Слайд 1 Методические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения
Василевская
Е.В.
vasilevskaya@apkpro.ru
Слайд 2Перед разработкой образовательной программы рекомендуется
Создать в ДОУ рабочую группу
(старший воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, воспитатель)
В годовой
план ДОУ необходимо заложить постоянно действующий семинар-практикум для педагогов с примерным названием «Интеграция и реализация образовательных областей», на котором познакомить педагогический коллектив с принципами построения образовательной программы, направлениями работы, образовательными областями, их интеграцией и т.д.
Слайд 3Образовательная программа ДОУ разрабатывается по определенному алгоритму действий
Шаг
1 – в учреждении создается Рабочая группа, которая разрабатывает образовательную
программу ДОУ. В Рабочую группу входят представители от администрации и педагогического коллектива (5–7 человек).
Шаг 2 – состав Рабочей группы (председатель, секретарь и члены группы) утверждается приказом заведующего.
Шаг 3 – Рабочая группа организует свою деятельность в соответствии с Положением о Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ , которое разрабатывается администрацией учреждения, обсуждается, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом заведующего.
Слайд 4 Шаг 4 – Рабочая группа работает по плану,
утвержденному заведующим, в котором указаны конкретные мероприятия, определены сроки их
выполнения и назначены ответственные лица
Шаг 5 – Оперативные совещания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, примерно 1–2 раза в месяц; решения оформляются в виде Протокола, составленного секретарем и подписанного председателем Рабочей группы
Шаг 6 – проект образовательной программы ДОУ обсуждается, дополняется и принимается на педагогическом совете.
Шаг 7 – окончательный вариант образовательной программы ДОУ утверждается приказом заведующего и вводится в действие.
Слайд 5Анализ деятельности ДОУ за последние 3 года
По результатам этой работы
должны быть представлены:
-оценка нормативно-правовых условий ;
-сведения о кадровом составе педагогического
коллектива;
анализ программно-методического обеспечения;
уровень методической работы в учреждении;
сведения о воспитанниках, их родителях (социальный паспорт);
Слайд 6диагностика образовательного процесса ;
информация о дополнительных образовательных услугах;
состояние организационно-педагогических условий;
характеристика
социума.
При анализе следует особое внимание уделить
состоянию
приоритетного направления деятельности учреждения;
определить позитивные стороны образовательной деятельности;
выявить недостатки и проблемы;
установить причинно-следственные связи между ними.
Слайд 7Исходя из анализа определяются цели и задачи образовательной программы в
соответствии с ФГТОП
Программа должна:
- соответствовать принципу развивающего образования,
целью которого является развитие ребенка;
- сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
Слайд 8 - строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей
в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей;
- основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми
Слайд 9Структура образовательной программы ДОУ.
Титульный лист
1 Название ДОУ;
2.«Утверждаю: заведующий ДОУ…».
3.
«Принято на заседании (научно-методического совета, педсовета, малого педагогического совета), дата,
№ протокола.
4. «Согласовано» (УО или МЦ)
5. Год.
6. На обороте титульного листа дается содержание (оглавление) образовательной программы.
Слайд 10Пояснительная записка
Общеобразовательная программа ДОУ№______ обеспечивает разностороннее развитие детей в
возрасте от___ до____ лет с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Слайд 11
Пояснительная записка должна раскрывать:
1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента
детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, сведения о квалификации педагогических кадров
и сведения о семьях воспитанников.
2. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программой___________( указать название, авторов и год издания).
Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются: (сформулировать)
Слайд 12 3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной
образовательной программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности,
потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
4. Особенности образовательного процесса.
Укажите позицию, что «в основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самост. деят-ти детей».
Слайд 13 5. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы
1
ЧАСТЬ (обязательная)
1. Организация режима пребывания детей в ДОУ.
