Слайд 1Коррекция познавательной деятельности
у дошкольников с ЗПР
посредством технологии
«Коллекционирование
(классификация)» Н.А.Коротковой
© И.М.Горбовская
учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 5»
г.Усолье-Сибирское
Слайд 3Занятие познавательного цикла
Общие задачи
Сведения устройства окружающего мира
«Упаковать»
содержание!
Слайд 5Алгоритм применения технологии
в практической профессиональной деятельности
Цель использования технологии: Формирование
у дошкольников способность устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами
и явлениями, самостоятельно и творчески находить способы решения проблемы на основе логических алгоритмов, вырабатывать суждения и умозаключения, удовлетворяя детскую природную любознательность.
Педагог привлекает внимание детей интригующим материалом, тем самым побуждает их: внимательно всматриваться в изучаемый объект; описывать его внешние признаки; выделять главное; сравнивать с другими объектами; анализировать, делать выводы и обобщения.
Педагог формирует исследовательскую активность путем создания условий, которые способствуют умению задавать вопросы исследовательского характера: на выявление главных признаков объекта; его функций; на формирование умения давать полную характеристику предмету; определять его место и значение в окружающем мире.
Педагог организует экспериментально-исследовательскую деятельность на основе сотрудничества, свободного обсуждения, в процессе которого дошкольники: уточняют правила безопасности жизнедеятельности в процессе экспериментирования; анализируют условия; свободно экспериментируют; находят самостоятельное оригинальное решение; создают модель на основе умозаключений и логических выводов; испытывают чувства радости и удовлетворения от познания нового.
Слайд 6Издания художественно-познавательного характера
«Азбука природы» М. Ильина, Е. Сегал.
«Рассказы
о вещах» М. Ильина.
«Почему? Зачем? Отчего?» Дж. Родари.
Слайд 7Коллекционирование (классификация)
Требования к иллюстративному материалу:
Для рассматривания, анализа-сравнения, сортировки следует
использовать карточки -иллюстрации размером примерно в половину стандартного листа писчей
бумаги (формат А4).
Для группировки и наклеивания на классификационные таблицы нужны картинки-вырезки меньшего размера, примерно 6 × 8 см или 7 × 10 см; эти картинки используются только один раз.
Художественные открытки и фотографии.
Рисунки из дошкольных пособий, карточки тематических лото.
Подбирать иллюстрированные энциклопедии, детские журналы, художественные альбомы, которые поддержат интерес детей к тематике проведенного занятия.
Слайд 8Классификация одежды
ПО ОБЩЕМУ НАЗНАЧЕНИЮ
БЫТОВАЯ
(повседневная, домашняя, нарядная)
ФОРМЕННАЯ
(для школьников и военных)
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
(спецодежда)
СПОРТИВНАЯ
(для занятий
спортом и туризмом)
ПО СЕЗОНАМ
ЗИМНЯЯ
ДЕМИСЕЗОННАЯ
ЛЕТНЯЯ
Слайд 91 подгруппа детей: составляет классификацию «по общему назначению»; работа парами.
Слайд 102 подгруппа детей: составляет классификацию «по сезонам»; работа парами.
Слайд 11По желанию дети могут взять домой аналогичные классификационные таблички (отпечатанные
на стандартном листе бумаги), заполнить их вместе с родителями вырезками
(рисунками) и сделать надписи.
Для взрослых это будет подсказка: они узнают, чем ребенок занимался в детском саду.
Порекомендовать родителям почитать детям рассказы по данной теме (можно заранее подготовить памятки со списком книг).
Слайд 12Вот такие таблицы мы собираем
Времена года (сезоны).
Мир растений.
Мир животных
Виды транспорта.
Виды профессий.
Одежды.
Слайд 13Результат
использования образовательной технологии:
У дошкольников (80%) сформирована поисковая активность:
умение анализировать полученные результаты, прогнозировать дальнейшее развитие, моделировать будущие действия.
Наблюдаются способности к анализу и синтезу, умения анализировать и оценивать ситуацию, делать суждения и умозаключения.
Возросла детская активность к исследованию самых обычных явлений и предметов.
Обогатилась речь соответствующими понятиями: явление, причина, сходство, различие, возможность, невозможность, зависимость и др.
Изменилось отношение к наблюдению в природе от простого созерцания до содержательного, целенаправленного восприятия.
Слайд 14Перспектива применения культурно-смысловых контекстов
для занятий познавательного цикла
Путешествие
по
«реке времени»
Слайд 15СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи