Разделы презентаций


"Организация дошкольного образования в условиях перехода на ФГОС"

Содержание

Какие изменения на государственном и региональном уровнях должна претерпеть система дошкольного образования, чтобы выйти, наконец, из затянувшегося «переходного периода» и эффективно решать поставленные перед ней обществом задачи? Что такое дошкольное образование?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Организация дошкольного образования в условиях перехода на ФГОС





Старший воспитатель: Канкулова

Марита Лябидовна

Организация дошкольного образования в условиях перехода на ФГОССтарший воспитатель: Канкулова Марита Лябидовна

Слайд 3
Какие изменения на государственном и региональном уровнях должна претерпеть система

дошкольного образования, чтобы выйти, наконец, из затянувшегося «переходного периода» и

эффективно решать поставленные перед ней обществом задачи?
Что такое дошкольное образование?
Существует ли в России дошкольное образование как уровень, институциональная ступень системы образования?



Актуализация проблем дошкольного образования в современном обществе

Какие изменения на государственном и региональном уровнях должна претерпеть система дошкольного образования, чтобы выйти, наконец, из затянувшегося

Слайд 4 Для государства – это особая сфера работы

с детьми, в первую очередь, определяющая заботу о детстве в

условиях дошкольных образовательных организаций и вариативных форм работы с детьми. Особое внимание уделяется сокращению очередности, повышению доступности услуг дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет.
Для общества – это особый рынок услуг по уходу и присмотру за детьми на период трудовой занятости родителей, а также рынок стихийных предложений частного характера по поводу индивидуальной работы с детьми в дошкольном возрасте.

Что мы имеем в виду, когда говорим «дошкольное образование»?

Для государства – это особая сфера работы с детьми, в первую очередь, определяющая заботу

Слайд 5 И только для специалистов в области образования,

представителей дошкольной педагогики и психологии дошкольное образование является институтом детства,

занимающимся вопросами развития, воспитания и обучения детей.
Актуальное состояние дошкольного образования в большой мере определяется государственной образовательной политикой, реалиями социально-политической и экономической ситуации, уровнем развития соответствующих областей научного знания.

Что мы имеем в виду, когда говорим «дошкольное образование»?

И только для специалистов в области образования, представителей дошкольной педагогики и психологии дошкольное образование

Слайд 6 Оформление статуса дошкольного образования прошло тернистый путь. Как результат,

образовательное пространство для дошкольника сегодня маркировано такими понятиями, как «ступень»,

«уровень образования», «траектории развития ребенка в процессах обучения и воспитания». Прослеживая исторические этапы развития дошкольного образования, можно однозначно установить, что каждый период характеризовался определенной установкой: на обучение (60-70 годы прошлого века), на воспитание (80-90 годы прошлого века).
С принятием федерального закона «Об образовании» (1992 г.) впервые в заголовке статьи 18 появляется термин «дошкольное образование».

Государственная образовательная политика

Оформление статуса дошкольного образования прошло тернистый путь. Как результат, образовательное пространство для дошкольника сегодня маркировано такими

Слайд 7 Система дошкольного образования, подвергавшаяся модернизации с конца XX века,

целенаправленно продолжила меняться и в XXI веке. Данные изменения нашли

отражение в федеральных государственных требованиях (ФГТ) к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009).
ФГТ были приняты на 10 лет.
«Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.

Государственная образовательная политика

Система дошкольного образования, подвергавшаяся модернизации с конца XX века, целенаправленно продолжила меняться и в XXI веке.

Слайд 8 ФГТ установили принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов

основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции

образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу.
В ФГТ была использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности.
В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.
Для системы дошкольного образования изменения такого рода предполагают, во-первых, изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: не через систему занятий, а через адекватные формы образовательной работы с детьми.

Что изменилось в дошкольном образовании с введением ФГТ?

ФГТ установили принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на

Слайд 9 Малоизученным и очень актуальным остался вопрос о временном дозировании

детских видов деятельности и о конкретных формах работы. К сожалению,

и в новых СаНПин этот вопрос затрагивается частично.
Тем не менее, по мнению разработчиков ФГТ, новые требования к дошкольному образованию были направлены на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.
Но ФГТ к дошкольному образованию касаются только структуры основной образовательной программы и условий ее реализации, а результаты никак не регламентируются.

Что изменилось в дошкольном образовании с введением ФГТ?

