Слайд 1"Основные направления
и формы деятельности
учителя-дефектолога
(сурдопедагога)"
Слайд 2Сурдопедагогика
– это раздел специальной педагогики (раньше её называли коррекционной
педагогикой и дефектологией). Но суть сурдопедагогики – не исправление недостатка
слуха, а помощь ребёнку в преодолении барьера между ним и окружающим миром.
Дефектология тесно связана с такими науками как: психология, медицина, педагогика и др.
Дефектолог-сурдопедагог - это тот же логопед. Только работает он с детьми, имеющими проблемы со слухом.
Слайд 3Основные цели занятий с учителем-дефектологом:
4
1
2
3
создание положительной
мотивации к обучению;
•восполнение дефицита
общих знаний,
знаний по ФЭМП, развитию речи,
обучению грамоте, чтению,
игре,
конструированию;
осуществление начального этапа коррекции
Слайд 4Должностные обязанности
1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в
развитии у детей и взрослых с нарушением слуха.
2. Обследует детей
и взрослых с нарушениями слуха, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.
3. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций, развитию слухового восприятия и речи детей и взрослых с нарушениями слуха.
4. Работает в тесном контакте с педагогами на местах (занимающихся с посещающими НИИ детьми и взрослыми в других учреждениях): дает рекомендации, беседует с ними, посещает их занятия и уроки.
5. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям и взрослым, имеющим снижения слуха.
6. Ведет необходимую документацию.
7. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
8. Использует в своей работе авторские программы коррекционно-педагогической помощи детям и взрослым с нарушенным слухом.
9. Реализует реабилитационные и образовательные программы.
10. Соблюдает права и свободы детей и взрослых, содержащиеся в Законе Российской Федерации "Об образовании", Конвенции о правах ребенка.
11. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
12. Участвует в деятельности конференций, методических объединений и других формах методической работы.
Слайд 5
3
2
1
Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
Привлекать специалистов
структурных подразделений к решению задач, возложенных на него с разрешения
руководителя учреждения.
Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
П Р А В А
Учитель-дефектолог (сурдопедагог) вправе:
Слайд 6Ответственность
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных
настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством
Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Слайд 7Особенности профессии
Если глохнет взрослый человек, у него есть одно важное
преимущество: он умеет говорить, читать и писать, а порой он
уже владеет профессией, при которой глухота – дополнительная трудность, но не катастрофа.
У ребёнка – всё иначе. Глухой ребёнок должен осваивать мир только с помощью зрения, осязания и обоняния. Ему недоступны обычные школьные занятия, сказки по телевизору, непринуждённые разговоры с ребятами во дворе.
И таким детям нужна помощь сурдопедагога. Он учит малыша, который не слышит ничего или слышат плохо, правильно произносить слова, читать книги, «считывать» чужую речь по губам, обучает его азбуке жестов и дактильной азбуке (азбука, в которой буквы изображаются на пальцах).
Слабослышащему человеку может помочь слуховой аппарат. Но иногда и он уже бессилен, и тогда требуется другая помощь – кохлеарная имплантация (в ухо вживляется устройство, стимулирующее слуховой нерв).
Слайд 8Высококвалифицированный сурдопедагог выполняет ряд профессиональных задач:
• выявляет снижение слуха
у детей;
• проводит углубленное психолого-педагогическое обследование детей с нарушением
слуха;
• разрабатывает индивидуальные программы по тренировке остаточного слуха и по компенсации нарушений (обучение жестовой речи и пр.)
• создает условия для всестороннего развития детей с нарушением слуха с учетом их индивидуальных особенностей;
• консультирует детей и их родителей и т.д.
Слайд 9Рабочее место
Сурдопедагоги работают в школах и детских садах для детей
с нарушенным слухом.
В специальных классах для слабослышащих детей в
обычных школах.
Также они нужны в медицинских учреждениях, в консультационно-реабилитационных центрах.
Слайд 10Сурдопедагог в обычной школе.
Содержание труда учителя-дефектолога шире, чем у учителя
массовой школы. Это связано с необходимостью преодоления последствий влияния дефекта
на развитие личности школьника и соответственно более специфической подготовкой учащихся к самостоятельной жизни.
Как правило, все специальные школы являются интернатами. И это понятно: затруднительно создать необходимые условия для всестороннего развития аномального ребенка в семье или в обычной школе. Отсюда вытекает и особенность работы учителя-дефектолога с родителями учащихся. От них дефектолог получает сведения об условиях, в которых рос и воспитывался ребенок, о времени и особенностях проявления тех или иных отклонений в физическом или психическом развитии, отношении к ребенку и т. д.
Нередко отклонения в развитии ребенка определяются не только дефектом, но и являются следствием и неправильных приемов воспитания и отношения к нему из-за отсутствия необходимых знаний у родителей.
Поэтому перед учителем-дефектологом стоит еще и задача вооружения родителей необходимыми знаниями и умением семейного воспитания аномальных детей. Нередко дефектологу приходится проявлять такт и умение убеждать родителей, чтобы те осознали необходимость поместить ребенка в специальную школу.
Слайд 11Советы родителям:
не бойтесь обращаться за помощью к учителям-дефектологам;
самостоятельно не учите
читать детей, не зная прогрессивных методик;
и, наконец, помните, что плохое
чтение ведет к вопиющей безграмотности. А если нет грамотного языка, то нет и мысли.