Слайд 1
Требования к разработке и оформлению методических рекомендаций
Слайд 2Методические рекомендации как один из видов методической продукции
В «Словаре понятий
и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании» (автор Полонский
В.М., М.: "МИРОС", 1995, с. 56) дано следующее определение понятия: «методические рекомендации - комплекс предложений и указаний, способствующих внедрению наиболее эффективных методов и форм работы для решения какой-либо проблемы педагогики».
Слайд 3
Задача методических рекомендаций - пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы
действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе -
мероприятию)
Слайд 4Выделяются четыре уровня методических разработок педагогов:
– первый уровень – адаптивный.
Он предполагает широкое использование известного опыта, передовых методик с некоторыми
изменениями и дополнениями для конкретных условий (класса, предмета и т.п.);
– второй уровень – репродуктивно-творческий. В работах педагогов имеются изменения, существенно дополняющие и конкретизирующие уже известное, но не затрагивающие изменений концептуальных основ обучения и воспитания;
– третий уровень – продуктивно-творческий. Он предполагает разработку новых методик, средств, инструментария, учебных программ курсов и спецкурсов, методических указаний и рекомендаций для учащихся и педагогов;
– четвертый уровень – исследовательский (новая продукция). Уровень представляют работы высокого теоретического уровня и практической значимости, авторские школы, дидактические системы, пособия для учащихся, родителей, специалистов, выполненные педагогом самостоятельно.
Слайд 5Алгоритм разработки
методических рекомендаций
выбор актуальной темы;
определение адресата, т.е. кому будут
необходимы данные рекомендации;
определение цели;
изучение источников по избранной теме;
составление плана;
накопление фактического
материала;
подбор наиболее ярких, характерных фактов для обоснования приведенных положений и рекомендаций;
распределение содержания работы по разделам;
составление методических рекомендаций в соответствии с требованиями.
Слайд 6Структура методических рекомендаций
титульный лист;
аннотацию; сведения об авторе (авторах);
оглавление;
пояснительную записку;
содержание;
заключение;
список
использованной и рекомендуемой литературы по данной теме;
приложения (при необходимости).
Слайд 7Требования к содержанию разделов структуры
1. Титульный лист содержит:
название учреждения (в
порядке нисходящей подчиненности);
название (с пометкой о виде методической продукции
- методические рекомендации);
фамилия, имя, отчество автора;
название города;
год разработки.
Слайд 8
Аннотация размещается на 2 странице и содержит лаконичные сведения:
суть рассматриваемых
вопросов: указывается, чему посвящены данные рекомендации, например, методике организации Интернет-олимпиады
для школьников;
предназначение данных методических рекомендаций, т.е. какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа - учителям, заместителям директоров ОУ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования и т.д.;
источник практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методические рекомендации);
возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (где могут быть использованы настоящие рекомендации).
Внизу 2 страницы помещаются сведения об авторе (авторах) методической рекомендации:
ФИО, должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
Слайд 9
3. Оглавление содержит:
перечень основных разделов методической рекомендации с указанием страниц.
Слайд 10
4. Пояснительная записка содержит следующую информацию:
обоснование актуальности разработки данных методических
рекомендаций: краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу, достоинства и
недостатки рассматриваемого вопроса, значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы, разъяснение, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации;
цель составления методических рекомендаций (например; оказать методическую помощь педагогам, организаторам воспитательной работы с детьми; составить алгоритм подготовки и проведения олимпиад разного уровня - школьных, городских, региональных - с использованием современных информационных технологий и т.п.);
краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций (например: овладение опытом организации виртуальной олимпиады может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла, способствовать повышению мотивации школьников к изучению конкретного предмета и освоению информационных технологий и т.п.);
обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
Слайд 115. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными
вопросами:
решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней
кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме.
Слайд 12
Например, его можно структурировать в следующей логике:
описать (на основе состоявшегося
опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно)
и как (с помощью каких форм и методов - например: автоматизированное тестирование, наблюдение);
дать советы по решению организационных вопросов (разработка плана работы оргкомитета олимпиады; определение этапов олимпиады и сроков информирования ее потенциальных участников, распределение поручений, обеспечение рекламы и т.д.), материально-техническому, финансовому, кадровому обеспечению описываемого вида деятельности;
вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта), предостеречь от типичных ошибок
Слайд 13
6. Заключение содержит:
краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических
рекомендаций