Малоизученным и очень актуальным остался вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и о конкретных формах

Слайд 10 В школах отсутствует понимание того, каким должен быть поступающий

в первый класс ребёнок, выпускник детского сада. Некоторые директора школ

относятся к ДОУ как к сателлитам начального общего образования. В результате детские сады, находящиеся в радиусе территориальной доступности отдельной школы, по сути дела, выполняют социальный заказ и родителей, и учителей начальных классов.
В ФГТ к структуре ООП дошкольного образования включён небольшой фрагмент, посвященный результатам образования. Это «портрет» ребенка, каким он должен быть перед поступлением в школу («портрет» пока не детализирован). «Портрет» ребенка-дошкольника и «портрет» выпускника начальной школы, сформулированный разработчиками стандарта начального общего образования, во многом похожи. Это, некоторым образом, было компромиссное решение.

Что изменилось в дошкольном образовании с введением ФГТ?

В школах отсутствует понимание того, каким должен быть поступающий в первый класс ребёнок, выпускник детского сада.

Слайд 11Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступающий в

силу с 1 сентября 2013 года, признаёт дошкольное образование уровнем

общего образования [15, ст. 10 п. 4]. Это предполагает разработку, помимо действующих ФГТ к структуре и условиям реализации ООП ДО, требований к качеству дошкольного образования, т.е. образовательные программы дошкольного образования должны разрабатываться в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.



Государственная образовательная политика

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступающий в силу с 1 сентября 2013 года, признаёт

Слайд 12Теперь дошкольное образование должно обрести социальную значимость, ценность в глазах

общества, должны быть признаны его специфические цели и задачи, а

содержание образования должно соответствовать задачам удовлетворения потребностей в полноценном и разностороннем развитии детей.
Но сегодня пока налицо явное противоречие между реальным статусом, возможностями, назначением дошкольного образования и требованиями со стороны государства, ожиданиями со стороны общества, спросом со стороны семьи.

Государственная образовательная политика

Теперь дошкольное образование должно обрести социальную значимость, ценность в глазах общества, должны быть признаны его специфические цели

Слайд 13Так в обществе сохраняется преимущественный спрос на образовательные услуги, связанные

с присмотром и уходом в раннем возрасте и с подготовкой

к школе детей старшего дошкольного возраста, тогда как истинный смысл и предназначение дошкольного образования состоит в накоплении потенциала развития Детства. До сих пор научно и методически не определено, в чем состоит самостоятельность, самобытность дошкольного образования, каковы пути его интеграции в единую систему образования. Сегодня пока ведутся споры лишь о том, должно ли дошкольное образование быть обязательным или обязательным должно быть только усвоение образовательной программы дошкольного образования в различных формах.


Государственная образовательная политика

Так в обществе сохраняется преимущественный спрос на образовательные услуги, связанные с присмотром и уходом в раннем возрасте

Слайд 14Несогласованность целей на разных уровнях, а также несоответствие целей и

задач средствам их реализации, подмена целей средствами приводит к деградации

цели при переходе от уровня социального заказа государства, общества к уровню образовательных программ и затем к уровню целей, реализуемых в повседневной работе педагога.
Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека, коллектива.
Цели дошкольного образования не конкретизированы в терминах, предполагаемый образовательный результат (цель работы системы) выглядит размытым.




Государственная образовательная политика

Несогласованность целей на разных уровнях, а также несоответствие целей и задач средствам их реализации, подмена целей средствами

Слайд 15Цель дошкольного образования должна быть сформулирована на пересечении трех важных

компонентов: социального заказа (государства), ожиданий общества (семьи) и потребностей детства

(ребенка). При этом важно учитывать определенное правило: возможности государства, обеспечивающие интересы общества, выражающие потребности личности.
Серьёзной проблемой является и обновление содержания дошкольного образования, т.к. содержание образования и содержание общественного развития взаимообусловлены.
Содержание дошкольного образования следует проектировать по основаниям компетентного взрослого, социокультурного опыта и направлений развития ребенка в детстве.




Государственная образовательная политика

Цель дошкольного образования должна быть сформулирована на пересечении трех важных компонентов: социального заказа (государства), ожиданий общества (семьи)

Слайд 16При разработке ФГТ акцент был сделан на изменение подходов к

организации образовательного процесса в детском саду и практически не затронуто

содержание.
Следующий этап модернизации (реформирования) дошкольного образования - разработка федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
О том, что дошкольное образование должно получить свой стандарт, по мнению А. Асмолова, было известно давно.

