Слайд 1Тема: Константин Георгиевич Паустовский «Скрипучие половицы». (2 урок)
Гавриш Татьяна Ивановна
Учитель начальных классов МОУ «СОШ №2»
г. Кировска Мурманской области
2011
Литературное чтение.
(4 класс)
Программа «Школа России».
Слайд 2
Цели:
а) продолжить работу над повестью К.Г. Паустовского «Скрипучие
половицы»;
б) учить детей понимать человеческие отношения, чувства; показать связь природы
и человека;
в) учить сопереживать, сострадать.
Слайд 3I. Рассказать о писателе.
О каких чертах характера писателя, вы бы
сказали, смотря на его портрет? (доброта, открытость, сердечность, благородность…).
Какой раздел
мы изучаем?
В каком произведении
К.Г. Паустовского главным
героем тоже был
композитор?
Слайд 4II. К какому жанру относится литературное
произведение «Скрипучие половицы»? (Драма).
Драма –
род литературы. Драматическим произведением называют литературное произведение, написанное в форме
разговора действующих лиц.
Вмешивается ли автор в действия героя?
Почему глава получила название «Скрипучие половицы»?
Перечислите героев повести. (П.И. Чайковский, Лесничий Василий, слуга композитора, девочка Феня, купец Трощенко).
Слайд 5III. Работа в группах:
а)
1гр. – Разделите героев на
две группы.
– Обоснуйте свой выбор.
2гр. – Восстановить план в определённой последовательности.
2) Тревожный разговор
4) Назовите вашу цену
1) Край обласкан светом
5) Разлука с любимыми местами
3) Мольба о помощи. (варианты других заголовков)
3гр. – Восстановить картинный план. (Подготовка к созданию диафильма).
Слайд 61 глава.
б) I. Завязка – начало, с чего всё
началось?
«Красота есть гармония, в ней залог успокоения…» Ф.М.Достоевский.
-музыка П.И.
Чайковского («Времена года», «Утро»)
Какое настроение вам передалось? (чувство любви, радости…)
Зачитайте самую яркую картину природы из 1 главы.
Какое значение имел лес для композитора?
Лес:
Красота
Память
Вдохновение
Свежесть воздуха
II. Развитие действия.
Словарная работа.
1гр. Махотка
2гр. Трактир
3гр. Вексель
Слайд 72 глава.
Вопросы:
Почему слуга не пускал лесника Василия к
композитору?
Как об этом сказано в повести?
Прочитайте.
А какой Василий?
Как вы думаете, кто окажется прав – слуга или Василий?
Прочитать отрывок с возмущением. («Повидал я купцов… Я его растил, нянчил…»).
Слайд 83 глава.
От чего оторопел Василий?
Каков П.И.Чайковский в этом эпизоде?
Диалог по ролям без слов автора.
(С мольбой о помощи…
степень нарастания…)
4 глава.
III. Кульминация. – решающее событие.
В какой главе вы чувствуете момент наибольшего напряжения в развитии действия в художественном произведении?
Слайд 9Задания:
Разбить имена прилагательные на 2 группы.
1гр. – Выбрать имена
прилагательных, которые характеризуют купца Трощенко.
2гр. – Выбрать имена прилагательные, которые
характеризуют композитора П.И. Чайковского.
Жестокий, безразличный, добрый, безучастный, отзывчивый, благородный, бездушный, холодный, скупой, сердечный, алчный, равнодушный, чуткий, порядочный, бесчеловечный, нравственный.
- Пояснить!
«Наглость – есть оскорбительная дерзость, вызванная совершенным равнодушием к мнению людей» (И.Кант)
3гр. Установить причинно-следственные связи героев повести.
Причина->следствие.
Помещик банкротство -> продажа леса
Купец нажива->вырубка леса
Лесник любовь, преданность->спасти лес
П.И.Чайковский любовь к малой родине-> попытка спасти лес.
Слайд 10Итог:
Чему вас научил урок?
О чём заставил задуматься?
«Чтобы
научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости». Адам
Смит.