Слайд 1КУЛЬТУРА РЕЧИ
Русский язык в презентациях
Слайд 2
ОРФОЭПИЯ
НАРУШЕНИЕ НОРМ УДАРЕНИЯ
Слайд 4
НАРУШЕНИЕ НОРМ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Слайд 5
Найдите ошибки, которые появились в связи с неправильным образованием слов.
Исправьте предложения
1)Змеи относятся к животным класса пресмыкающих.
2) При гололеде будьте
внимательны на дорогах, чтобы не подскользнуться и не упасть прямо на проезжей части.
3) Это был беспрецендентный случай.
4) Ребенок должен привыкнуть сам убираться у себя в комнате.
Слайд 6
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
НАРУШЕНИЕ НОРМ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ
Слайд 7
1. Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности
за свое поведение перед определенным лицом, обществом»?
а) совесть
б) долг
в) стыд
г) благородство
2. Какое из перечисленных слов
имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый»?
а) порядочный
б) гуманный
в) преданный
г) добрый
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «система взглядов на природу и общество»?
а) мировоззрение
б) наука
в) кругозор
г) мнение
Слайд 8
4. Каково лексическое значение слова «театр» в предложении Отношение к прошлому
может быть двух родов: как к некоторому зрелищу, театру, представлению, декорации
и как к документу?
а) род искусства, художественное отражение жизни посредством сценического представления
б) учреждение, организация, занимающиеся устройством представлений
в) здание, в котором происходят представления
г) совокупность драматических произведений какого-либо писателя
5. В каком значении употреблено слово «строгий» в предложении Да, вдохновение — это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст?
а) очень требовательный, взыскательный
б) не допускающий никаких снисхождений, суровый
в) не допускающий никаких отклонений, выполняемый точно и неукоснительно
г) не допускающий отклонения от принятых норм поведения и морали
Слайд 9Найдите случаи нарушения лексических норм. Исправьте ошибки
1) В парке было заложено
тридцать два дерева. 2) Л. Н. Толстой был ярким феноменом своего века. 3) Оратор
говорил очень конспективно. 4) Многочисленные предки А. С. Пушкина живут сейчас в России, Франции, Англии и даже в Америке.
5) Он мыслил оригинально и всегда говорил банальности.
6) На празднике было немало веселых инцидентов.
7) Этот галантный сервиз, сервированный на крахмальной скатерти, произвел на меня незабываемое впечатление. 8) Индейцы — коренные аборигены Америки.
9) Напишите, пожалуйста, свою автобиографию.
Слайд 10
а) Из глаголов и существительных составьте и запишите словосочетания. Укажите вид
связи.
Играть, иметь, повысить, усилить, нанести, одержать, потерпеть, оказать, излагать, открыть,
внести, принять, предпринять.
( Роль, мнение, внимание, ущерб, вклад, поражение, помощь, попытка, счет, интерес, решение, победа, значение).
б) Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Уделить серьезное значение, тяжелый поступок, представить слово для доклада, ухудшение уровня жизни, повысить кругозор, поднять тост, пройти шаг, навлекать внимание, сделать поступок.
Слайд 11ПАРОНИМЫ
Паронимы — это слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие
разные значения. Ср.: единый (общий, объединенный) — единичный (единственный, отдельный); факт (событие, явление, случай) — фактор (момент, существенное обстоятельство в
каком-нибудь процессе, явлении).
Слайд 12Объясните разницу в значениях словосочетаний
Опасный человек — опасливый человек; главный герой —
заглавный герой; освоить прочитанное — усвоить прочитанное; осудить действия — обсудить действия; представить
возможность — предоставить возможность; тактичные шаги — тактические шаги; техническое исполнение — техничное исполнение; хозяйские дела — хозяйственные дела.
Слайд 13
Объясните различия между паронимами, составьте предложения с каждым из них.
Факт — фактор,
командированный — командировочный, одеть — надеть, абонент — абонемент, отборный — отборочный, будний — будничный,
добровольный — добровольческий; демократический — демократичный, длинный — длительный, нестерпимый — нетерпимый, невежда — невежа, духовный — душевный, компания — кампания, пребывать — прибывать.
Слайд 14Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.
1) Учитель принужден был еще
раз объяснить новый материал.
2) Ученый стоял у источников ракетостроения.
3) Госпожа
Простакова избивала крестьян за малейшую повинность.
4) Артист завоевал признательность зрителей.
5) Командировочному пришлось долго ждать оформления документов.
6) Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный.
7) Народ терпел двойственный гнет.
