Слайд 1Мир вокруг нас
Кто такие птицы
Слайд 2
Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине
деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела
надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. „Какие разные животные, — подумал я, — но все они умеют летать… Наверное, все они — птицы“. А вы как думаете, ребята?
Слайд 7Нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение
летать не подходит — мы знаем, что не только птицы летают, но и, например, насекомые.
А птица курица летает как раз очень плохо.
Слайд 8Не случайно птиц часто называют „пернатые“.
Птицы - это животные, тело которых
покрыто перьями.
Слайд 10СТЕРЖЕНЬ
БОРОЗДКИ
Найдите самое маленькое и самое большое перо. Сравните их на ощупь. Для чего
птице нужны разные перья?
Слайд 11Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета.
Слайд 12
Более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его.
Слайд 13Самые мягкие, пушистые перья (пуховые) согревают птицу.
Слайд 14Есть и такие перья, которые служат специально для украшения.
Слайд 18Положите перо на ладонь и подуйте на него. Что вы
можете сказать?
Отрежьте кончик пера ножницами. Какое оно внутри?
Капните водой
на перо. Что произошло?
оно лёгкое.
Внутри перо пустое, полое.
Капелька
скатилась – перо не намокает и защищает птиц от воды.
Слайд 20
В старину не было авторучек и люди писали гусиными перьями. Их затачивали (очиняли) маленьким
ножиком, который так и назывался — перочинный.
Слайд 21ГОЛУБЬ
КРЫЛЬЯ
ХВОСТ
НОГИ
ТУЛОВИЩЕ
ШЕЯ
КЛЮВ
ГОЛОВА
Слайд 23Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому
что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются
насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зёрна – толстые и тупые. Клювом птицы щиплют, хватают, копают, долбят. Без носа птица – как без рук.
Слайд 24Самый большой клюв – у пеликана.
Слайд 26Самый маленький клюв – у ласточки.
Слайд 28В отличие от других животных, у птиц всего две ноги.
Ногами птицы хватают, гребут, защищаются, нападают, держатся за ветки, когда
сидят. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. У водоплавающих птиц между пальцами – кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто вёслами.
Слайд 32Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже
разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается
в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.
Слайд 36И петь не поет,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают?
Слайд 37Страус – самая крупная птица в мире. Для полётов он
слишком тяжёлый, а перья на крыльях – короткие. Улететь от
врагов страус не может. Но у него длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих врагов.
Страус – высокая птица и видит недруга издали. Если он не убежит, а встретится с врагом, то своим крепким клювом может проломить тому череп. На большом пальце у страуса есть опасный коготь, которым он может забить нападающего до смерти.
Слайд 39Пингвин – тоже не может летать. Крылья он использует, как
ласты, чтобы плавать в воде или под водой. С помощью
крыльев пингвин сохраняет равновесие. Крылья и клюв – оружие пингвина в драке.
Слайд 42
У нее глаза большие,
Хищный клюв всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на ветке светлым
днем.
Слайд 43
Кто в берете ярко-красном,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит,
стучит.
Слайд 49
Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем…
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте
попробуем,
Что мы сидим?!