В этом
разделе ДОУ необходимо представить:
- Гибкий режим деятельности в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов, педагогов, медицинских работников, подходы к обучению и воспитанию дошкольников, к организации всех видов детской деятельности;
- Графики взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей;
Слайд 14 - Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм и
с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи
планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду
- Систему закаливающих мероприятий;
- Систему физкультурно-оздоровительных мероприятий
Слайд 152. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.
В
этот раздел включаются материалы, связанные с проектированием, планированием и организацией
текущей образовательной деятельности по всем образовательным областям
Каждая образовательная область может быть представлена в 2-х таблицах:
перечень программ, технологий, пособий;
отбор форм организации обр-го процесса, соответствующих поставленным задачам и выбранным содержанием.
Слайд 16общий объем обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом
воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает
время, отведенное на:
-образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе реж. моментов;
Слайд 17- самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
2.1 Содержание психолого-педагогической работы
по освоению образовательной области
«Физическая культура»
Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Слайд 18 2.2 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области
«Здоровье»
Цели: охрана здоровья детей и формирование основы культуры
здоровья через решение следующих задач:
– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
– воспитание культурно-гигиенических навыков;
– формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Слайд 192.3 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области
«Безопасность»
Цели:
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания
(безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
– формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
– приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
– передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
– формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Слайд 202.4 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области
«Социализация»
Цели:
освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в
систему социальных отношений через решение следующих задач:
– развитие игровой деятельности детей;
– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Слайд 212.5 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области
«Труд»
Цели:
формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
– развитие
трудовой деятельности;
– воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
– формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Слайд 222.6 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области
«Познание»
Цели: развитие
у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих
задач:
– сенсорное развитие;
– развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
– формирование элементарных математических представлений;
– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Слайд 232.7 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области
«Коммуникация»
Цели:
овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через
решение следующих задач:
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
– практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Слайд 242.8 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области
«Чтение художественной
литературы»
Цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через
решение следующих задач:
– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
– развитие литературной речи;
– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Слайд 252.9. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области
«Художественное творчество»
Цели:
формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей
в самовыражении через решение следующих задач:
– развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
– развитие детского творчества;
– приобщение к изобразительному искусству.
Слайд 262.10. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области
«Музыка».
Цели: развитие
музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
–
развитие музыкально-художественной деятельности;
– приобщение к музыкальному искусству.
- развитие музыкальности детей;
- развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Слайд 273. Содержание коррекционной работы
4. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы
(промежуточная и итоговая оценки)
Промежуточная оценка (один раз в
полугодие или один раз в год) – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими Программы по всем направлениям развития детей; это результаты мониторинга.
Слайд 28 Итоговая оценка проводится при выпуске ребенка из детского
сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ.
Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе.
Портрет выпускника может быть составлен педагогическим коллективом ДОУ с учетом нормативных документов. В портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы
Слайд 295. Система мониторинга
должна обеспечивать комплексный подход к
оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку
динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
Исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка
Слайд 30 Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением
Содержание мониторинга должно
быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.
Для выделения содержания мониторинга необходимо соотнести те результаты, на достижение которых направлена используемая в дошкольном учреждении программа, с теми качествами, которые определены в ФГТОП как планируемые результаты освоения Программы
Слайд 312 ЧАСТЬ. Региональный компонент
должна включать НАПРАВЛЕНИЯ, выбранные педагогическим коллективом с
учетом региональных проектов, а также с учетом особенностей вида учреждения
во
второй части образовательной программы надо описать следующие разделы:
Слайд 32Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста
Особенности организации
образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста
Особенности организации образовательного
процесса в структурных подразделениях (лекотека и др.)
Особенности организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания
В каждом из разделов представляется:
- режим работы,
- перечень программ, технологий и пособий,
- формы образовательной деятельности детей,
- результаты освоения Программы.
Слайд 33Условия реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
- Управление реализацией
программы;
- Создание и обновление предметно-развивающей среды;
- Инновационная или экспериментальная
работа;
- Формы сотрудничества с семьей;
Преемственность в работе ДОУ и школы;
Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.
Слайд 34
Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Человек не может
по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим