Слайд 1Консультация:
«Формирование экологической культуры
у детей дошкольного возраста через
дидактические игры».
Составил: Семёнова Елена
Васильевна
Слайд 2«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир
Природы с безграничным
богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума»
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема
современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду.
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка), что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека. А чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить.
Слайд 3Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов
животных и растений. Их нужно учить, не рвать красивые цветы,
что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Не должны употребляться в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».
У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону (начать с малого: не бросать мусор на улице). Дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребёнок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.
Хочется отметить тот факт, что мало кто из ребят любовался распустившимися цветами. Иногда возникало ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевлённым объектам. Порой они восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут раздавить бегущего по тропинке муравья. Это говорит о слабых, поверхностных знаниях детей о природе, к её объектам.
Откуда у эмоционально отзывчивого ребёнка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологической неграмотности: папа сломал ветку и отмахивается от комаров; видит, что дети качаются на деревьях и равнодушно отворачивается. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в быту и природе.
Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого необходимо знать, владеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.
И как говорилось выше, дошкольное детство благодатный период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, учить играя.
Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемыми играми являются экологические игры.
Слайд 4Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры,
основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень
мотивации, интереса к природе.
Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.
Исходя из актуальности выбранной темы, целью данной работы является
Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
1. Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.
2. Развитие способностей детей к познанию мира природы.
3. Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.
4. Воспитание гуманного отношения к живым организмам.
Слайд 5
Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или
иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями, получая тем
самым знания по разделам «живой» и «неживой» природы (занятия, труд в природе, прогулки, и так далее).
Все полученные знания детьми о природном мире, в который входят разделы «живой» и «неживой» природе закрепляются в игровой деятельности, посредством дидактических игр.
Для наглядности предоставляю таблицу:
Слайд 6Раздел «Живая природа».
Цель: Формирование у ребёнка представления о человеке как
о части природы.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о том, что животные
и растения живут, не изолировано, а в сообществах (лес, луг, водоёмы и так далее); о разнообразии животных и растений на Земле.
2. Развивать у детей представления о сходстве и различии объектов живой природы (людей, животных, растений), находить общие закономерности построения и развития организмов.
3. Формировать элементарные представления о строении и функциях органов и систем организма человека, формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.
4. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.
Слайд 7Раздел «Неживая природа».
Цель: Систематизация и углубление представлений детей о явлениях
и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей
о таких явлениях и объектах как свет, воздух, вода, почва, температура.
2. Формировать представления о взаимосвязях живой и неживой природы, зависимость состояния живых организмов в частности и экологического благополучия на планете в целом от наличия и качества этих явлений и объектов.
3. Развивать способность эстетической оценки окружающей природы.
4. Воспитывать бережное отношение к компонентам неживой природы
Слайд 8I. Принципы:
1. Научность.
2. Доступность.
3. Гуманистичность.
4. Прогностичность.
5. Деятельность.
6. Интеграция.
7. Целостность.
8. Конструктивизм.
9. Регионализм.
10. Системность.
11. Преемственность.
Слайд 9II. Методы:
Наглядный.
2.Словесный.
3.Практический.
Слайд 10III. Технология
Технология эколого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста, содержит в себе ряд
взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, заключается в следующем:
• ориентировке на
широкое использование непосредственного природного окружения дошкольников, развивающей экологической среды, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и живыми организмами, с которыми они находятся в контакте в повседневной жизни;
• организации регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение циклов наблюдений), практической (создание и поддержание необходимых условий для живых существ), природоохранной (зимняя подкормка птиц), деятельности общения (эмоционально-доброжелательного взаимодействия с живыми существами), отобразительной (изо деятельность, игра, конструирование);
• широком использовании специально подобранной детской художественно-познавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углубленного знакомства детей с произведениями отдельных авторов, которые ярко отражают события в природе, служат примером любви к природе, глубокого её познания и творческого отражения;
• совместной творческой деятельности воспитателя с детьми: создание и использование самодельных книг, альбомов на основе впечатлений от литературных произведений и наблюдений за природными объектами;
• систематического ознакомления детей всех возрастных групп с сезонными явлениями природы по, выращивание в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в календарях природы;
•регулярном включении игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций (ИОС) в систему эколого-педагогических мероприятий во всех группах;
• оптимального соотношения и сочетания педагогических мероприятий в повседневной жизни, позволяющих детям накопить сенсорные впечатления, конкретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами в природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик.
Своеобразным проводником в экологической технологии является дидактическая
Слайд 11V. Виды дидактических игр
1. Игры-путешествия.
2. Игры поручения.
3. Игры-предложения.
4. Игры-загадки.
5. Игры-беседы.
Слайд 12VI. Структура проведения дидактической игры
1. Дидактическая задача определяется целью обучающегося и воспитательного
воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающуюся деятельность.
2. Игровая задача: осуществляется
детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована в предмет перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
3. Игровые действия – основа игры. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
4. Правила игры. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
5. Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры: подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды победительницы и так далее. Необходимо отметить достижения
Слайд 13VII. Основные условия проведения дидактической игры экологического воспитания
1. Наличие у педагога
определённых знаний и умений относительно дидактических игр.
2. Выразительность проведения игры. Это
обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
3. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником и руководителем игры.
4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение.
5. Cредства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
6. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания
Слайд 14
Помимо этого роль педагога состоит и в том,
чтобы в игре :
-
продолжать обучение;
- развивать творческое воображение и фантазию;
- расширять представления об
окружающей природе;
- способствовать дальнейшему развитию коммуникативных навыков.
Слайд 15
Для того, что бы игра стала интересной, увлекательной и результативной
учитываю следующие дидактические принципы:
:
доступность,
повторяемость,
постепенность выполнения заданий.
Слайд 16Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается чёткой её организацией:
а) формулировка цели игры.
б)
определение количества играющих.
в) подбор дидактических материалов.
г) учёт временного фактора.
е) подведение
итогов.