Государственная образовательная политика

При разработке ФГТ акцент был сделан на изменение подходов к организации образовательного процесса в детском саду и

Слайд 17 01.02.2013 года Министерство образования и науки РФ опубликовало приказ

"О разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", в котором

говорилось о создании рабочей группы по разработке ФГОС ДО и был утверждён её состав.
Рабочая группа должна была представить на утверждение в Минобрнауки России в срок до 5 февраля 2013 г. план разработки ФГОС дошкольного образования.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

01.02.2013 года Министерство образования и науки РФ опубликовало приказ

Слайд 18директор "Федерального института развития образования", советник Минобрнауки РФ, доктор психологических

наук, профессор А.Г. Асмолов (руководитель рабочей группы);
директор Департамента государственной

политики в сфере общего образования Минобрнауки России Е.Л. Низиенко (заместитель руководителя группы);
начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России О.А. Скоролупова;
директор "Института стратегических исследований в образовании" Российской академии образования М.Л. Пустыльник;
вице-президент Российской академии образования, академик, действительный член Российской академии образования, доктор психологических наук Д.И. Фельдштейн

В рабочую группу по разработке стандарта вошли:

директор

Слайд 19разработка проекта ФГОС ДО;
профессиональное и общественное обсуждение проекта стандарта с

привлечением родительского сообщества;
возможность применения стандарта при получении дошкольного образования

в различных формах получения образования;
разработка профессионального стандарта в области дошкольного образования и меры по обеспечению повышения квалификации и подготовке воспитателей;
разработка системы сопровождения родителей детей дошкольного возраста по вопросам образования.

План разработки ФГОС дошкольного образования

разработка проекта ФГОС ДО;профессиональное и общественное обсуждение проекта стандарта с привлечением родительского сообщества; возможность применения стандарта при

Слайд 20ФГОС - это требование нового закона «Об образовании», в котором

дошкольное образование признано уровнем образования и должно работать в соответствии со стандартами.


Стандарт отличается от ФГТ тем, что в нем должны быть и требования к результатам, — это принципиальное новшество.
Российская модель дошкольного образования, по мнению разработчиков ФГОС, до сих пор была основана на представлениях о детстве 40-летней давности, т. к. не проводились психолого-педагогические исследования современного детства. Эту ситуацию нужно менять, ориентируясь, в том числе, на зарубежный опыт.



Об ориентирах стандарта и о том, что он изменит в работе детских садов

ФГОС - это требование нового закона «Об образовании», в котором дошкольное образование признано уровнем образования и должно

Слайд 21По словам председателя рабочей группы Александра Асмолова, «стандарт дошкольного образования должен

обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей

на этой ступени образования».
«Нам как никогда нужно создать такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья, работники системы образования, те, кто создает продукцию для поддержки детства — книги, игры, журналы; люди, которые выступают как защитники детства. Есть шанс, что благодаря новому стандарту Конвенция прав ребенка не на словах, а на деле станет охранной грамотой, поддерживающей развитие детства».


Об ориентирах стандарта и о том, что он изменит в работе детских садов

По словам председателя рабочей группы Александра Асмолова, «стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение

Слайд 22Разработчики ФГОС утверждают, что не ребенок должен готовиться к школе,

а школа должна готовиться к ребенку. И эту стратегию государственной

политики они должны воплотить в стандарте, который станет понятным и нужным для родителей документом, навигатором в мире детства, ориентируясь на который, родители и воспитатели помогут каждому ребенку приобщиться к культуре. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру.
Стандарт должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству.


Об ориентирах стандарта и о том, что он изменит в работе детских садов

Разработчики ФГОС утверждают, что не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку. И

Слайд 23Важное требование к современному дошкольному образованию - уход от академической направленности

программ (А.М. Кондаков).
Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой,

получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться.
Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки — поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни.

Об ориентирах стандарта и о том, что он изменит в работе детских садов

Важное требование к современному дошкольному образованию - уход от академической направленности программ (А.М. Кондаков).Ребенок должен овладеть умением жить

Слайд 24обеспечивает:
единство образовательного пространства РФ;
преемственность основных образовательных программ;
вариативность содержания

программ соответствующего уровня образования;
государственные гарантии уровня и качества образования на

основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП и результатам их освоения.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (Ст. 11 Закона «Об образовании в Российской Федерации»)

обеспечивает: единство образовательного пространства РФ; преемственность основных образовательных программ;вариативность содержания программ соответствующего уровня образования;государственные гарантии уровня и

Слайд 25 Основными идеями государственного стандарта дошкольного образования являются:
гарантии полноценного развития

ребенка;
защита его от некомпетентных взрослых;
регулирование и повышение качества

педагогического процесса;
создание эффективного механизма управления и развития вариативной системы дошкольного образования.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