Слайд 15
Исправьте ошибки, вызванные неправильным употреблением фразеологизма (незнанием его значения, пропуском
или вставкой слова, смешением двух фразеологизмов, искажением грамматической формы фразеологического
сочетания, невниманием к его стилистической окраске и т. д.).
1) Белая ворона — так иногда называют человека совестливого, неравнодушного к тому, что происходит вокруг. 2) На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что в полку журналистов прибыло. 3) В важном деле нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова. 4) Посетитель так и ушел несолоно нахлебавши. 5) Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох. 6) Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 7) Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет. 8) Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу. 9) В процессе переговоров стороны решили пойти на попятную. 10) У них все было шито-крыто белыми нитками. 11) Он знал всю его подноготную жизнь.
Слайд 16
1. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
а) Современные
ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии интенсивно развиваются в последние десятилетия.
б) Хроникальное сообщение — образец ИНФОРМАЦИОННОГО
жанра.
в) В этом документальном фильме много очень ИНФОРМАЦИОННЫХ эпизодов.
г) Каждый выпускник школы должен овладеть приемами ИНФОРМАЦИОННОЙ переработки текста.
2. В каком предложении вместо слова ВРАЖЕСКИЙ нужно употребить ВРАЖДЕБНЫЙ?
а) Разведчики под покровом ночи отправились во ВРАЖЕСКИЙ тыл.
б) Артиллеристы метким выстрелом подбили ВРАЖЕСКИЙ танк.
в) По его ВРАЖЕСКОМУ взгляду все сразу поняли, что он пришел не с мирными намерениями.
г) До позднего вечера во ВРАЖЕСКОМ лагере горели костры.
3. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?
а) Хвойный лес ОДЕЛ все горы.
б) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее ОДЕТЬ детей завтра.
в) После ливня в туфлях и улицу не перейдешь, придется ОДЕТЬ сапоги.
г) Танцоров ОДЕЛИ в национальные костюмы.
Слайд 18
1.Соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной
и превосходной степени не соответствует нормам литературного языка и является
грубой ошибкой. Недопустимы выражения более интереснее, более худшее, несколько поподробнее, самый строжайший и т. Д
2. При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, из которых они состоят. В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово. При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к первому сентября, перед двенадцатым декабря.
Запомните: сочетания составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре (т. е. 22, 23, 24, 32, 33, 34... 102, 103, 104 и т. д.), с существительными, употребляющимися только во множественном числе (сутки, ножницы, щипцы и т. п.), в литературной речи невозможны. В случае необходимости соответствующих обозначений следует использовать синонимические замены существительных или употреблять составное числительное не в именительном или винительном падежах. Например: Прошло двадцать два дня, купили тридцать три штуки ножниц, в течение двадцати двух суток и т. п.
Слайд 19
Запомните: собирательные числительные употребляются только
- с существительными мужского и общего рода,
называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот;
-с существительными, имеющими формы
только множественного числа: двое ножниц, трое суток;
-с существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении «человек»):двое детей, трое незнакомых лиц;
-с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое;
-с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли трое опоздавших, бегут двое.
Собирательные числительные не сочетаются с существительными, обозначающими лиц женского пола, а также с существительными мужского рода — названиями взрослых животных.
Слайд 20
1.В каком предложении нарушены грамматические нормы?
а) В старших классах необходимо более
глубокое изучение литературы.
б) Зимой путь через горы был значительно опаснее.
в) Дорога будет
отрементирована в самое ближайшее время.
г) При дневном освещении рисунок казался еще более отчетливее и ярче.
2. В каком предложении нарушены грамматические нормы?
а) Анна в игре ловче своих подруг.
б) Вкус приготовленного блюда горше из-за переизбытка перца.
в) В России нет озера глубже Байкала.
г) Палитру на картинах начинающего художника следует признать более богаче, чем на полотнах его учителя.
Слайд 21Исключи двусмысленность в употреблении местоимений!
Чичикову не без труда удалось убедить
Манилова, что ему это выгодно.
В этот день Петров вывел
Джека на прогулку со всеми своими медалями.
В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нем могло обитать живое существо.
Директор попросил секретаря не впускать к себе посетителей в обеденный перерыв
Мать велела сыну налить себе чаю.
Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату.
Слайд 22Употребление деепричастий и причастий
Запомните: при употреблении в речи видо-временные формы причастий
и деепричастий должны соотноситься со смыслом всего предложения.
Неправильный вариант: Политики, еще
вчера имеющие большое влияние, сегодня почти забыты (причастие имеющие употреблено в форме настоящего времени, в то время как значение причастного оборота соотносится с действием, происходившим в прошлом).
Слайд 23Исправьте ошибки .
