Слайд 1МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ КАК НАУЧНАЯ ОБЛАСТЬ
Слайд 2
Цель математического развития дошкольников
Всестороннее развитие личности ребенка.
Подготовка к успешному обучению
в школе.
Коррекционно-воспитательная работа.
Слайд 3Задачи математического развития дошкольников
Формирование системы элементарных
математических представлений.
Формирование предпосылок математического мышления.
Формирование сенсорных процессов и способностей.
Расширение и
обогащение словаря и совершенствование связанной речи.
Формирование начальных форм учебной деятельности.
Слайд 4Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ
«Количество и
счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
«Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).
«Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.
«Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.
«Ориентировка во времени»: представление о частях
суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».
Слайд 5Значение обучения детей математике
Обучение ведет развитие, является источником развития.
Обучение должно
идти впереди развития. Необходимо ориентироваться не на то, что способен
уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л. С. Выгодский подчеркивал, что надо ориентироваться на «зону ближайшего развития».
Слайд 6
Значение обучения детей математике
Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя
развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в
школе.
Психологические исследования убеждают, что в процессе обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка.
С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.
Слайд 7
Значение обучения детей математике
Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер.
Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и
последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.
Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональными способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).
Слайд 8Значение обучения детей математике
Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет преимущественно
индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем
они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.
Слайд 9 Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка
Умственное
Восприятие, внимание, память, сенсорика, мышление, речь, познавательный интерес, математические ЗУН
Физическое
Развивается мускулатура кистей рук, спины, глаз
Нравственное
Дисциплинированность, организованность, ответственность, аккуратность
Эстетическое
Красота математической мысли, эстетика пособий, чертежей, моделей
Трудовое математика является тяжелым трудом
Слайд 10Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП
Сенсорное развитие (Ощущение и
восприятие).
Источником элементарных математических
представлений является окружающая реальная
действительность, которую ребенок
познает в
процессе разнообразной деятельности, в общении со
взрослыми и под их обучающим руководством.
В основе познания маленькими детьми
качественных и количественных признаков
предметов и явлений лежат сенсорные процессы
(движение глаз, прослеживающих форму и размер
предмета, ощупывание руками и др.).
Слайд 11Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП
Развитие мышления
Мышление —
процесс сознательного отражения
действительности в представлениях и суждениях.
В процессе формирования
элементарных
математических представлений у детей
развиваются все виды мышления:
наглядно-действенное;
наглядно-образное;
словесно-логическое.
Слайд 12Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП
III. Развитие памяти, внимания,
воображения
Память включает в себя запоминание («Запомни —
это квадрат»),
припоминание («Как называется эта
фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»),
узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»).
Внимание не выступает как самостоятельный
процесс. Его результатом является улучшение
всякой деятельности. Образы воображения
формируются в результате мысленного
конструирования объектов.
Слайд 13Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП
IV. Развитие речи
Математические занятия оказывают огромное
положительное влияние на развитие речи
ребенка:
1. обогащение словаря (числительные,
пространственные предлоги и наречия,
математические
термины, характеризующие форму, величину и др.);
2. согласование слов в единственном и
множественном
числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);
3. формулировка ответов полным предложением;
4. логические рассуждения.
Слайд 14Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП
V. Развитие специальных навыков и
умений
На математических занятиях у детей
формируются специальные навыки и
умения,
необходимые им в жизни и учебе:
счет, вычисление, измерение и др.
Слайд 15Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП
VI. Развитие познавательных интересов
Значение познавательного интереса:
активизирует восприятие и мыслительную деятельность;
расширяет кругозор;
способствует
умственному развитию;
повышает качество и глубину знаний;
способствует успешному применению знаний на
практике;
побуждает самостоятельно приобретать новые
знания;
Слайд 16Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП
Значение познавательного интереса
меняет характер
деятельности и связанные с ней
переживания (деятельность становится
активной,
самостоятельной, разносторонней, творческой,
радостной, результативной);
оказывает положительное влияние на формирование
личности;
оказывает положительное действие на здоровье
ребенка (возбуждает энергию, повышает
жизненный тонус, делает жизнь более счастливой);
Слайд 17Пути возбуждения интереса к
математике:
связь новых знаний с детским опытом;
открытие
новых сторон в прежнем опыте
детей;
игровая деятельность;
словесное возбуждение;
стимуляция.
Слайд 18Психологические предпосылки интереса к математике:
создание положительного эмоционального отношения к педагогу;
создание
положительного отношения к занятиям
Слайд 19Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:
объяснение смысла выполняемой
работы («Кукле негде спать. Давайте построим для нее кровать! Каких
размеров она должна быть? Давайте померяем!»);
работа с любимыми привлекательными объектами (игрушками, сказками, картинками и др.);
связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рождения. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит? К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поставить на стол для праздника?»);
Слайд 20Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:
интересная для детей
деятельность (игра, рисование, конструирование, аппликация и др.);
посильные задания и помощь
в преодолении трудностей (ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовлетворение от преодоления трудностей)', положительное отношение к деятельности детей (заинтересованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброжелательность); побуждение инициативы и др.
Слайд 21ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Сознательность и активность.
Наглядность.
Деятельностный подход.
Систематичность и последовательность.
Прочность.
Постоянная повторяемость.
Научность.
Доступность.
Связь с
жизнью.
Развивающее обучение.
Индивидуальный и дифференцированный подход.
Коррекционная направленность и др.