Основными идеями государственного стандарта дошкольного образования являются:гарантии полноценного развития ребенка; защита его от некомпетентных взрослых; регулирование

Слайд 26 Государственный стандарт дошкольного образования отражает следующие концепции:
концепция психологического возраста

развития ребенка как этапа, стадии детского развития (Каждый психологический возраст

включает в себя особые отношения между ребенком и взрослым, ведущий тип деятельности (общение, предметная деятельность, игра);
научное положение (А.В. Запорожец) об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

Государственный стандарт дошкольного образования отражает следующие концепции:концепция психологического возраста развития ребенка как этапа, стадии детского развития

Слайд 27 ● разработки примерных образовательных программ дошкольного образования;
● разработки

нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
● формирования учредителем государственного

(муниципального) задания в отношении Организаций;
● объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;
● подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников.

Стандарт является основой для:

● разработки примерных образовательных программ дошкольного образования; ● разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; ● формирования

Слайд 28Сегодня мы имеем к началу нового учебного года лишь первоначальный

проект документа, вынесенный на открытое обсуждение для тех, кто заинтересован

в детстве. Без открытого обсуждения, в котором сможет принять участие каждый человек, идеальный во всех отношениях стандарт не родится.
Проект стандарта, по словам А. Асмолова, будет проходить общественное обсуждение в течение всего периода разработки, т.к. "Задача разработчиков ФГОС дошкольного образования – учесть интересы всех участников образовательного процесса, но, прежде всего, – ребёнка» (Т. Волосовец)

Перспективы работы

Сегодня мы имеем к началу нового учебного года лишь первоначальный проект документа, вынесенный на открытое обсуждение для

Слайд 29По итогам общественного обсуждения с 1 сентября пилотные организации дошкольного образования смогут

в пилотном режиме апробировать ключевые положения стандарта.
Прежде всего, это касается системы

финансирования, полностью обеспечивающей государственные гарантии в области дошкольного образования, систему оплаты труда, стимулирующую работников дошкольного образования к качественным результатам, а также к соблюдению оптимальных условий для воспитанников.


Перспективы работы

По итогам общественного обсуждения с 1 сентября пилотные организации дошкольного образования смогут в пилотном режиме апробировать ключевые положения стандарта.Прежде всего,

Слайд 30В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут

разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования.
Параллельно будет идти работа по

разработке профессионального стандарта в области дошкольного образования и мер по обеспечению повышения квалификации и подготовке воспитателей.
Предстоит ещё разработка системы сопровождения родителей детей дошкольного возраста по вопросам образования.



Перспективы работы

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования.Параллельно будет

Слайд 31В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут

разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования.
Параллельно будет идти работа по

разработке профессионального стандарта в области дошкольного образования и мер по обеспечению повышения квалификации и подготовки воспитателей.
Предстоит ещё разработка системы сопровождения родителей детей дошкольного возраста по вопросам образования.



Перспективы работы

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования.Параллельно будет

Слайд 32 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разрабатывается впервые в российской

истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября

2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Поэтому это долгий и тернистый путь.
Дошкольные образовательные учреждения, не планирующие в новом учебном году в пилотном режиме апробировать ключевые положения стандарта, продолжают в своей работе ориентироваться на ФГТ (документа, отменяющего эти требования нет).
Основой содержания методической работы в ДОУ (единой методической темой) в 2013-2014 учебном году должно стать ознакомление с проектом ФГОС ДО.


Перспективы работы

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в

Слайд 33Минобрнауки РФ определилось со сроками подготовки впервые создаваемого в России

ФГОС дошкольного образования. Вступающий в силу 1 сентября новый Закон

об образовании требует создать такой документ. Министерство планировало начать его внедрение уже в 2014 году, но из-за большого объема работы оно перенесено на 2015-й (сообщил источник в Минобрнауки). Ранее в планах министерства числилась полноценная разработка ФГОСа уже к сентябрю текущего года, с последующим утверждением к началу 2014-го. В итоге, как пояснили в министерстве, к сентябрю разработают только концепцию документа. Проект ФГОС(а) появится в 2014 году, в том же году его протестируют в пилотных регионах, а уже в 2015-м начнется внедрение стандарта по всей России.



Последние новости

Минобрнауки РФ определилось со сроками подготовки впервые создаваемого в России ФГОС дошкольного образования. Вступающий в силу 1

Слайд 34Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает

усовершенствоваться другим
Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать !!!

Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другимВсе в наших руках, поэтому их

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика