Разделы презентаций


Консультация: Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Содержание

«Мир, окружающий ребёнка,  - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Консультация: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Составил: Семёнова Елена

Васильевна

Консультация: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». Составил: Семёнова Елена Васильевна

Слайд 2«Мир, окружающий ребёнка,  - это, прежде всего мир Природы с безграничным

богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник

детского разума»

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема
современности. С каждым годом её звучание  становится  сильнее,  слишком  уж великий урон нанесён живой природе.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего  населения, включая  и  подрастающее  поколение.  Началом   формирования   экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство,  так  как в этот период  закладывается  фундамент,  осознанного  отношения  окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления,  которые  надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду.
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка), что от состояния окружающей среды  зависит здоровье человека. А чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить.

«Мир, окружающий ребёнка,  - это, прежде всего мир  Природы с безграничным богатством явлений,  с неисчерпаемой красотой.

Слайд 3Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов

животных и растений. Их нужно учить, не рвать красивые цветы,

что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Не должны употребляться в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».
У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону (начать с малого: не бросать мусор на улице). Дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребёнок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.
Хочется отметить тот факт, что мало кто из ребят любовался распустившимися цветами. Иногда возникало ощущение, что дети относятся к живым объектам  природы как к неодушевлённым объектам. Порой они восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут раздавить бегущего по тропинке муравья. Это говорит о слабых, поверхностных знаниях детей о природе, к её объектам.
Откуда у эмоционально отзывчивого ребёнка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологической неграмотности: папа сломал ветку и отмахивается  от комаров; видит, что дети качаются на деревьях и равнодушно отворачивается. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в быту и природе.
Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого необходимо знать, владеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.
И как говорилось выше, дошкольное детство благодатный период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, учить играя.
Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемыми играми являются экологические игры.
Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их нужно учить, не

Слайд 4Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры,

основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень

мотивации, интереса к природе. Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы. Исходя из актуальности выбранной темы, целью данной работы является

Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
1.     Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.
2.     Развитие способностей детей к познанию мира природы.
3.     Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.
4.     Воспитание гуманного отношения к живым организмам.
 

Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников,

Слайд 5 Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или

иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями, получая тем

самым знания по разделам «живой» и «неживой» природы (занятия, труд в природе, прогулки, и так далее). Все полученные знания детьми о природном мире, в который входят разделы «живой» и «неживой» природе закрепляются в игровой деятельности, посредством дидактических игр. Для наглядности предоставляю таблицу:
Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с её

Слайд 6Раздел «Живая природа».
Цель: Формирование у ребёнка представления о человеке как

о части природы.
Задачи: 
1.     Формировать у детей представления о том, что животные

и растения живут, не изолировано, а в сообществах (лес, луг, водоёмы и так далее); о разнообразии животных и растений на Земле.
2.     Развивать у детей представления о сходстве и различии объектов живой природы (людей, животных, растений), находить общие закономерности построения и развития организмов.
3.     Формировать элементарные представления о строении и функциях органов и систем организма человека, формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.
4.     Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.
Раздел «Живая природа».Цель: Формирование у ребёнка представления о человеке как о части природы.Задачи: 1.     Формировать у детей представления о

Слайд 7Раздел «Неживая природа».
Цель: Систематизация и углубление представлений детей о явлениях

и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия.
Задачи:
1.     Систематизировать знания детей

о таких явлениях и объектах как свет, воздух, вода, почва, температура.
2.     Формировать представления о взаимосвязях живой и неживой природы, зависимость состояния живых организмов в частности и экологического благополучия на планете в целом от наличия и качества этих явлений и объектов.
3.     Развивать способность эстетической оценки окружающей природы.
4.     Воспитывать бережное отношение к компонентам неживой природы
Раздел «Неживая природа».Цель: Систематизация и углубление представлений детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического

Слайд 8I. Принципы:
1.     Научность.
2.     Доступность.
3.     Гуманистичность.
4.     Прогностичность.
5.     Деятельность.
6.     Интеграция.
7.     Целостность.
8.     Конструктивизм.
9.     Регионализм.
10. Системность.


11. Преемственность.