1) Вспоминаю выступление фронтовой концертной бригады, состоящей из артистов
Мурманского драмтеатра. 2) Специалисты отметили несомненные достижения в этом прежде отстающем
виде спорта. 3) Средства, отправлявшиеся из центра, поступают в банки нашего города с большим опозданием. 4) Так мы и вернулись, ничего не купивши. 5) Тишину нарушали временами сорвавшиеся с высоты сосен комья снега. 6) В соревнованиях по шахматам молодой спортсмен, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 7) Отдельные виды продукции фабрики, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время не имеют спроса.
Слайд 24НАРУШЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ
Нормы управления:
характеристика кого, на кого: характеристика ученика,характеристика на ученика
заведовать
(заведующий) чем: заведовать (заведующий) лабораторией
командовать (командующий) чем: командовать (командующий) армией
управлять (управляющий) чем: управлять
(управляющий) банком, трестом
апеллировать к кому/чему: апеллировать к общественному мнению
Слайд 26Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.
1. Он неоднократно убеждался о том,
что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале
опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.
Слайд 27
В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
а) Надо пожелать
школьникам новых успехов в учебе.
б) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
в) Экскурсии
по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
г) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.
а) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
б) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
в) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
г) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.
Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
а) Девочка очень бережно относилась с книгами.
б) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
в) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
г) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.
Слайд 28Согласование сказуемого с подлежащим
1. При подлежащем, в состав которого входят
слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство (типа большинство студентов, ряд предприятий), сказуемое
может стоять как в единственном (при неодушевленных), так и во множественном (при одушевленных) числе. Например: Ряд столов стоял в аудитории. Большинство студентов сдали зачет.
2. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (типа десять лет, сорок человек), сказуемое может иметь формы как единственного, так и множественного числа. В таких случаях сказуемое согласуется с подлежащим по правилу из п. 1. Сравните: Двадцать человек пришли на экзамен. — Прошло пять лет.
3. При подлежащем с количественным числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа. Например: Двадцать один студент нашего института входит в сборную команду города по волейболу.
4.При подлежащем, имеющем в своем составе числительное два, три или четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре (двадцать два, сорок три, шестьдесят четыре и т. д.), сказуемое, как правило, ставится в форме множественного числа. Например: На столе лежат три учебника; Тридцать два студента работали летом в стройотряде. Форма единственного числа сказуемого допустима в тех случаях, когда сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается безличный характер. Например: Продано двадцать два костюма; В другой класс будет переведено три или четыре ученика.
5.С подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым существительным или аббревиатурой, сказуемое согласуется в соответствии с его родом (или родом ведущего слова в аббревиатуре). Например: Шоссе проходило по безлюдной местности; США имеют большой военный потенциал.
6. При подлежащем, выраженном относительным местоимением кто (в функции союзного слова в придаточном предложении), сказуемое обычно ставится в форме единственного числа. Например: Все, кто не потерял головы, были против (Сергеев-Ценский); Те, кто не успел к двери, кинулись в радостной панике к окнам (Макаренко).
Слайд 29Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим
1. Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею
И. А. Бунина, пройд..т в Ельце, Воронеже, Орле. 2. В группу студентов, направленных на полевую
практику, вход..т сорок один человек. 3. Несколько наших старшеклассников принимал.. участие в городской олимпиаде. 4. Ко мне пришли те, кто был.. рядом последние несколько лет. 5. Подавляющее большинство слушателей показал.. на экзаменах глубокие знания. 6. Ряд специалистов направлен.. на заводы Урала, часть инженеров командиру..тся в Сибирь. 7. В памяти всех, кто близко знал.. Платонова, он остался великим жизнелюбом.
Слайд 30В каких предложениях допущены ошибки? Исправьте их.
1. Большинство произведений поэта посвящены
теме любви. 2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. 3. Двадцать
человек стояли в стороне. 4. Ряд столов находились посредине большой комнаты. 5. Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. 6. Множество темноватых туч неясно расползлось по небу. 7. Десять учащихся окончило школы с похвальными грамотами по русскому языку.
Слайд 31В каком предложении допущена грамматическая ошибка?
а) Вопреки правилам дорожного движения, водители
маршрутных такси совершают обгон по трамвайным путям.
б) МГУ проводит набор студентов
как на дневное, так и на вечернее отделения.
в) Те, кто много курят, нередко страдают заболеваниями верхних дыхательных путей.
г) Малое предприятие выпускает горизонтальные и вертикальные жалюзи.
а) При подготовке к экзаменам я изучил много специальной литературы.
б) В настоящее время граждане России получают паспорт в 14 лет.
в) Двоеточие ставится не только в сложном предложении, но и в простом.
г) Все, кто оказались на спектакле, были очень довольны.
Слайд 32Употребление однородных членов предложения
В ряд однородных членов нельзя включать видовые
и родовые понятия, поэтому нельзя сказать: я купил в магазине
фрукты, апельсины и печенье;
При однородных членах можно опускать только одинаковые предлоги: они несли поднос с тарелками, ложками, вилками;
Не сочетаются как однородные существительное и инфинитив (Я люблю футбол и плавать).
Слайд 33 Найдите предложение с грамматической ошибкой.
а) Мой отец хорошо знал повадки не
только зверей, но и голоса птиц.
б) Пушкин описывает пугачевское восстание и
критически высказывается о нем.
в) Тире ставится не только перед обобщающим словом, но и между подлежащим и сказуемым.
г) Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в голове Оленина.
а) Я уважаю и восхищаюсь своими родителями.
б) На выставке детского творчества можно увидеть работы как совсем юных художников, так и тех, кому исполнилось 13—15 лет.
в) Термин «женская проза» можно использовать по отношению к творчеству таких писательниц, как В. Токарева, Т. Толстая, Л. Улицкая.
г) Художники любуются природой и одухотворяют ее.
а) Постоянные покупатели имеют скидки на товар и возможность участвовать в экспресс-лотерее.
б) Хорошей формы спортсмены добиваются не только упорными тренировками, но и особым режимом питания.
в) В современном зоопарке можно увидеть животных, рыб, птиц, питонов.
г) На картинах художников-портретистов перед нами предстают лица знаменитых поэтов, писателей,
Слайд 34Ошибки в употреблении причастных оборотов
Причастный оборот следует употреблять перед
определяемым словом или после него;
Нельзя употребить действительное причастие в конструкции
«сын, воспитывающийся отцом». Правильно: «сын, воспитываемый отцом»
Причастия не употребляются с частицей бы (выступление, вызвавшее бы возражения).
Слайд 35Ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
1) Деепричастие обозначает добавочное действие к
основному, которое совершает подлежащее. Следовательно, действие, выраженное сказуемым, и действие,
выраженное деепричастием, должны относиться к одному подлежащему. Нельзя сказать «возвращаясь домой, меня застал дождь», так как в этом предложении подлежащим является слово дождь, оно совершает основное действие (застал), деепричастие возвращаясь не может обозначать добавочное действие к основному, так как по смыслу относится к отсутствующему в предложении субъекту я. Чтобы исправить ошибку, необходимо заменить деепричастный оборот на придаточное предложение и ввести в него отсутствующий субъект: когда я возвращался домой, меня застал дождь.
2) Деепричастный оборот не может употребляться в безличном предложении, так как в нем нет и не может быть подлежащего. Нельзя сказать: «Подходя к лесу, мне стало холодно». Здесь уместно использовать придаточное предложение: «Когда я подходил к лесу, мне стало холодно».
Слайд 36Ошибки в построении сложных предложений
1. Неправильное или неточное использование союзов и
союзных слов.
Неправильный вариант: Новые методы организации производства получат широкое распространение лишь
тогда, если результаты экономической деятельности предприятия будут достаточно высокими.
2. Неправильный порядок слов в предложении с придаточным определительным.
Между союзным словом «который» и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в том же числе.
Неправильный вариант: Вчера журналист взял интервью у представительницы делегации, которая специально пришла на встречу.
3. Смешение прямой речи и косвенной.
Неправильный вариант: Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу.
4. Не могут быть однородными придаточное и причастный оборот
Неправильный вариант: Выступающий, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение.
Слайд 37
В каком предложении чужая речь неправильно оформлена?
а) Наполеон однажды заметил, что
«я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».
б) «Мадам,
вам завернуть или так полетите?» — спросил продавец женщину, два с лишним часа выбиравшую в магазине метлу.
в) По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».
г) «Талант! Талант! — говорил он. — Несомненный талант. Ты положительно будешь иметь успех!»
а) «Здорóво, парень, — сказала она печально. — Как живешь?»
б) Старик шел и, спотыкаясь о траву, повторял: «Какой аромат, граждане! Какой упоительный аромат!»
в) По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».
г) Он хотел узнать у кучера, куда они заехали.
а) В письме А. С. Суворину А. П. Чехов писал о своей пьесе «Чайка», что она «...написана вопреки всем правилам драматического искусства».
б) Как утверждал П. И. Чайковский, что «вдохновение рождается только из труда и во время труда».
в) По словам Л. Н. Толстого, «искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».
г) Искусство, по мысли Ф. М. Достоевского, «есть такая же потребность для человека, как есть и пить».