Слайд 1
Отграничение умственной отсталости (уо) от смежных и сходных состояний психического
дизонтогенеза
Слайд 2Дети с УО – это
дети со стойким, необратимым нарушением
преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга,
имеющего диффузный характер. Характерной особенностью дефекта является нарушение ВПФ. Это выражается в нарушении познавательных процессов, страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.
Слайд 3Исследования ученых Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К. С.
Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева
и др. дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга органическим повреждением коры головного мозга Именно эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение) должны в первую очередь учитываться при диагностике умственной отсталости
Слайд 4Одной из важнейших задач психолого- педагогической диагностики является отграничение умственной
отсталости от сходных с ней состояний. Большая заслуга в деле
разработки этих вопросов принадлежит дефектологам Т. А. Власовой, Г. М. Дульневу, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Ж. И. Шиф и др.
Слайд 5Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с задержкой психического
развития (ЗПР), которые оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения.
В настоящее время эта категория детей глубоко и всесторонне изучена как с клинической, так и с психолого-педагогической стороны.
Слайд 6Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО
В сравнении с умственно отсталыми
детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциальные возможности развития
их познавательной деятельности, и в особенности высших форм мышления - обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования Однако нужно помнить, что некоторые дети с ЗПР, как и их умственно отсталые сверстники, затрудняются в установлении причинно-следственных зависимостей и имеют несовершенные функции обобщения.
Слайд 7Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна
скачкообразность ее динамики. В то время как у умственно отсталых
детей данный феномен экспериментально не выявлен.
Слайд 8В отличие от умственной отсталости, при которой страдают собственно мыслительные
функции — обобщение, сравнение, анализ, синтез, — при задержке психического
развития страдают предпосылки интеллектуальной деятельности. К ним относятся такие психические процессы как внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух и другие.
Слайд 9Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР, в
то время как для умственно отсталых дошкольников оно может служить
поводом для непроизвольного соскальзывания ребенка с выполнения задания. Особенно часто это происходит, если предлагаемое задание находится на пределе возможностей умственно отсталого ребенка.
Слайд 10У детей с ЗПР имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой
деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР, в отличие от таковой
у умственно отсталых дошкольников, носит более эмоциональный характер. Мотивы определяются целями деятельности, правильно выбираются способы достижения цели, но содержание игры не развернуто. В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно- ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры. Вместе с тем их умственно отсталые сверстники остаются на уровне предметно-игровых действий.
Слайд 11В неврологическом статусе детей с ЗПР не отмечается грубых органических
проявлений, что типично для умственно отсталых дошкольников. Однако и у
детей с задержкой можно увидеть неврологическую микросимптоматику: выраженную на висках и переносице венозную сеточку, легкую асимметрию лицевой иннервации, гипотрофию отдельных частей языка с его девиацией вправо или влево, оживление сухожильных и периостальных рефлексов.
Слайд 12Патологическая наследственная отягощенность более типична для анамнеза умственно отсталых детей
и практически не отмечается у детей с задержкой психического развития.
Слайд 13Особые трудности представляет разграничение ЗПР и тяжелых нарушений речи коркового
генеза (моторная и сенсорная алалия, ранние детские афазии). Они обусловлены
тем, что при обоих состояниях имеются похожие внешние признаки и следует выделить первичный дефект — речевое ли это нарушение или интеллектуальная недостаточность. Это сложно, так как и речь, и интеллект относятся к познавательной сфере деятельности человека
Слайд 14Для дифференциальной диагностики важно знать, что ребенок с моторной алалией,
в отличие от ребенка с ЗПР, отличается крайне низкой речевой
активностью. При попытке вступить с ним в контакт он часто проявляет негативизм, при моторной алалии более всего страдают звукопроизношение и фразовая речь, а возможности усвоения норм родного языка стойко нарушены. Коммуникативные трудности у ребенка все более нарастают по мере того, как с возрастом речевая деятельность требует все большей автоматизации речевого процесса.
Слайд 15Сложности для диагностики представляет разграничение ЗПР и аутизма. У ребенка
с РДА, нарушены все формы до вербального, невербального и вербального
общения. От ребенка с ЗПР такой малыш отличается маловыразительной мимикой, отсутствием зрительного контакта («глаза в глаза») с собеседником, чрезмерной пугливостью и страхом новизны. Кроме того, в действиях детей с РДА наблюдается патологическое застревание на стереотипных движениях, отказ от действий с игрушками, неготовность к сотрудничеству с взрослыми и детьми.
Слайд 16Список источников
1.Специальная психология. Авторы: Богдан Н.Н., Могильная М.М., редактор: Александрова
Л.И.
2.Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.:диагностика умственного развития детей.
- М.: Просвещение, Владос, 1995.
3.Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика.- М., Академия, 2002.
4. «Краткий дефектологический словарь», 1964