Слайд 1Организация прогулки в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Консультацию подготовила
старший воспитатель-Хрякова Л.Н.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида
№13 «Солнышко»
Слайд 2
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением
открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности,
и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.
Слайд 3Цель и задачи прогулки
Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления,
физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности
функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки:
- оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
- способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
- оптимизировать двигательную активность детей;
- способствовать познавательному, речевому, физическому художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.
Слайд 4Интеграция образовательных областей при проведении прогулки в соответствии с ФГОС.
Значение
прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, ФГОС
дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов.
В ходе прогулки предусматривается интеграция образовательных областей:
«Физическое развитие».
«Социально-коммуникативное развитие».
«Развитие речи».
«Познавательное развитие».
«Художественно – эстетическое развитие»
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Слайд 5Задачи образовательной области
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие физических качеств
Накопление и обогащение
двигательного опыта детей
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
Слайд 6Решаются через
Подвижные игры
Развитие основных движений
Слайд 7
Задачи образовательной области
«СОЦИАЛЬНО –КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие игровой деятельности детей.
Приобщение к
элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
Развитие
трудовой деятельности;
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
Слайд 8Решаются
Трудовые поручения
Наблюдения
Самостоятельная игровая деятельность
Подвижные игры.
Слайд 9Задачи образовательной области
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
Формирование
элементарных математических представлений;
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
Слайд 10
Решаются в ходе:
подвижных игр с детьми
трудовых поручений
ознакомления с трудом
взрослых
наблюдений
экспериментирования с предметами окружающего мира
целевых прогулок
самостоятельной игровой деятельности
Слайд 11
Задачи образовательной области
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие свободного общения со взрослыми и
детьми;
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи,
произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Слайд 12Решаются
Наблюдения
Самостоятельная игровая деятельность
Подвижные игры.
Слайд 13
Задачи образовательной области
«Художественно-эстетическое
развитие»
1. развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций.
2.развитие эстетических и художественно-творческих способностей.
3.Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
4. Реализация
самостоятельной творческой деятельности детей
Слайд 14Решаются
Наблюдения
1.Восприятие мира
природы (всматриваться,
замечать красоту природы.)
2.Эстетическое восприятие
социального мира
(труд человека)
Организованная
игровая деятельность :
1. Конструирование
(Выкладывание на асфальте, песке, снегу из
природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).
2.Художественно-изобразительная деятельность (Рисование палочкой, на песке, снегу.)
3. Музыка. (Развитие творчества:
песенного, музыкально-игрового, танцевального)
Самостоятельная игровая деятельность
Слайд 15Построение педагогического процесса в соответствии с ФГОС ДО предполагает преимущественное
использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности детей на прогулке:
наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.
Слайд 16
Зона игровой территории включает в себя групповые площадки - индивидуальные
для каждой группы (рекомендуемая площадь из расчета не менее 7,0
кв. м на 1 ребенка для детей младенческого и раннего возраста (до 3-х лет) и не менее 9,0 кв. м на 1 ребенка дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет)) и физкультурную площадку (одну или несколько).
ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов.
Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой.
Продолжительность прогулки определяется организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.
Перед выходом на прогулку работники Детского сада, занятые одеванием детей, должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.
При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка Детского сада. В процессе прогулки воспитатель должен обучать детей навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
Запрещается: - оставлять детей одних, без присмотра работников Детского сада.
Требования к организации и проведению прогулки.
в соответствии с п. 3 СанПин 2.4.1.3049-13
Слайд 17Требования к подготовке и возвращению с прогулки.
Подготовка и возвращение с
прогулки:
Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение
гигиенических процедур:
чистку носа, посещение туалетной комнаты.
Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по
подгруппам:
- воспитатель выводит в приемную одеваться первую подгруппу детей. В эту подгруппу
следует включать медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;
- Помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;
- воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя
заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;
- в помощь при одевании в каждую группу раннего и младшего дошкольного возраста
закрепляются сотрудники из числа рабочего и медицинского персонала Детского сада согласно приказу заведующего Детского сада;
- детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй
подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
Во избежание перегревания детей необходимо придерживаться порядка одевания. Возвращаются дети с прогулки также по подгруппам. Помощник воспитателя забирает с участка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение 10—15 минут с воспитателем.
Слайд 18Требования к содержанию прогулок на участке Детского сада.
Структурные компоненты прогулки
Разнообразные наблюдения.
Двигательная активность.
Трудовая деятельность.
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Каждый из обязательных компонентов
прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и до 25 минут для старших дошкольников и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
Индивидуальная
работа.
Слайд 19Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида
предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной
активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.
Слайд 20Наблюдения – основной метод обучения.
Наблюдения в младшей группе должны занимать
не более 7-10 минут и быть яркими, интересными; в старшем
возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут.
Объекты наблюдений
Живая природа: растения и животные
Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег. текущие ручьи)
Труд взрослых
Слайд 21Виды наблюдения
Кратковременные
организуются для формирования о свойствах и качествах предмета
или явления
Длительные
организуются для накопления знаний о росте и развитии
растений и животных, о сезонных изменениях в природе.
Слайд 22Основные движения и подвижные игры.
Расширяется двигательный опыт детей
Совершенствуются
навыки в основных движениях
Развиваются физические качества
Формируются самостоятельность и
активность
Положительные взаимоотношения со сверстниками
Слайд 23Подвижная игра
Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца
и закрепление 3-4 раза в год)
Младший возраст – 6-10 минут
Старший
возраст –
10-15 минут
Слайд 24Трудовые поручения.
Формы организации труда
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных
группах детского сада.
Коллективный труд
дает возможность формировать трудовые навыки и
умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
Работа в подгруппах
Слайд 25Организация индивидуальной работы.
В соответствии с планированием воспитатель осуществляет индивидуальную
работу по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей.
С этой целью заранее подготавливает все необходимые материалы и оборудование.
Слайд 26Самостоятельная игровая деятельность.
Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления,
полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о
труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.
Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль за деятельностью детей на протяжении всей прогулки.
Слайд 27Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии,
если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с
огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если есть воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.