Слайд 1Борисюк Галина Павловна
Учитель начальных классов
МБОУ СШ №4 имени Героя
Советского Союза А.Б.Михайлова г. Вязьмы Смоленской области
Мастер-класс «По следам пропавших
букв»
Слайд 2Цель: повышение профессиональной компетентности учителя по предупреждению нарушений письменной речи.
Задачи:
-учить
видеть специфические ошибки в работах обучающихся:
сформировать понятие дисграфии как нарушения
письменной речи;
представить упражнения по устранению нарушений письменной речи.
Слайд 3Многие из нас столкнулись со специфическими ошибками у детей, таких
как пропуск, замена, искажения букв. Наиболее часто встречающаяся ошибка –
пропуск букв, которая относится к специфическим ошибкам письма - дисграфии. Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие повторяющиеся ошибки.
Слайд 4 На конец 2013 – 2014 учебного года
второе место по количеству ошибок занимала тема «Пропуск и замена
букв».
Обучающиеся первых классов - 37,15%. Обучающиеся вторых классов - 43,02% .
Слайд 5Пропуски букв могут быть связаны с различными причинами
Причина первая
Несформированность внимания:
это
может быть по причине гиперактивности ребёнка, неумения контролировать своё поведение,
несобранности, отвлекаемости. Они могут проявляться при увеличении умственных нагрузок;
также, возможно у ребёнка просто не развивали должный уровень внимания ещё в дошкольном возрасте.
Слайд 6Причина вторая
Несформированность слогового, звукового анализа и синтеза:
это умение
определить последовательность, место и количество слогов и звуков в слове
(анализ);
умение составлять слова из слогов, звуков, букв (синтез);
чтобы написать слово, нужно представлять его звуковой состав в умственном плане.
Например: слово рука состоит из звуков (р), (у), (к), (а). Это можно сравнить с мелодией. Для того чтобы её написать, нужно знать, из каких нот она состоит.
Слайд 7
Причина третья
Несформированность звукопроизношения и звукоразличения
(фонетико-фонематические нарушения):
в случае, если
ребёнок не произносит звук, пропускает его при произнесении слова, он
может пропускать и букву, обозначающую данный звук при письме.
Слайд 8Причина четвёртая
Несформированность графо-моторного навыка:
письмо на начальном этапе является, прежде всего,
моторным (двигательным) актом. И для автоматизации навыка многим нужно больше
времени, чем даёт школьная программа. Такие дети часто не успевают писать в одном темпе со всем классом.
Слайд 9 Причина пятая
Различные физиологические проблемы:
например, если ребёнок соматически ослаблен, он быстро
утомляется, концентрация внимания падает; рассеянность может быть обусловлена каким-то заболеванием,
нарушением мозговой деятельности или, например, воспалением носоглотки, может быть и такое, что не все зоны мозга достаточно созрели, ведь все мы развиваемся по-разному.
Слайд 10Поэтому, возможно кому-то следует обратиться за помощью к логопеду, психологу,
а кому и медицинская консультация необходима. Во многих случаях требуется
комплексный подход со стороны всех специалистов.
Слайд 11
Развивать слоговой и звуко-буквенный анализ
Если проанализировать пропускаемые буквы, то мы
увидим, что чаще всего пропускаются ГЛАСНЫЕ.
Дети часто считают их
частью согласных.
Поэтому очень важно научить ребёнка выделять в первую очередь гласные звуки.
Основные направления работы при коррекции пропуска букв.
Слайд 12Упражнения
«Назови порядковый номер звука»
Можно задать два вида вопросов:
-
Какой по счёту звук «т» в слове каток?
- Назови
третий по счёту звук в слове каток.
Для усложнения задания можно задавать такие вопросы:
- Какой звук идёт после звука «а» в слове каток?
- Какой звук идёт перед звуком «о» в слове каток?
- Какой звук идёт между звуком «а» и звуком «о» в слове каток?
Слайд 13«Пишем буквы разным цветом»
Можно использовать такие методы, как: запись только
гласных слова;
_ о_о_а (корова)
_
_е_ (снег)
запись гласных красной ручкой;
запись слов тремя ручками (гласные – красной,
твёрдые согласные – синей, мягкие согласные – зелёной).
САПОГ КОНЬКИ
ВОРОНА
ЗИМА
Слайд 14Развивать внимание
Упражнения:
«Найди буквы (слова)»
Вариант «корректурных проб». Предлагается найти заданные
буквы или слова среди лишних букв.
Например:
- подчеркни все буквы «а»
и зачеркни все буквы «о»;
- Найди слова и подчеркни слова, обозначающие предметы – одной чертой, слова, обозначающие действия предметов – двумя чертами.
Гчругыфчайникьсшппгщшыкипетьзаьиошгвзщлотсыдпетьшпьыщшптицыщво;
Слайд 15Тренироваться в умении воспроизводить слова со сложной слоговой структурой
Упражнения:
начинайте с
более простых по слоговому составу слов;
отхлопывайте, прошагивайте, пропрыгивайте и т.п.
слова по слогам;
повторяйте «трудное» слово много раз.
Например: «Скажи слово каждому пальчику»;
произносите слово в словосочетаниях, предложениях с увеличением речевой нагрузки и скорости.
Например: «Посчитай космонавтов»
( Один космонавт, два космонавта,….пять космонавтов,…)
Слайд 16 Развивать навык самоконтроля
Действия:
Следует приучать школьника тщательно каждый раз проверять
свою работу. Часто при проверке написанного дети видят только общий
образ слова, заранее его зная, поэтому такие мелкие детали, как отсутствие одной буквы не замечают.
Можно использовать непрозрачную линейку, закрывать ею слово и открывать постепенно, читая по слогам.
Можно проверять написанное слово, отмечая карандашом каждый гласный.
Главное, чтобы проверка вошла в привычку.
Слайд 17Виды дисграфии
Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Акустическая дисграфия.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и
синтеза слова.
Аграмматическая дисграфия.
Оптическая дисграфия.
Слайд 18Оптическая дисграфия
Характерны ошибки в виде замен графически сходных букв,
зеркального написания букв, пропусков элементов букв и их неправильного расположения
Слайд 19Коррекция оптической дисграфии
Работа по формированию зрительного восприятия буквы
Слайд 20Коррекция оптической дисграфии
Формирование зрительного восприятия буквы. (Определи букву в
неправильном положении).
Слайд 21Коррекция оптической дисграфии
Найти спрятанные буквы
Слайд 22Коррекция оптической дисграфии
Выявление образа буквы в зашумленном, заштрихованном
варианте.
Слайд 23Коррекция оптической дисграфии
Работа по развитию пространственных отношений
Слайд 24Коррекция оптической дисграфии
Работа по дифференциации оптически смешиваемых букв.
Слайд 25
Применение рассмотренных упражнений оказалось эффективным для устранения элементов дисграфии при
постоянном пропуске букв, их недописывании, перестановке букв и слогов, в
общем, в тех случаях, когда мы говорим о «глупых ошибках».