Разделы презентаций


Отграничение умственной отсталости от смежных и сходных состояний психического дизонтогенеза

Содержание

Дети с УО – это дети со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер. Характерной особенностью дефекта является нарушение ВПФ. Это выражается

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Отграничение умственной отсталости (уо) от смежных и сходных состояний психического

дизонтогенеза

Отграничение умственной отсталости (уо) от смежных и сходных состояний психического дизонтогенеза

Слайд 2Дети с УО – это
дети со стойким, необратимым нарушением

преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга,

имеющего диффузный характер. Характерной особенностью дефекта является нарушение ВПФ. Это выражается в нарушении познавательных процессов, страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.
Дети с УО – это дети со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения

Слайд 3Исследования ученых Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К. С.

Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева

и др. дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга органическим повреждением коры головного мозга Именно эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение) должны в первую очередь учитываться при диагностике умственной отсталости
Исследования ученых Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер,

Слайд 4Одной из важнейших задач психолого- педагогической диагностики является отграничение умственной

отсталости от сходных с ней состояний. Большая заслуга в деле

разработки этих вопросов принадлежит дефектологам Т. А. Власовой, Г. М. Дульневу, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Ж. И. Шиф и др.
Одной из важнейших задач психолого- педагогической диагностики является отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний. Большая

Слайд 5Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с задержкой психического

развития (ЗПР), которые оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения.

В настоящее время эта категория детей глубоко и всесторонне изучена как с клинической, так и с психолого-педагогической стороны.
Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые оказываются неуспевающими уже в

Слайд 6Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО
В сравнении с умственно отсталыми

детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциальные возможности развития

их познавательной деятельности, и в особенности высших форм мышления - обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования Однако нужно помнить, что некоторые дети с ЗПР, как и их умственно отсталые сверстники, затрудняются в установлении причинно-следственных зависимостей и имеют несовершенные функции обобщения.
Отличительные признаки разграничения ЗПР от УОВ сравнении с умственно отсталыми детьми у детей с ЗПР гораздо выше

Слайд 7Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна

скачкообразность ее динамики. В то время как у умственно отсталых

детей данный феномен экспериментально не выявлен. 
Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики. В то время как

Слайд 8В отличие от умственной отсталости, при которой страдают собственно мыслительные

функции — обобщение, сравнение, анализ, синтез, — при задержке психического

развития страдают предпосылки интеллектуальной деятельности. К ним относятся такие психические процессы как внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух и другие. 
В отличие от умственной отсталости, при которой страдают собственно мыслительные функции — обобщение, сравнение, анализ, синтез, —

Слайд 9Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР, в

то время как для умственно отсталых дошкольников оно может служить

поводом для непроизвольного соскальзывания ребенка с выполнения задания. Особенно часто это происходит, если предлагаемое задание находится на пределе возможностей умственно отсталого ребенка. 
Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР, в то время как для умственно отсталых дошкольников

Слайд 10У детей с ЗПР имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой

деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР, в отличие от таковой

у умственно отсталых дошкольников, носит более эмоциональный характер. Мотивы определяются целями деятельности, правильно выбираются способы достижения цели, но содержание игры не развернуто. В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно- ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры. Вместе с тем их умственно отсталые сверстники остаются на уровне предметно-игровых действий.
У детей с ЗПР имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР, в

Слайд 11В неврологическом статусе детей с ЗПР не отмечается грубых органических

проявлений, что типично для умственно отсталых дошкольников. Однако и у

детей с задержкой можно увидеть неврологическую микросимптоматику: выраженную на висках и переносице венозную сеточку, легкую асимметрию лицевой иннервации, гипотрофию отдельных частей языка с его девиацией вправо или влево, оживление сухожильных и периостальных рефлексов.
В неврологическом статусе детей с ЗПР не отмечается грубых органических проявлений, что типично для умственно отсталых дошкольников.

Слайд 12Патологическая наследственная отягощенность более типична для анамнеза умственно отсталых детей

и практически не отмечается у детей с задержкой психического развития. 

Патологическая наследственная отягощенность более типична для анамнеза умственно отсталых детей и практически не отмечается у детей с

Слайд 13Особые трудности представляет разграничение ЗПР и тяжелых нарушений речи коркового

генеза (моторная и сенсорная алалия, ранние детские афазии). Они обусловлены

тем, что при обоих состояниях имеются похожие внешние признаки и следует выделить первичный дефект — речевое ли это нарушение или интеллектуальная недостаточность. Это сложно, так как и речь, и интеллект относятся к познавательной сфере деятельности человека
Особые трудности представляет разграничение ЗПР и тяжелых нарушений речи коркового генеза (моторная и сенсорная алалия, ранние детские

Слайд 14Для дифференциальной диагностики важно знать, что ребенок с моторной алалией,

в отличие от ребенка с ЗПР, отличается крайне низкой речевой

активностью. При попытке вступить с ним в контакт он часто проявляет негативизм, при моторной алалии более всего страдают звукопроизношение и фразовая речь, а возможности усвоения норм родного языка стойко нарушены. Коммуникативные трудности у ребенка все более нарастают по мере того, как с возрастом речевая деятельность требует все большей автоматизации речевого процесса.
Для дифференциальной диагностики важно знать, что ребенок с моторной алалией, в отличие от ребенка с ЗПР, отличается

Слайд 15Сложности для диагностики представляет разграничение ЗПР и аутизма. У ребенка

с РДА, нарушены все формы до вербального, невербального и вербального

общения. От ребенка с ЗПР такой малыш отличается маловыразительной мимикой, отсутствием зрительного контакта («глаза в глаза») с собеседником, чрезмерной пугливостью и страхом новизны. Кроме того, в действиях детей с РДА наблюдается патологическое застревание на стереотипных движениях, отказ от действий с игрушками, неготовность к сотрудничеству с взрослыми и детьми.
Сложности для диагностики представляет разграничение ЗПР и аутизма. У ребенка с РДА, нарушены все формы до вербального,

Слайд 16Список источников
1.Специальная психология. Авторы: Богдан Н.Н., Могильная М.М., редактор: Александрова

Л.И.
2.Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.:диагностика умственного развития детей.

- М.: Просвещение, Владос, 1995.
3.Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика.- М., Академия, 2002.
4. «Краткий дефектологический словарь», 1964
Список источников1.Специальная психология. Авторы: Богдан Н.Н., Могильная М.М., редактор: Александрова Л.И.2.Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.:диагностика

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика