную и заслуженную оценку, так как не отработаны точные критерии оценки исследовательских работ, особенно по гуманитарным наукам, что иногда, к сожалению, приводит к потере стимула участников к дальнейшей работе в данной области.
Слайд 15Исследовательская работа в классе начинается с ориентирования своих учеников. Главное
- не навязывать детям тему исследования. Каждый ребенок изучает то,
что для него значимо. Дети с большим интересом исследуют повадки и характер животных. Им интересны темы космоса, многие хотят знать про динозавров, про происхождение своей фамилии и т. д.. Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете. Но все равно они – исследователи, первооткрыватели!
Вывод
Слайд 16“Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться. Я сейчас подумаю
и скажу…”. Очень часто мы слышим
такие слова от своих учеников на уроках. И мало кто из нас, взрослых, осознает важность и значимость подобных ситуаций. А ведь для ребенка этого возраста важно не погасить в нем стремление и желание совершить свое открытие, не оттолкнуть равнодушием, не погасить любознательность.