I. Принципы:1.     Научность. 2.     Доступность. 3.     Гуманистичность. 4.     Прогностичность. 5.     Деятельность. 6.     Интеграция. 7.     Целостность. 8.     Конструктивизм. 9.     Регионализм. 10. Системность. 11. Преемственность.

Слайд 9II. Методы:
Наглядный.
2.Словесный.
3.Практический.

II. Методы:Наглядный.2.Словесный.3.Практический.

Слайд 10III. Технология
Технология эколого-педагогической работы с детьми  дошкольного возраста, содержит в себе ряд

взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, заключается в следующем: • ориентировке на

широкое использование непосредственного природного     окружения дошкольников, развивающей экологической среды, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и живыми организмами, с которыми они находятся в контакте в повседневной жизни; • организации регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение циклов наблюдений), практической (создание и поддержание необходимых условий для живых существ), природоохранной (зимняя подкормка птиц), деятельности общения (эмоционально-доброжелательного взаимодействия с живыми существами), отобразительной (изо деятельность, игра, конструирование);
• широком использовании специально подобранной детской художественно-познавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углубленного знакомства детей с произведениями отдельных авторов, которые ярко отражают события в природе, служат примером любви к природе, глубокого её познания и творческого отражения;
• совместной творческой деятельности воспитателя с детьми: создание и использование самодельных книг, альбомов на основе впечатлений от литературных произведений и наблюдений за природными объектами; • систематического ознакомления детей всех возрастных групп с сезонными явлениями природы по, выращивание в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в календарях природы; •регулярном включении игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций (ИОС) в систему эколого-педагогических мероприятий во всех группах; • оптимального соотношения и сочетания педагогических мероприятий в повседневной жизни, позволяющих детям накопить сенсорные впечатления, конкретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами в природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик.
        Своеобразным проводником в экологической технологии является дидактическая
III. ТехнологияТехнология эколого-педагогической работы с детьми  дошкольного возраста, содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, заключается в

Слайд 11V. Виды дидактических игр
1.      Игры-путешествия.
2.      Игры поручения.
3. Игры-предложения.
4. Игры-загадки.
5. Игры-беседы.

V. Виды дидактических игр1.      Игры-путешествия.2.      Игры поручения.3. Игры-предложения.4. Игры-загадки.5. Игры-беседы.

Слайд 12VI. Структура проведения дидактической игры
1.     Дидактическая задача определяется целью обучающегося и воспитательного

воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающуюся деятельность.
2.     Игровая задача: осуществляется

детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована в предмет перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
3.     Игровые действия – основа игры. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
4.     Правила игры. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
5.     Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры: подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды победительницы и так далее. Необходимо отметить достижения
VI. Структура проведения дидактической игры1.     Дидактическая задача определяется целью обучающегося и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его

Слайд 13VII. Основные условия проведения дидактической игры экологического воспитания
1.     Наличие у педагога

определённых знаний и умений относительно дидактических игр.
2.     Выразительность проведения игры. Это

обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
3.     Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником и руководителем игры.
4.     Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение.
5.     Cредства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
6.     Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания

VII. Основные условия проведения дидактической игры экологического воспитания1.     Наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр.2.     Выразительность

Слайд 14 Помимо этого  роль  педагога состоит и в том, чтобы в игре :  
-

продолжать обучение;
- развивать творческое воображение и фантазию;
- расширять представления об

окружающей природе;
- способствовать дальнейшему развитию коммуникативных навыков.

Помимо этого  роль  педагога состоит и в том,  чтобы в игре :   - продолжать обучение;- развивать

Слайд 15 Для того, что бы игра стала интересной, увлекательной и результативной

учитываю следующие дидактические принципы: :
доступность,
 повторяемость,
 постепенность выполнения заданий.

Для того, что бы игра стала интересной, увлекательной и результативной учитываю следующие дидактические принципы: :доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Слайд 16Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается чёткой её организацией:
 а) формулировка цели игры.
 б)

определение количества играющих.
 в) подбор дидактических материалов.
 г) учёт временного фактора.
 е) подведение

итогов.
Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается чёткой её организацией: а) формулировка цели игры. б) определение количества играющих. в) подбор дидактических материалов. г) учёт

Слайд 17Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика